Tasuta

Я виновата

Tekst
4
Arvustused
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Почему важно знать теорию, и как она не раз спасала меня

В моей комнате, среди прочих рисунков и фотографий, на стене висит бумажка, на которой написано: «на случай, если захочешь покончить с собой». Там список пунктов, которые нужно выполнить:



Написать психиатру



Написать подруге, которая знает, что такое депрессия и сможет поддержать



Дожить до завтра



Также в момент, когда становится очень плохо я вспоминаю о том, что это не жизнь ужасна, просто мое восприятие мира изменилось. А изменилось потому, что обычные обменные процессы в мозге сейчас нарушились. И все. Не случилось ничего страшного, я не бездарна и не бесполезна. Только биохимия. Когда я не могу встать с кровати, то вспоминаю, что это не навсегда, скоро мой мозг заработает нормально, и силы появятся.



Еще один важный прием, который мне подсказала подруга – вести запись хороших моментов. Плохие ситуации мы и так запоминаем, а хорошие часто стираются из памяти. Особенно во время депрессии, когда кажется, что ты вообще никогда не был счастлив. Я перечитываю их, чтобы вспомнить, что все это было на самом деле. Это действует как заклинание патронуса из книг о Гарри Поттере. Постарайтесь завести привычку записывать самые прекрасные моменты в жизни. Это поможет фокусироваться на них и не забывать, что жизнь не всегда трудна, но иногда и удивительна.



После посещения психиатра я всегда чувствую себя сразу намного лучше. Во многом благодаря тому, что он конкретно описывает, что со мной не так. И не со мной как с личностью, а со мной – организмом. Он напоминает, что все мои проблемы от неправильного функционирования мозга, и предлагает конкретную схему лечения, чтобы это исправить. Выходя из его кабинета, я наполнена верой, что скоро поправлюсь, и жизнь снова станет прекрасной.



Надеюсь, этого будет достаточно, чтобы понять, как важно изучить биологию. И почему эта книга, которая позиционируется больше как дневник, не может обойтись без теоретической части. Это такой же важный момент в моей жизни. Надеюсь, таким же важным станет и в вашей. Не буду цитировать Википедию, в нее и так все могут заглянуть (что кстати не помешало бы). Постараюсь рассказать все своими словами.



Депрессия

Словарь:



Депрессия – заболевание, которое чаще всего складывается из генетической предрасположенности с нарушением биохимических процессов и под влиянием травмирующих событий.



Нейрон – клетка, по которой в нервной системе передаются сигналы.



Синапс (или синаптическая щель) – расстояние между нейронами.



Нейромедиатор – химическое вещество, с помощью которого передается сигнал от одного нейрона к другому через синапс.



Норадреналин, серотонин, дофамин – нейромедиаторы, играющие роль в нашем настроении.



Ангедония – неспособность испытывать удовольствие (например, наслаждаться приемом пищи, красотой заката и т.д.).



Психомоторная заторможенность – слабость, замедленные действия и сниженная способность соображать.



Итак, депрессия. Как часто мы используем это слово. «Я так устала на работе, еще и парень целый день не звонил, а по дороге сломался каблук, все валится из рук – у меня депрессия». Уверена, вы часто такое слышали. Но давайте теперь взглянем на мир глазами человека, у которого слово депрессия написано в клинической карте рукой психиатра (из личного опыта).



«Меня будто переехало катком. Реально. Не могу дышать, физически задыхаюсь. Все тело сводит. Не могу подняться. Будто весь мир замкнулся в одной маленькой точке. Все такое громкое, такое быстрое, весь мир чего-то от меня хочет. Почему ты не звонишь? Давай встретимся? Расскажи хоть что-нибудь. Почему ты такая молчаливая? Как дела? АААААААА



Пожалуйста, хватит. Я ничего не понимаю. Просто оставьте меня. Помыть посуду? Закинуть белье в стирку? Выйти за продуктами? Поесть? Встать? Слишком сложно.  Сложно настолько, что от одной мысли об этом мне хочется рыдать. Нет – кричать. Нет – просто исчезнуть. Почему я не могу раствориться, просто перестать дышать, просто перестать быть. Боже, Тебе ведь ничего не стоит, возьми и останови мое сердце. Хоть что-нибудь. УМОЛЯЮ».



