Maht 430 lehekülgi
2010 aasta
Дети богов
Raamatust
Москва, наши дни. Князь Подгорного Царства Ингве – преуспевающий бизнесмен, глава международной нефтегазовой корпорации, В результате совершенного на него нападения Ингве узнает, что в схватку за обладание давно утерянным наследием свартальвов – могущественным мечом Тирфинг – вступили новые силы. Оставив Москву и привычную комфортную жизнь, Ингве бросается на поиски меча. След приводит его на Тибетское нагорье. Здесь властны еще древние боги, голодные тени бродят по развалинам покинутых монастырей, а за чужаками пристально следит тот, кого местные называют Учителем или Охотником. Случайна ли встреча князя свартальвов и человека с серебряной катаной за плечом или это лишь первый ход в шахматной партии судьбы?
Žanrid ja sildid
Если бы я знала, что тут понамешает автор, то перечитала бы "Старшую Эдду" с "Младшей Эддой" заодно перед тем, как брать книгу в руки. Оно, конечно, круто и интересно, но мне было сложно, так как я привыкла понимать, что хочет донести автор, а также видеть, каким образом меняются классические образы героев древнескандинавских и древнегерманских легенд в тех условиях, куда их помещают на сей раз.
А началось всё, как в боевике лихих девяностых: наезд, разборки, выяснение кто там не прав, устранение, стрелка боссов. Начало, признаться, меня смутило. Но так как в действующих лицах оказался сам князь Подгорного Царства, читать продолжила. И не зря...
То, что происходит на страницах иначе, как дикой каруселью я назвать не могу. Причем, если первая часть летит быстро, но линейно, то вторая больше напоминает пунктир. В первой части классический квест с приключениями и поисками, во второй же - Рагнарек, битва с соперниками и с собой. Первая часть - непрерывная линия повествования и события, что вытекают одно из другого, вторая - что-то на грани бреда и реальности, когда периодически не понимаешь, что происходит и зачем, выныривая с главным героем то в одной, то в другой плоскости. Что было? Что всё-таки не реальность, а игра сознания? Не слишком ли часто нашего героя бьют по голове? Если честно, то покоробило то, что вотчина Эрлика представлена тюрьмой. Причем не комфортабельной норвежской, а нашей российской. Но, тут я понимаю, что саму задумку боевика в стиле девяностых, надо держать, поэтому не только стиль и жаргонизмы, не только жесткость и циничные умозаключения, не только манипуляции и откровенное надувательство, но и соответствующий антураж.
Что касается персонажей, то что хотите со мной делайте, а Ингве мне никак. Более того, как-то он несколько не соответствует не только статусу, но этот момент в книге объясняется и вполне верибельно, но и возрасту. Как мальчишка. Но, опять же, Иамен объясняет сие принадлежностью подгорного князя к племени героев. А у героев профдеформация насчет чувства долга, необходимости бежать и спасать и т.д. и т.п. Поэтому и наивность где-то вылезает периодически. Кстати о Иамене - вот кто загадочен и великолепен. Правда, я так и не поняла, что ж хотел-то в итоге, цель конечная какая была? Ну да ладно. Тем более, я ни одна такая, вот слова Ингве:
Иамен шагнул вперед и по щиколотку погрузился в туман. И пошел к свирепому солнцу за тучевой громадой. Справа и слева, спереди и сзади тепло светились другие восходы, но ему непременно надо было туда, где небо наливалось свинцовой тяжестью… И, что самое обидное, я так и не понял до конца, зачем: спасти? Добить? Не понял и теперь уже почти наверняка не пойму, кем был этот невысокий человек, уходящий во мглу…
Так что как-то так... Дочитала и врубила "В пещере у горного короля" Грига. То что надо было!))
Это песня, от первого и до последнего слова. Именно такое впечатление остаётся от текста.
Тонкое переплетение непереплетаемого, ну казалось бы, ну как можно засунуть под одну обложку скандинавов, восточных лис-оборотней, индейских паучьих божеств и архангела Михаила с христианским раем? Оказалось, что можно, причём так филигранно, что не придерёшься.
Наследник княжеского престола Свартальфхейма свартальв Ингве глава международного нефтегазового концерна (ну а кому как не свартальвам, читай гномам, контролировать все нефтегазы Земли? Логично) заявлен главным героем книги.
Ингве эдакий избалованный представитель золотой молодёжи, у которого есть всё и даже больше, а бонусом нечеловеческие способности, ибо нелюдь. Нос, понятное дело, задран кверху. Мы же не такие как все, мы же лучше всех. Не самый приятный персонаж, но повествование ведётся именно от его лица, именно его глазами нам видится происходящее.
