Любая работа по истории христианства, его зарождению и распространению, требует титанических усилий, массу труда и осторожности, которая не может быть чрезмерной. Любое утверждение должно быть проверено, а потом проверено еще раз.
И у читателя за спиной должен быть определенный, очень серьезный, багаж знаний по этой теме. Не могу сказать, что мне моего было достаточно. В некоторых вопросах явно надо разобраться глубже.
Карен Армстронг поэтапно разбирает жизненный путь Павла, его послания, цели, которые он преследовал в них, выражения, которые он выбирал. Дает она и распространенную интерпретацию этих посланий, акцентируя внимание на том, что из его речей вписывается в общую направленность идей Павла, а что явно ей противоречит.
Казалось бы, Павел был всего лишь одним из. Он даже не был учеником Христа, а некоторые современники и вовсе не упоминают его в своих работах по Христианству. И тем не менее, он стал одним из столпов церкви, его письма (а так же те, которые написаны позже, но приписываются ему) стали частью Нового Завета и навсегда изменили христианство.
Армстронг подчеркивает, неоднократно повторяет: Павел писал для современников, ему важно было донести суть учения Иисуса до людей, которые испытывали сомнения здесь и сейчас, именно в этих исторических условиях, когда христианство находилось только в начале становления, раздиралось противоречиями изнутри и испытывало сильное давление извне. Важно было найти такие слова, дать такие установки, которые в те страшные времена позволили бы людям обрести веру. Павел не писал заповеди на тысячелетия. И, конечно, не его вина, что отцы церкви использовали его слова именно так, еще и вложив в них смысл, которого Павел не вкладывал.
Тяжело представить, какой силой, твердостью надо обладать, чтобы по-новому прочесть установления, по которым твой народ жил тысячи лет. Но Павел этого не побоялся. Не буква, но дух – вот учение Христа. Подлинные равенство, любовь и милосердие, искреннее сострадание – вот что такое новая религия. Павел обрел ее и готов был сделать все, пойти на любые жертвы, чтобы и другие могли это сделать. Вот что такое христианство, подлинное христианство. Не война, но любовь.
Arvustused
3