50 «можно», с которыми маме станет легче жить

Tekst
1
Arvustused
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Kas teil pole raamatute lugemiseks aega?
Lõigu kuulamine
50 «можно», с которыми маме станет легче жить
50 «можно», с которыми маме станет легче жить
− 20%
Ostke elektroonilisi raamatuid ja audioraamatuid 20% allahindlusega
Ostke komplekt hinnaga 8,70 6,96
50 «можно», с которыми маме станет легче жить
Audio
50 «можно», с которыми маме станет легче жить
Audioraamat
Loeb Лена Бук
4,47
Sünkroonitud tekstiga
Lisateave
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

08. Можно не знать ни одной колыбельной

 
Баю-баю-баю-бай,
Маме мозг не телепай.
 

Когда наш сын орал и его надо было срочно укачать, как назло, забывались все классические колыбельные. Мне на выручку приходили какие-то неведомые силы подсознания, я включала режим «что вижу, то пою» – и погнали! Как в легендарной комедии:

 
– Я и с Ленкой посижу,
И за тестом погляжу,
Отправляйтесь на дежу…
– Ну, тогда я ухожу.
 

Итак, если кому надо, профессионально подбираю рифмы к словам:

«Санечек» – звоночек, дружочек, пирожочек, ангелочек, сыночек и коронное семейное «лапулечек».

«Ребенок» – пупсенок, зайчонок, котенок и все другие детеныши животных с суффиксом – онок-. И «лапуленок», конечно, куда ж без него.

«Сашок» – малышок, пирожок и, разумеется, «лапушок».

Затем всю эту уменьшительно-ласкательную милоту мы забрасываем в воображаемый шейкер и выдаем импровизации на тему:

 
Баю-баю, мой Сашок,
Мой любимый пирожок.
Спи скорей, Санечек мой,
Мой дружочек дорогой.
Отдыхай котенок, сладкий лапуленок.
 

И так далее до бесконечности или достижения желаемого результата. Самое удивительное, как в этот момент работает мозг. Он включает режим «автопилотного творчества» и параллельно пению вполне может продумывать планы на завтра, оценивать содержимое социальных сетей и даже генерировать новый текст!

Интересно, что у нас с мужем были разные методики укачивания, и их смена действовала просто волшебным образом. Я заметила, что не могу петь медленные и протяжные колыбельные. Даже самые простые «баю-баюшки-баю» получались у меня достаточно ритмичными. Я качала ребенка и легонько постукивала ладонью по спинке в такт песням. В то время как муж обычно пел что-то медленное, неспешно ходил с Сашей по комнате и выдерживал все необходимые паузы. Споет одну фразу, потом в голове у него играет проигрыш, а затем он начинает петь следующую строчку – так, как должно быть в песне. Мне же любая пауза казалась недопустимой, я реально думала, что, как только замолчу, ребенок начнет плакать. Забавно, но оба наших способа работали. Так на практике мы выявили два основных принципа подбора колыбельных:

1. Ребенку без разницы, что ему поют.

2. Родной человек, тепло его рук и внимание намного важнее репертуара.


И напоследок еще один интересный лайфхак. Опытным путем я выяснила, что лучшее средство от ночной истерики моего трехмесячного сына – вот эта песня: «Потому, потому, что мы пило-о-оты, небо наш, небо наш родимый до-о-ом…» Действовало безотказно, примерно на втором-третьем круге наступал крепкий младенческий сон. Классические колыбельные так не работали. Легендарный белый шум, кстати, тоже.

Когда я поделилась своими мыслями на эту тему в социальных сетях, друзья в ответ рассказали, какие нестандартные «колыбельные» пели своим детям. Большинство – из классических советских фильмов, как и мои «Пилоты». У меня в итоге сформировался такой хит-парад:

• «Капитан, капитан, улыбнитесь».

• «Старый клен».

• «Весна на Заречной улице».

• «Вот кто-то с горочки спустился».

• «Катюша».


В какой-то момент я так устала от собственного репертуара, что начала просто мычать на мотив колыбельной «м-м-м» или петь «чи-чи-чи». И это сработало! А еще позже попробовала просто сидеть рядом, пока малыш возится в кроватке перед сном. А однажды стала совсем дерзкой и решила выйти из комнаты до того, как он заснул. И о чудо! Ничего страшного не произошло. Так примерно к девяти месяцам Саша стал засыпать самостоятельно. Я до сих пор считаю это подарком небес в качестве компенсации за бессонные ночи на протяжении двух с половиной лет. Факт остается фактом: можно петь все что угодно, либо не петь вовсе. Пробуйте, и да пребудут с вами вдохновение и вокальные данные!

Практическое задание

•Составьте список ваших любимых песен, которые можно петь малышу. Это могут быть медленные или ритмичные композиции. Главное, чтобы вам было удобно и приятно их исполнять. В идеале вы должны знать песни наизусть, впрочем, импровизацию и «на-на-на-на-на» тоже никто не отменял.