Про всём при этом, он вроде бы положительный и вроде бы действия-то все его вполне оправданы, а вот как-то не веришь ему почему-то. Веришь почему-то Иамену, темному, грязному, неположительному и ничем не оправданному некроманту.
У книги два главных героя князь и некромант, Ингве и Иамен. Если рассказывает Ингве, это не значит, что он "главнее", просто Иамен дитя совсем другой культуры и он не рассказал бы про Рагнарёк так, как сделал это свартальв-полукровка.
Да-да, книга конечно же про Рагнарёк, ну а к чему в конце-концов сводится Эдда?
"Дети богов" это книга Ингве и Иамена, книга полукровок, пожизненных одиночек, осторожных попутчиков, смертельных врагов, несостоявшихся друзей, убивающих друг друга и спасающих друг друга побратимов. Всё это про них двоих. Про Ингве, который пройдёт через жернова внутренней перестройки, которые искромсают и изрежут его похлеще любого меча. Про Иамена, в котором тоже, хочется мне в это верить, что-то станет светлее.
В итоге получилась книга, которая смешная, тяжелая, злая, жестокая, которая цепляет. А не это ли главное?
Читать, а возможно и перечитывать.
Заинтересованным и подавно.
Только что оторвалась от книги. Я ее читаю второй раз – первый как-то смутно. Второй раз – взахлеб. Сейчас я понимаю насколько это зрелое, полное скрытых смыслов произведение. Помимо увлекательного действия и многослойного сюжета интересно было разгадывать героев, действия.
Мы мало знаем скандинавские легенды, поэтому лично я верила безоговорочно, что Локи примотали к скале кишками его сына.
Интересно, есть ли у этой истории продолжение?
Этот роман начинается, как бодрый и задорный боевичок. Но после главы этак пятой боевик плавно перетекает не то в притчу, не то в дзен (не теряя задора и боевитости). История о судьбе детей богов, молодых и полных энергии, спасающих мир. Молодых, потому как что значат несколько прожитых веков за плечами, если впереди вечность? И, как большинство молодых, умных и энергичных людей, дети Вотана и Эрлика больны ужасной и великой болезнью — максимализмом. Цель для них — всё, и, как правило, достигается цель через зло: насилие, обман, кровь. Вот только зло вдруг оборачивается добром, ложь — правдой, а цель, казалось бы, уже достигнутая, оказывается мороком. Ибо "высшая Истина невыразима", и "в конечном счёте ничего не достигается" (это к вопросу о дзен). Книга написана отличным языком. Несколько эпатажен стиль изложения: по моему, некоторый перебор с ненормативной лексикой, хотя, с другой стороны, всё вроде к месту... Сюжет, несмотря на кажущуюся запутанность, в конечном счете оказывается прямым и ясным. Книга читается с огромным интересом. А какие роскошные персонажи: гебист — могучий и на первый взгляд добродушный маг; оборотень-спецназовец; ночная бабочка — лиса-кицунэ, индейский паук — ловец снов... А сами герои — Ингве и Иамен! Вывод: книга получилась. Я открыл для себя нового отличного автора. В заключение позвольте лирическое отступление. Как-то я прочел: "Кто читал одно женское фэнтези, считай, что читал все. А если уж дочитал...". Смешно. И абсолютная ерунда. Одни из лучших фэнтези, которые я читал, написаны женщинами (да и не только фэнтези). Хаецкая ("Меч и радуга", "Анахрон"), Н. Попова ("Конгрегация"), А. Нортон ("Колдовской мир"), а еще Буджолд, Аль Атоми, Дяченко и Зорич (где женщины, вполне возможно, главные составляющие дуэтов). Да продолжать список можно сколько угодно. Огромное им спасибо! А в этой рецензии особенно — Юлии Зонис!
