Maht 230 lehekülgi
1987 aasta
Синяя борода
Raamatust
Один из самых причудливых и загадочных романов Курта Воннегута, в котором он обыгрывает не только «мифологию искусства» ХХ века, но и архетипы «военной прозы» и мотивы древнегреческой мифологии. Автобиография вымышленного художника Рабо Карабекяна, карьера которого потерпела крах из-за некачественной краски, и история таинственной Цирцеи Берман, пытающейся изменить не только его жизнь, но и взгляды на искусство и свое место в нем, служат лишь обрамлением для притчи, по-новому трактующей известный сюжет творца, его Музы и поисков Вдохновения.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
Воннегут всегда умел писать интересно, необычно, но местами непонятно. Вот и здесь выдумка переплетается с реальными событиями. События, происходившие с одним человеком, приписываются другим. В события из своей жизни Воннегут помещает то одного, то другого персонажа. Да и свои когда-то сказанные слова Воннегут вкладывает в уста то одного персонажа, то другого. Очень часто в тексте есть еле заметные отсылки к предыдущим книгам Воннегута. И, если бы не прекрасный переводчик Юрий Мачкасов, я бы никогда не узнал обо всех этих тонких ходах автора. Так что я еще раз убедился, насколько большую роль играет переводчик в восприятии книги.
Главный герой живет очень необычной жизнью: когда-то художник, теперь же просто вдовец, втянутый в написание автобиографии. Герой был и беден, и богат. Он воевал в каких-то странных войсках. Он пишет картины такие же странные и необычные, как и его жизнь. Он любил когда-то, но сам потерял свою любовь. И через много лет не понял, как и почему потерял свою любовь когда-то. Но ведь все совершенные им ошибки, все его успехи и сделали его таким прекрасным старичком, с которым мы и идем по страницам книги.
Если хочется чего-то легкого и необычного, то обязательно почитайте.
В данном случае, автор – это такая говорящая голова, у которой хорошо подвешен язык. Сейчас таких много. Говорящие головы могут говорить часами, практически на любую тему. А уж на важную тему – ни за что не упустят случая. Или художник-абстракционист, который намалевал что-то (никто не знает что) на холсте и теперь надувается, как индюк от своей значимости. У главного героя куча денег и уйма свободного времени – поневоле начнешь философствовать. К тому же он далеко не молод.
Воннегут, как всегда ироничен и глобален, одна война, другая, геноцид там, геноцид – тут, родился – умер, всё это мимоходом, дескать было, есть и будет. И никто не знает зачем всё это, если не считать того, что раз ты живешь – живи дальше... Всё будет так, как должно быть. А не можешь жить – есть варианты. Я бы назвал эту книгу сборником, собранием житейских анекдотов, объединенных первым лицом и его историей. Синяя борода тут фактически не при делах. Интрига с запертым амбаром меня как-то не вдохновляла.
Что бы я потерял, если бы не причитал эту книгу. В общем-то ничего бы не потерял. Кстати, автор мимоходом допускает несколько довольно «неполиткорректных», злых и сомнительных выпадов в сторону окружающих. Будучи, естественно против войны, которую ему пришлось самому пережить. В целом это такой памфлет против всего плохого. Но, это как бы уже не новость. Все мы «твари» (в переносном смысле), как говорится. За редким исключением...
Многие известные писатели, рано или поздно, ужасаясь происходящему, приходят к одной и той же мрачной мысли. И становятся более откровенными мизантропами, чем пытались казаться до этого (главный герой, собственно, и мечтает остаться совсем одному и послать всех далеко и подальше, что сделать не так просто, как кажется). Вот дошел черед и до Курта Воннегута. Роман представляет собой философское размышление о бессмысленности и незначительности любого существования. И как любую философию эту книжку можно и даже нужно читать эпизодически, временами, отдельными главками или даже страницами. Прочитали сегодня страницу-другую - помедитируйте, посмотрите вдаль и отложите чтение на завтра... Так будет хорошо...
Книжка культурная, потому что насыщена всяческими событиями прошлого, а что есть культура, как не память о них?
Иногда в жизни человека случается что-то, что совершенно его переворачивает, изменяет, заседает в памяти, в душе как заноза. В жизни Воннегута, как и в жизнях многих его ровесников, этим событием стало участие во Второй мировой войне. Во всяком случае, это вторая его книга, прочитанная мною, и эта тема в ней снова поднимается. И поднимается столь уместно и просто, что, кажется, иначе быть не могло и не должно было.
Хотя роман, не думайте, не о войне. Это автобиография (если уместно это слово, когда речь идет о вымышленном персонаже) Рабо Карабекяна, американца армянского происхождения, написанная им в почтенном возрасте 72 лет. Рабо родился в 1916 году. Он прошел войну, служа в инженерном отряде, занимавшемся маскировкой. И так хорошо маскировать союзные войска у него и его сослуживцев получалось именно потому, что все они были художниками. После войны сам Рабо тоже стал художником. И хотя выдающихся успехов на этом поприще не достиг, стать богатым благодаря живописи у него вышло. Ведь он все время выручал друзей-художников деньгами, а они рассчитывались с ним никому не нужными картинами. Тогда не нужными. Но вот сейчас, в 1988-м году, эти картины представляют собой многомиллионное состояние.
Рабо прожил насыщенную жизнь. Он умудрился побыть подмастерьем у ненавистника современного искусства, чтобы потом самому изо всех сил стараться стать творцом именно этого современного и ни на что не похожего нового искусства. Кроме того, он женился, сделал жене двух сыновей, потерял уставшую от его художественных замашек жену, дети отреклись от него, взяв фамилию отчима, он женился второй раз, долго и счастливо жил вместе со второй женой, пока та не умерла. И вот сейчас он, вдовец, пишет свою автобиографию, и она гораздо богаче, чем те голые факты, которые я из нее выхватила. А сподвигла на написание оной старого Карабекяна совершенно невозможная женщина, случайно встреченная им на его собственном частном пляже.