________________

________________


Попробуйте сегодня же обновить свой реолыбельных и понаблюдайте за реакцией – вашей и ребенка. Комфортно ли вам исполнять то, что вы выбрали? Стала ли рутина с укачиванием чуть приятнее? Если разница незаметна с первого раза, не отчаивайтесь! Возможно, вы пока не нашли свою колыбельную, а может быть, стоит попробовать обойтись и без песенного сопровождения.

09. Можно не геройствовать, если ребенок не спит


Я знала, что малыши плохо спят по ночам и мамы с папами постоянно встают, качают, носят на руках, поют колыбельные и кормят. Однако где-то на подсознательном уровне была уверена, что все эти ночные бдения конечны. Точнее, не бесконечны. Сначала ребенок плачет, пока режим не установлен. Потом еще несколько недель, пока колики. После перерыв. Потом зуб полез – еще несколько дней без сна. И снова перерыв. Затем следующий зуб… И так далее. Увы, в нашем случае перерывов не было. До двух с половиной лет Саша плакал каждую ночь по несколько раз. Не просто плакал, а орал до хрипоты и рыдал горькими слезами. С промежутками в пару часов.

А с утра пораньше нас встречал милый улыбчивый малыш, который в течение дня не давал ни одного намека на то, что его что-то беспокоит. Зато все эти признаки были налицо у меня: опухшие от слез глаза, гудящая голова, боли в пояснице, отвратительное настроение и ни малейшего желания шевелиться.

Неврологи прописывали ребенку лекарства, остеопат снимал мышечные спазмы, гомеопат назначал препараты для спокойного сна – все безрезультатно. Мы водили малыша в храм, жгли по ночам свечи, соблюдали приметы и поили Сашу святой водой, клали спать в нашу кровать и возвращали обратно в детскую, долго гуляли перед сном, мазали эфирными маслами, показывали специалистам по нетрадиционной медицине – бесполезно. Каждый новый метод давал надежду, за которой следовали разочарование и слезы в подушку. Это очень сложно – месяц за месяцем ложиться в кровать и знать, что в любой момент ты подскочишь, чтобы снова попытаться помочь ребенку успокоиться. И снова не будешь знать, что делать. Каждый раз я ловила Сашины жесты и мимику, чтобы понять, что же его беспокоит. Живот, голова, зубы или что-то еще? Жарко ему или холодно? Хочет пить или есть? Порой мои нервы не выдерживали, и я рыдала вместе с сыном или кричала ему в ответ: «Да я не понимаю ничего! Как я могу тебе помочь?!» До сих пор удивляюсь, как мы с мужем пережили это, где брали силы и за счет чего сохранили остатки адекватности.

Думаю, одна из причин в том, что мы верили: это скоро пройдет. Не может же он вечно плакать? Небольшое облегчение пришло только через два с половиной года. Мы убедились, что у ребенка нет никаких медицинских причин рыдать каждую ночь, что его ничто не беспокоит, и обратились к эксперту по сну. Да, я и раньше читала о важности режима, старалась соблюдать гигиену сна, включала сыну белый шум, затемняла окна, но все это было бессистемно. А главное, не было профессиональной поддержки. Теперь у нас появился человек, который разумно и аргументированно объяснил, в какие моменты можно не реагировать на плач и как постепенно научить Сашу самостоятельно справляться с ночными пробуждениями, а впоследствии избавиться от них. И всего через несколько недель методичной работы нас ждала первая в жизни «подарочная» ночь: сын спокойно проспал до самого утра без слез.

Практическое задание

• Если у вашего ребенка серьезные проблемы со сном, которые не связаны с зубами, коликами и прочими медицинскими причинами, не теряйте времени – обратитесь к специалисту. Он поможет наладить режим и правильно организовать спальное место, научит техникам самостоятельного засыпания и объяснит, как и когда стоит реагировать на ночной плач ребенка.


Главная цель этой главы – еще раз сказать вам, что вы не одиноки. У меня тоже отваливались спина и руки, я тоже литрами заливала в себя кофе и клеила под глаза патчи в надежде, что они прикроют синие круги. Держитесь. Я горжусь вами и восхищаюсь.

10. Можно заряжаться от малыша, как от батареи


Пожалуй, это будет самая ванильная глава, но без нее книга о материнстве не была бы достаточно честной.


Как бы сильно мамы ни уставали, насколько бы ни были измотаны бессонными ночами и тревогами, что бы у них ни болело, они всегда будут умиляться и любоваться своими детьми, если те улыбаются. Кажется, улыбки и смех – это какое-то тайное оружие, выданное природой детям, чтобы они держали взрослых на коротком поводке.

Я помню, как сидела на кухне с двухнедельным сыном на руках после очередного долгого и мучительного кормления – еще не восстановившаяся после родов, уставшая, совершенно потерявшаяся в собственных мыслях и ощущениях, – и смотрела, как он спит. Вдруг на Сашином лице появилась первая улыбка. Неосознанная, во сне, но уже улыбка. Боже, как это было прекрасно! Я растаяла, как пломбир на июньском солнце, а по щекам покатились слезы, впервые за долгое время – от счастья.