"Бог велик, но лес - больше", - эта пословица индейцев Амазонии как нельзя лучше иллюстрирует эволюцию человеческой гордыни, наше стремление возвыситься даже над собственными кумирами. Недостижимая цель, преследуя которую наши предки построили Вавилонскую башню, покорили Джомолунгму и изобрели обувь на шпильках. Мы вышли в космос и увидели, что за облаками никого нет. Мы добываем нефть оттуда, где должна была пылать Геенна Огненная. Человечество настолько разочаровалось в собственных идолах, что они сами уже не верят в себя. Впрочем, роман талантливого писателя Юлии Зонис не о богах. Это книга о сверхчеловеке, на что автор без смущения намекает в названии. "Дети богов" вообще богаты многочисленными аллюзиями и скрытыми цитатами. Как и другие работы Юлии, этот роман щедр на скрытые подсказки, ключи-приглашения к творческому диалогу между автором и читателем. И вопросы поставлены самые непростые. Если люди произошли от животных, то из кого же эволюционировали человеческие боги? И во что обе действующие стороны превратятся в конце пути? "Дети богов" это прежде всего т.н. приключенческий "роман воспитания", главный герой которого ищет в себе Бога, но находит всего лишь человека. Нарочитый антропоморфизм, с которым Юлия Зонис выводит мифологических персонажей с первых же страниц вступает в противоречие с мировоозрением Ингве, центрального персонажа романа. Урожденный от бессмертных свартальвов, он свято верит в собственную исключительность и ставит на службу этой вере даже свои недостатки. Рискованный сюжетный ход автора - отнюдь не сыновья любовь Ингве к матери, его жгучая ревность к отцу, только подчеркивают стремление героя замкнуть на себе круг мироздания, стать одновременно и альфой, и омегой. Мужество его само создает себе кобольдов, ибо мужественен он. Даже в страдании, по большей части надуманном, Ингве величественен, как и полагается сверхчеловеку. Однако, на протяжении всего произведения типично подростковый эгоцентризм главного героя постоянно подвергается испытаниям. Выбравшись из своей "раковины" в мир взрослых интриг и опасностей, Ингве вдруг неожиданно для себя обнаруживает, что по Земле бродят сущности неизмеримо более могущественные нежели любой из свартальвов. Закостенелые обычаи подземных жителей не подходят для парадоксальной жизни на поверхности планеты. Поиски великого меча Тирфинг приводят героя в Тибет, где, выслеживая хитроумного и саркастичного дракона, свартальв встречает Иамена. Загадочный Охотник, вопреки пониманию Ингве, тратит силы и время на защиту от Теней маленького селения в горах, вместо того, чтобы вступить в игру за обладание величайшим призом в истории. С суровостью врача Юлия Зонис раз за разом ставит Ингве перед моральной дилеммой: "великая" цель или "маленькие" люди. И хотя, с точки зрения свартальва, ответ очевиден, Иамен, единственный помощник в поисках, постоянно выбирает второе. Взросление главного героя происходит на фоне великолепных, завораживающих декораций: Тибетские горы, европейские монастыри, таинственный город Буды (отличная штука автора!) и современный мегаполис. В конце главному герою предстоит побывать даже в загробном мире. Эта часть особенно удалась госпоже Зонис. Ей несомненно удалось передать настроение безысходности и бесконечности скандинавского аналога чистилища. Автора совершенно напрасно попрекали некоторой кинематографичностью повествования - читателю остается лишь отдаться на волю фантазии и наслаждаться тщательно прописанными видами. Не стоит и пытаться предугадать развитие сюжета. Хотя Юлия Зонис и не стремилась поразить наше воображение неожиданными ходами, роман до самой последней страницы держит в напряжении. Оторваться от чтения положительно невозможно. Атвтору удалось создать убедитльный, живой мир, населенный оригинальными созданиями. В романе нет скучных персонажей. Каждый из них по-своему важен и ярок. Грубоватый телохранитель Нили, излишне современный советник Ингри и его арабский друг, девушка-лиса и паук-дримкетчер... Профессор из числа бывших нацистов, русский спецназовец-оборотень, и многие, многие другие. Нужно отдать автору должное, каждый из героев на своем месте и необходим для продвижения сюжета. Отдельно следует отметить потрясающее чувство юмора, с каким написана эта книга. Крепкие, соленые шутки тем более неожиданны от писательницы с научным прошлым. Чего стоит только сцена у фонтана! Финал "Детей богов" логичен и понятен. Круг замкнулся, все что должно было случится - случилось. На протяжении всего романа Ингве с редким упорством искал в себе бога, но нашел лишь человека. Хотя, если вспомнить историю несчастного Володьки-оборотня, так ли уж различаются эти понятия? Не это ли хотел сказать автор? Не знаю. И Ингве не знает. К финалу он пришел повзрослевшим, умиротворенным, но так многого и не осознавшим. Не на все вопросы автор дал ответы, а значит, наша игра еще не окончена. Продолжение "Детей богов" уже аннонсировано, и хорошо зная уровень Юлии Зонис, в качестве второй части можно не сомневаться. Хочется только спросить: "На чьей же стороне играет сама Юлия? На нашей?" ;)
В России же, которая, как известно, Третий Рим, заново открыли великое правило Суллы Счастливого, развитое впоследствии Августом: если убить тех, кому должен, и отобрать их деньги, то можно и рыбку съесть, и на ... не сесть. Так Россия вырвалась из великого круговорота банковских ссуд – угодив, правда, в не менее базисный круговорот красного, белого и серобуромалинового террора.
- Хрен свой засунь Вотану в глазницу. Чтобы оттуда, значит, ясень Иггдрассиль возрос.
Arvustused, 6 arvustust6