И так до тех пор, пока не вырубишься. Поэтому многие люди в депрессии почти все время спят. Потому что существование невыносимо. Конечно, когда все выглядит так, речь идет уже о выраженном тяжелом депрессивном эпизоде. Однако это еще не все. Множество людей годами с живут с депрессией и могут даже не подозревать об этом. И вот эту часть мы рассмотрим подробней.



Симптомы

Как понять, что ты в депрессии, даже если нет видимых нарушений, сильной грусти и желания умереть?



Здесь есть и эмоциональные и физиологические составляющие. Я постараюсь описать как самые сильные проявления симптомов, так и не очень явные – они могут быть выражены по-разному, и даже наличие только одного из симптомов – серьезный повод обратиться за помощью, особенно если речь идет о физиологии.



Ангедония



Как мы уже разобрались, ангедония – это неспособность испытывать удовольствие. Все стало каким-то серым, туманным, будто смотришь на мир через пленку. Ничего не хочется, нет сил что-то планировать, о чем-то мечтать, куда-то ходить и чем-то заниматься. Все потеряло смысл. Ты задаешься вопросами: «Зачем мне это?», «А в чем вообще смысл что-либо делать?». Иногда даже еда, книги и сериалы не приносят больше удовольствия, не говоря уже о работе или общении с друзьями.



Навязчивое чувство вины и сожаления



Ощущение, что ты во всем виноват, и все обязательно будет только хуже. Тяжело участвовать в социальных взаимодействиях, потому что видишь, как людям тяжело с тобой, и только ты виноват в том, что не способен взять себя в руки и радоваться. Здесь важно понять, что все это – только в голове, и на самом деле не нужно винить себя за слабость и трудности в общении. Однако, избавиться от подобных мыслей совсем непросто. Кажется, что ты – бездарность, бессмысленно за что-либо браться. Ничего не выйдет. Из-за слабости и заторможенного мышления так случается действительно часто, что только усиливает чувство вины.



Самоповреждения



Это не обязательный признак – мы все по-разному воспринимаем боль. Но многие оставляют на теле порезы, ожоги, ушибы, “расковыривают” пальцы рук или раскусывают губы – чаще всего это происходит неосознанно. Иногда это способ заглушить эмоциональную боль физической, а иногда – вспомнить, что ты еще способен что-то чувствовать.



Психомоторная заторможенность



Загрузить стирку, сходить в магазин, приготовить еду? Слишком сложно. Настолько, что ты предпочтешь не есть и не выходить из дома, зарастая грязью и не вылезая из кровати. Начинаешь хуже справляться с работой, постоянно все забываешь и где-то ошибаешься, не хватает сил выполнять новые задачи. Многие люди в таком состоянии часто винят себя за лень, но эта установка ошибочна. На самом деле, сигналы, замедляющие процессы, идут из продолговатого мозга, а в него от коры больших полушарий, которая воспринимает наше состояние как сильный стресс и из-за этого считает, что необходимо сохранять энергию. Не пугайтесь, позже я объясню, как это работает. Также это проявляется в виде слабости, головокружений, сниженного тонуса мышц, затруднения в выстраивании логических связей и проблем с концентрацией внимания.



Нарушения сна и питания



Сниженный или повышенный аппетит, и, соответственно, потеря или набор веса. Постоянная сонливость, ранние пробуждения, невозможность почувствовать себя выспавшимся. Утром ты ощущаешь себя так, будто тебя избили, и ты никак не можешь вылезти из кровати. Готов целый день спать, но чаще всего не получается даже это. Поверхностный сон, частые пробуждения, тревожные сновидения.



