Вроде бы мне нравились книги Нивена. Цикл про мошкитов, несмотря на тот очень странненький перевод, который был порождён в девяностые не иначе как первой итерацией Промта, помню, читала с живым интересом. И тут вот решили издать значительно более свежий роман, в приятном оформлении и с переводом, который сделан человеком, то есть в нём слова составлены в осмысленные предложения. Но результат по итогу оказался таким же своеобразным, потому что вопросов к тексту меньше не стало. Просто тогда я размышляла, что имел ввиду Промт, а теперь - что хотели сказать авторы.
"Чаша небес" - восхитительный пример самокопирования. Серьёзно, тут треть сцен просто забрана из "Мошкитов" и вставлена в новый роман без всяких попыток как-то переоформить, а идей - так и вовсе половина.
Конечно, можно сказать, что не так уж много вариантов развития в ксенофантастике, поэтому сюжет вынужден выбирать либо космогонический ужас иной цивилизации, непостижимый слабым человеческим разумом, либо относительно усреднённую форму разумной жизни, которая со своими тараканами в сознании, но которая вполне себе постижима. И в целом да. Только даже вне проблемы отчаянных повторов роман оставляет ощущение не катастрофы, но глубокого сомнения - точно.
Я сначала решила, что книга просто очень пожилая, и она из той фантастики, что состарилась неудачно; но нет, проверила и убедилась, что написана она в десятых годах, то есть, по меркам фантастики - прям очень современный экземпляр. Однако читается как что-то из семидесятых, причём именно в не лучшем своём исполнении: унылое повествование и бестолковые персонажи, но самое главное - сценариум, которым всё это густо присыпано. Здесь всё происходит просто потому, что авторам так удобно.
Фабула сюжета очень проста: Земля увидела откуда-то издали планету, которую, вероятно, можно колонизировать, и специальная экспедиция туда полетела. Где-то на полдороге экспедиция поняла, что их двигатель сходит с ума, стала тормозить, и это позволило вахтенным обнаружить нечто непонятное в лице искусственного объекта объёмом со всю Солнечную систему, который совершенно точно заселён. Дальше люди, которые не очень хотят помереть от голода из-за отказа двигателя, решают, что ну раз уж так получилось, то пойдём исследовать, спускаются в чашу и знакомятся с аборигенами.
На отдалении смотрится неплохо и даже местами перспективно, пусть и избито, но стоит только приблизить и всмотреться, как вопросы к происходящему начинают множиться в геометрической прогрессии. Есть в благословенных интернет-глубинах мемы про учёных из фильма "Прометей", и я никак не могла отделаться от ощущения, что в романе представлен тот же экипаж, который в целях конспирации сменил имена, но и в этом потерпел неудачу.
Потому что всё последующее повествование выстроено на том, что люди бегают от нелюдей, а нелюди бегают за людьми. Чего бегают, куда, зачем, что люди вообще получить-то хотят - ничего непонятно, они просто мечутся по странному искусственному миру и занимаются непонятно чем, преимущественно - романтическими страданиями.
Как же меня раздражали эти любовные линии всех персонажей, потому что абсолютно неинтересно читать ни розовые сопли о том, кто, кого и как вытаскивал из депрессии, ни сексуальные сцены, которых здесь для жанровой sci-fi книги про первый контакт натыкано удивительно в избытке. Более того, я просто не понимаю, зачем это вообще, почему кто-то счёл хорошей идеей набрать любовников в экипаж, который предполагается в случае чего разморозить и отправить в исследовательские миссии. Как будет справляться экспедиция, если эти двоё партнёров вдруг разругаются? Точно не будет никаких проблем? А что там с субординацией? А с иерархией? Даже на обычной скучной работе в офисе любовные отношения между коллегами не то, чтобы сильно поощряются, а тут целая межзвёздная экспедиция с потенциальной перспективой убиться где-то ещё до прибытия на планету. Экипаж же занят любовными драмами и страданиями, кто с кем спит и на ком хочется жениться, вместо того, чтобы решать совершенно практические проблемы.
Для меня звучит сомнительно, но это ладно.
Потому что вся экспедиция спуска в чашу звучит ещё более спорненько, на пару со всем наполнением ковчега. Из пролога явно следует, что на Глории подозревали жизнь, колонистов отправили с расчётом на то, что там есть какая-то биосфера, причём никто точно не в курсе, насколько она примитивна - а вдруг там саблезубые сухопутные кальмары бегают по фиолетовым хищным кустарникам.