Воннегут мастерски создает образ этого старого армянина, втискивает в небольшую книжицу еще и историю его рода. И это становится еще одним поводом, чтобы подивиться образованности автора. Ведь я о турецком геноциде армян не знала ничего до недавних пор, пока не свела шапочное знакомство с девушкой армянского происхождения и не увидела у нее в фейсбуке в ленте упоминания о годовщине этого черного периода в жизни ее народа. И это при том, что мне до Армении существенно ближе, чем Воннегуту из Америки. Но он знал об этом и даже написал книгу. Не совсем о геноциде, конечно, но и о нем достаточно живо и подробно, чтобы мороз продирал по коже.
По-моему, я нашла автора, к которому у меня нет и быть не может никаких претензий. Второе его произведение - и снова совершенно навылет.
Вот уж истинаая правда: "Никогда не говори "никогда". Только в начале этого месяца сказала, что больше Воннегута читать не буду. Это было после "Колыбели для кошки". Но мне настоятельно порекомендовали прочитать его роман "Синяя борода". И я это сделала. И осталась в восторге.
Нежданно-негаданно в результате получила одно из лучших произведений, что у меня случилось за последнее время. Роман написан от лица вымышленного художника Рабо Карабекян, армянина по национальности, родившегося в Америке в начале прошлого века. На склоне лет он пишет автобиографию, рассказывающую о жизни. А заодно совмещает её с дневниковыми записями, описывающими происходящее уже в 1987 году.
Курт Воннегут в своем романе показал не только жизнь одного отдельно взятого человека, которая и сама по себе, несомненно, интересна и увлекательна, а целый пласт истории мира 20 века. За свою долгую жизнь Рабо Карабекяну пришлось встретиться со многими людьми. И о них рассказывается в романе. Причем, в нем соеденены и судьбы реально существующих людей и истории людей, которых выдумал автор. И их образы так достоверны, что трудно понять, кто есть кто. Но это совершенно не важно. Каждый оставил след в жизни главного героя, каждый определил его путь на определенном участке.
Рабо Карабекян - художник. Поэтому в романе много внимания уделено искусству. А если точнее, то становлению в послевоенные годы такого направления в живописи как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, Марк Ротко, Аршил Горки, - те художники, которые и "родили" это направление. А рядом с ними, в одном ряду, и вымышленные персонажи. Рабо Карабекян, Терри Китчен...
Курт Воннегут в романе много размышляет о том, можно ли считать настоящим искусством эти кляксы, пятна, полосы, выдаваемые этими художниками за искусство? Или его ценность лишь в передаче реальности? Кто они, абстрактные экспрессионисты, гении или халтурщики?
Но все, что мог делать он, и на что способен я, делают теперь фотоаппараты. Я уверен, что именно эта мысль подталкивала импрессионистов, кубистов, дадаистов, сюрреалистов и так далее в их попытках, весьма успешных, создания таких картин, которые не под силу фотоаппаратам и людям вроде Дэна Грегори.
В романе много размышлений не только о живописи, но и о писательстве. Ведь сам Рабо Карабекян начал на склоне лет писать автобиографию. Да и среди других героев есть люди такой профессии. И самому Курту Воннегуту, как писателю, есть что сказать по этому поводу.
Писать надо не для всего мира, и не для десяти человек, и даже не для двух. Пишешь всегда для кого-то одного
И о названии романа. На первый взгляд стоит удивиться, что автор взял в качестве его название сказки Перро. Страшной, надо сказать, сказки. Но оно не случайно. У Рабо Карабекяна тоже была такая закрытая комната, в которую не было ходу никому, и которую он завещал открыть только после смерти. В конце романа мы узнаем, что прятал герой. Лишь в конце. Там, конечно, не было трупов жен. И это все, что я скажу.
Написан ромаан великолепным языком. За что, наверное, большое спасибо надо сказать переводчику Юрию Мачкасову. В его переводе я читала роман. Чуть насмешливый, с долей юмора, приправленный сарказмом, и глубокой любовью к тому, о чем он пишет, и болью о том, что вспоминает.
Обязательно еще почитаю Воннегута. Два романа за месяц, и два таких разных. Два совершенно разных впечатлений. Надо прочитать и третий.
Итак, перед вами автобиография вымышленного художника армянского происхождения и американского произрастания - Рабо Карабекяна. Рабо уже стар, у него появилось не только много свободного времени, но и желание оставить после себя историю своей жизни: как он был учеником у великого Дэна Грегори, как стал любовником его любовницы, как прошел войну и как запер нечто в огромном картофельном амбаре на своей ферме. Не стоит забывать стиль Воннегута, вся автобиография Рабо пронизана сатирой, черным юмором без юмора и иронией, но читается книга очень легко, оставляя после себя тяжесть повседневности и простые радости бытия!
Читать если:
-хочешь познакомиться с творчеством Курта Воннегута;
-любишь необычное повествование об обыденном.
Мы для того и существуем, чтобы помочь друг другу справиться со всем этим, как это ни назови.
Надо без умолчания, во всеуслышание сообщать всем, когда они правы, а когда нет. И тормошить их: «Встряхнитесь! Повеселее! За работу!»
Душевнобольные для нее, видно, подобны Горгоне. Посмотрит на безумца и окаменеет. Тут что-то есть.
Восстанавливая в памяти его слова, поражаюсь, как осторожно в те дни мужчины, даже в гневе, выбирали выражения в присутствии женщин и детей, избегая слов вроде «х… я» или «срань».
Arvustused, 30 arvustust30