Сильный стресс



Со стороны может казаться, что человек, наоборот, максимально расслаблен, однако это не так. Тело постоянно находится в напряжении, а мозг в состоянии, как будто за ним 24/7 гонится страшный хищник. В голове человека – взрывы, а реагировать он на них не способен. Также может появиться тремор, мышечные подергивания и неспособность усидеть на месте – да, последнее, как ни странно, может проявиться вместе с заторможенностью.



Снижение либидо



Тут объяснять много не надо. Человеку с депрессией нет дела до секса.



Мы рассмотрели главные симптомы. Еще раз напомню: если вы узнали себя хотя бы в одном из них, ваш организм пытается подсказать вам, что он не в порядке, и ему необходима помощь! Теперь пришло время разобраться с тем, как подобные состояния функционируют на биохимическом уровне.



Биохимия

Как мы уже узнали из словаря, сигналы в мозге передаются от одного нейрона к другому с помощью элементов, называемых нейромедиаторами. Их существует сотни, но нас интересуют только три: норадреналин, дофамин и серотонин. Почему именно они? Нарушения в передаче норадреналина тесно связаны с психомоторной заторможенностью, дофамина – ангедонией, серотонина – с тревогой и различными навязчивыми идеями (например, обсессивным сожалением), а также с нарушениями памяти и сна.



Можно представить себе мост, соединяющий две стороны оврага, где земля – это нейроны, мост – нейромедиаторы, а расстояние между ними – синаптическая щель. Итак, два нейрона: первый должен передать сигнал другому. Они находятся рядом, но не вплотную, расстояние между ними называется синапсом. Когда сигнал доходит до первого нейрона, он выпускает нейромедиаторы, которые воспринимаются рецепторами второго нейрона. Так работает мозг здорового человека. У человека, больного депрессией, эти нейромедиаторы из-за повреждения нейрона не воспринимаются его рецепторами и «проваливаются в овраг», оставаясь «висеть» в синаптической щели.



Мозг реагирует вполне логичным образом. Ему нужно избавиться от лишнего, и для этого есть два пути: собрать обратно все лишние нейромедиаторы в канал рядом с первым нейроном или расщепить их все ферментами, которые тут как тут уже есть в синаптической щели.

 



В итоге мы получаем человека, мозг которого не усвоил норадреналин, серотонин и дофамин, и теперь этот человек хочет умереть (что вполне логично при описанных выше симптомах).



Первое обращение к психиатру

Когда я впервые решила обратиться к врачу, было страшно. Я не знала, чего ждать, что нужно рассказать. Казалось, что все мои проблемы выдуманные, что я просто эмоциональный и пессимистичный человек. Я уже не обращала внимания на свои проблемы со сном, с питанием, постоянное чувство тревоги и нежелание жить. Все это казалось нормальной составляющей жизни. В 18 лет я впервые столкнулась с идеей, которая меня поразила, когда подруга спросила: «А ты знаешь, что оказывается есть люди, которые никогда не думали о суициде?» Для меня это на полном серьезе стало откровением. Я думала, что это что-то типа функции по умолчанию. В тот момент я поняла, что, кажется, мои проблемы все-таки не выдуманные.



Я не верила, что таблетки могут помочь. Как простые лекарства справятся с эмоциями? Когда врач произнес слова «генерализованное тревожное расстройство и депрессия», я впала в ступор. Как это расстройство? То есть то, что я чувствую – ненормально? А с этим что, еще и справится можно, и вы мне поможете?



С первого раза помочь не получилось, заработала только третья схема лечения. Но заработала! Когда я больше вникла в механизм возникновения тревоги и депрессии, стало понятно, почему все-таки таблетки могут помочь от таких эмоций. Больше я никогда не боялась антидепрессантов.