При этом среди экипажа вообще нет профессиональных военных - Земля просто отправила кучу гражданских в никуда без всякого размышления, как они там обустраиваться будут. То есть Рим до нашей эры знал, что сначала на чужие территории заходит легион и строит каструм, а человечество примерно XXIII века - нет.
Поэтому в чашу в абсолютно чуждую экосистему с неизвестно чем, которое совершенно точно разумно, но недружелюбно, отправляют каких-то невнятных людей без вооружения, без боевого опыта, без настоящей подготовки, и выживают они в этом бардаке только по счастливому стечению обстоятельств, которое прописано авторским произволом.
Здравый смысл подсказывает, что вместо условного десятка учёных там должны были высадиться две мобильных группы космодесанта с болтерами и пиломечами морских котиков с крупнокалиберным автоматическим оружием. Которые, так и быть, прихватили бы с собой по одному универсальному исследователю, заодно и функцию дипломатов на себя взявших. Потому что убеждаться в безопасности местности и добывать ресурсы для выживания - задача правильно обученных людей.
Да, у колонистов ограничены ресурсы, но это значит, что их надо распределять разумно.
В общем, к подготовке миссии вопросов реально столько же, сколько к славному "Прометею".
По общему смысловому наполнению роман сильно напоминает четвёртый том из цикла про легион Бобов, но тот был написан местами задорно, а здесь мало того, что постоянно хочется спросить "вы как вообще в космос-то вышли", так ещё и тоска зелёная, а не повествование, бесконечное переливание туда-сюда воды про неудобную экосистему и отсутствие ночи. К десятому упоминанию тяжести бытия при постоянном свете персонажей хотелось придушить. Чтоб не мучились, конечно.
Вдобавок опять фигурируют разумные динозавры. Кто бы знал, как же я ненавижу эту идею про сверхразвитую цивилизацию динозавров, которая когда-то была, а потом сплыла. Нет, я понимаю, мемы про рептилоидов смешные, но это, во-первых, мемы, за счёт чего и вывозят быть конспирологическим фольклором, во-вторых, рептилоиды в оригинале - существа извне, а не зародившиеся на Земле. Не понимаю, откуда взялась эта мода и почему она так живуча. Динозавры мне не понравились решительно, возникающие в конце коты и змеи ничего. Восстание Спартака от кошкообразных аборигенов - опять же, не то, чтобы что-то свежее, но придаёт какой-то динамики всему происходящему, хотя бы тем, что отвлекает человеков от их романтических бездн и осознания себя уникальными снежинками.
Единственным интересным моментом книги для меня лично была, пожалуй, сама биомеханика устройства чаши с похищением новых видов для дальнейшей интеграции в биосистему. Звучит, как минимум, занятно. Да, может, не слишком надёжно, а ещё требует очень много ресурсов, но куда торопиться существам, которые летят вместе со всей своей биосистемой к чему-то, что вызвало интерес у их создателей. Также для меня любопытной частью интриги, пожалуй, остаются и те Древние, кто всю эту махинищу собрал и отправил в полёт; очевидно, что это не динозавры, которые, как бы не кичились своей высокоразвитостью, умеют только сохранять какие-то чужие технологии, но не преобразовывать их. За пару тысяч лет существа, построившие хабитат таких размеров, давно бы сублимировались и отъехали на следующий слой реальности, чтобы там вычислять число Пи до квантиллиона, и едва ли продолжали бегать с копьями и луками ради забавы. Тема про Древних, Предтеч и прочих Архитекторов просто глубоко мной любима. Настолько, что я даже могу проигнорировать часть очень спорных решений, которых в книгу упихано просто под завязку. Но всё же местами это совсем уж нестерпимо.
В целом я вообще не уверена, что на весь цикл "Мира-чаши" стоит тратить время. Это максимально вторичное произведение, в котором авторы просто переписали всё то, что у них уже неоднократно использовалось в ранних работах, причём делали это не слишком старательно как композиционно, так и научно. Количество редакторских сносок с вопросами к расчётам о двигателе и расстояниях - яркий тому пример. Такое ощущение, что над книгой не старался никто, а отдуваться должен читатель. Если бы это был дебютный роман, тогда ещё ладно, но от состоявшихся фантастов - очень странно. На тему контактов с инопланетной жизнью, сильно отличающейся разумом и формой, есть много произведений, и "Мир-чаша" скорее в конце этого списка, чем в его начале. Meh.
Arvustused
5