Сейчас, конечно, я понимаю, что двухнедельные младенцы особо не блещут красотой, а эмоциональные бури их мам вызваны гормональными скачками, но в тот момент это было похоже на какой-то ускоренный заряд моих внутренних батареек. Р-р-раз – и ты выныриваешь из уныния и радуешься этому маленькому чуду. И где-то в глубине души даже гордишься: это ведь ты родила человека, который уже умеет улыбаться!

 

Позже, когда он стал делать это осознанно, во весь свой беззубый рот, когда смеялся, глядя мне в глаза, волшебный генератор энергии начинал работать в турборежиме. Пусть потом снова наступал ночной кошмар или очередной «день сурка», но в подсознании уже мелькнула сакраментальная мысль: «Дети – это счастье». И не просто мелькнула, а прописалась где-то на уровне ДНК. Не удивлюсь, если женщины, требующие поскорее рожать им внуков, мотивированы как раз подобными воспоминаниями о своем декрете.

Так я заметила, что сын может не только забирать мои ресурсы, но и восполнять их. Главное – найти тот самый ключик к источнику радости и гармонии. Например, когда мне было тяжело сидеть дома одной с младенцем, который ничего пока не умел, кроме как есть, спать и пачкать подгузники, я устраивала сама себе мини-медитацию. Откладывала в сторону все дела (в первую очередь – телефон) и тотально включалась в деятельность ребенка. Разглядывала Сашины пальчики, изучала мимику, нюхала макушку, массировала пяточки, смотрела в глаза, слушала, как он сопит. Притормаживала свой беспокойный ум, требовавший активных действий, и просто наблюдала. И запрещала себе считать это бездельем. То есть, по сути, разрешала себе быть только мамой, и никем больше. Это помогало заметно снизить уровень раздражения и победить чувство одиночества, знакомое многим по первым месяцам декрета, когда выпадаешь из активной социальной жизни.

С одиночеством мне также помогло справиться общение с малышом. Конечно, в первые несколько лет это было больше похоже на режим радио – говорила только я. Зато без умолку, со всеми подробностями, и меня никто не перебивал. Я рассказывала своему благодарному слушателю, что мы делаем сейчас, куда идем, чем займемся позже, говорила, как называются предметы вокруг, комментировала все ситуации на улице: машина едет по своим делам, голубь клюет зернышки, собачка говорит «гав-гав» и так далее. Такое общение было полезно нам обоим: ребенок получал новые знания, а я пусть и одностороннее, но общение. Я заметила такую закономерность: как только перестаешь смотреть на время с ребенком как на необходимость и начинаешь просто общаться с ним, делать что-то вместе или по отдельности, становится намного проще и приятнее выполнять родительские обязанности. Это часто спасало меня от раздражительности и добавляло сил на ежедневные материнские дела и задачи.

Когда же Саша стал давать понятную обратную связь – кивать или мотать головой в знак согласия или отказа, показывать то, что я прошу, и тем более говорить первые слова, – наша коммуникация буквально взлетела на новый уровень. Я знала, чем его порадовать или рассмешить, а он с удовольствием отвечал, что сегодня разрешает мне «съесть» – его ушко, ручку, ножку, животик или «нитиво». Наша квартира наконец наполнилась тем самым детским смехом и топотом ножек, которые приводят в качестве аргументов в пользу материнства. Стали появляться первые семейные шутки, крылатые фразы и забавные словечки, которые мы с мужем с радостью повторяли за Сашей. Кажется, это тот самый момент нашей жизни, когда все-таки настало долгожданное «полегче».

Практическое задание

• Понаблюдайте за своим ребенком и за тем, как вы с ним взаимодействуете. Что вам особенно приятно? Какие моменты доставляют удовольствие? Сделайте фото или снимите это на видео, чтобы вы всегда могли вернуться к теплым воспоминаниям.


• Распечатайте и поставьте на видное место фотографию, на которой вы и ребенок счастливы, улыбаетесь в камеру или друг другу. Пусть она напоминает о радостных моментах материнства.


• Попробуйте способ, описанный в этой главе: отложите все дела и все внимание сконцентрируйте на малыше. Рассматривайте, легонько прикасайтесь, обнимайте, нюхайте, целуйте. Позвольте вам обоим насладиться той нежностью, которая может быть только между мамой и ребенком.


Помните, что в ваших отношениях с малышом должен быть энергообмен. Не только вы даете ему внимание, заботу, свои силы и время, но и он отвечает своей безусловной любовью и максимальной привязанностью. Протянутые к вам ручки, улыбка, смех и даже громкое «Мама-а-а!» сквозь слезы – все это его признания в любви к вам. Пока таким способом. Замечайте, цените и по возможности превращайте это в свой ресурс.

Olete lõpetanud tasuta lõigu lugemise. Kas soovite edasi lugeda?