Антидепрессанты

Все слышали про них, но мало кто понимает, что именно они из себя представляют. Это не таблетки «счастья» и, тем более, не наркотики. Они не сделают здоровых людей счастливее, не вызывают зависимости и никого не сделают «овощем». Давайте изучать.



Одними из первых были открыты так называемые ингибиторы МАО (моноаминоксидазы – того самого злосчастного фермента, который собирается расщепить нейромедиаторы). Антидепрессанты не дают ферменту сделать свою работу, и тогда нейромедиаторы снова и снова пытаются соединиться со вторым нейроном. В конце концов у них это получается, и человек начинает чувствовать себя лучше. Позже был открыт еще один вид антидепрессантов – трициклические (названы так из-за строения молекул). Они воздействуют на мозг иначе, не давая первому нейрону обратно захватить несчастные нейромедиаторы. А дальше происходит все то же самое.



Однако, оба поколения антидепрессантов обладали неприятными побочными эффектами и назначались с большой осторожностью, пока не были открыты так называемые селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (а позже, дофамина, норадреналина или серотонина и норадреналина вместе). Они работают подобно трициклическим антидепрессантам, но намного мягче и избирательней (селективней), что уменьшает количество побочных эффектов. Во всех развитых странах их назначают в первую очередь, постепенно повышая дозировки и также постепенно снижая их при окончании терапии.



Существует миф, что антидепрессанты – это наркотики, которые вызовут привыкание и сделают тебя овощем. Нет, нет и нет! Да, даже у самых безопасных лекарств есть побочные эффекты, но не больше, чем у всех остальных лекарств в принципе, к тому же все зависит от вашего организма. Кому-то подходят одни таблетки, кому-то другие, и при возникновении неприятных побочек всегда можно обратиться к врачу, чтобы заменить лекарство. Существует еще такая штука, как синдром отмены. Но она грозит вам только, если вы совсем балда и не соблюдаете рекомендации врача. У меня была такая история. Через 6 недель лечения я бросила таблетки, думая, что они заработали, а значит, больше не нужны. Все потому, что не до конца поняла врача и не думала, что стоит переспросить. Синдром отмены работает так: вы долгое время принимали лекарства в нормальных таких дозировках и вдруг в один день решили все бросить. Бам! Накрыло еще хуже, чем было до лечения. «Ну все, у меня зависимость, и я больше никогда не смогу жить без лекарств». Нет, дружок, просто заканчивать лечение нужно также постепенно, как и начинать, чтобы не выбивать почву из-под ног твоего организма, а дать ему время адаптироваться и понять, что дальше придется справляться самому.



Еще один распространенный миф – антидепрессанты придется принимать всю жизнь. Это чаще всего не так. В большинстве случаев после 6 месяцев ремиссии их пробуют постепенно отменять. Если первые же таблетки вам подошли, и они начали действовать, большая вероятность, что через полгода-год вы будете здоровы и забудете о лекарствах. Иногда бывает так, что выбранный врачом препарат не действует. Это не значит, что он (препарат или врач) плохой, такое бывает. Так уж выходит, что психиатры, в отличие от других врачей, не могут заглянуть в организм человека и посмотреть, что же конкретно в голове работает не так, они вынуждены опираться только на слова пациента и свой опыт. Существует несколько «линий» антидепрессантов и других психиатрических лекарств, и врачи выбирают сперва самые безопасные (с меньшим количеством побочных эффектов) препараты из первой линии, затем, если они не помогают, пробуют другие, пока не получится подобрать идеальную схему лечения. Поэтому иногда процесс выздоровления может занять больше года, но только в самых редких случаях затянется на всю жизнь.



Да, существуют расстройства, которые до конца не вылечиваются и вынуждают человека жить на лекарствах. Но даже это не страшно. Например, люди с диабетом или повышенным артериальным давлением также должны постоянно принимать таблетки. Это не делает качес