Замечательная детская книга которую я прочитал взахлёб ещё подростком. Прекрасный русский язык и увлекательные приключения в стране Швамбрания увлекли меня тогда безвозвратно и надолго. Сюжет книги настолько хорош, что я помню его до сих пор, а ведь прошло уже почти 40 лет.
Maht 322 leheküljed
1965 aasta
Raamatust
Повесть «Кондуит и Швамбрания» Льва Абрамовича Кассиля во многом автобиографична. Детские годы писателя выпали на начало XX века с его бурными событиями, ломающими основы привычной жизни. Первая мировая война, революция, голод, нищета и разруха, но вместе с ними – мир детства, в котором обязательно присутствуют родители, друзья, школа, игры, нашли отражение в повести Л. Кассиля. Лёля и Оська – главные герои книги, выдумали воображаемую страну Швамбранию, в которой царят свобода, справедливость, исследовательский азарт и тяга к приключениям. Швамбрания в течение нескольких лет помогала братьям справляться с быстро меняющейся жизнью, но однажды с любимой игрой пришлось расстаться.
В книгу вошли повесть Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», а также военные рассказы разных лет – «Рассказ об отсутствующем», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Портрет огнем», «Держись, капитан!».
Для среднего школьного возраста.
У нас, в Швамбрании, здорово! Мостовые всюду, и мускулы у всех во какие! Ребята от родителей свободные. Потом еще сахару — сколько хочешь. Похороны редко, а кино — каждый день. Погода — солнце всегда и холодок. Все бедные — богатые. Все довольны. И вшей нет.
Кто из нас не выдумывал свою сказочную страну, в которой самые заветные желания становились явью. Наверное, только в детских мыслях всё так искреннее, прозрачно, без обиняков. Только в стране, выдуманной ребёнком, нет зависти и злости, лжи и ненависти.
А всё началось с пропажи шахматной королевы…. Лёля и Оська выдумывают невероятную страну Швамбранию, у которой есть моря и океаны, горы и острова; там проходят войны и революции, случаются реформы и чемпионаты. А ещё свой герб, гимн, карта, династии правителей и всякие министры. Мальчишки тщательно скрывают от всех существование страны, придуманная Швамбрания – это большая тайна!
Книга Кассиля стоит на моей полке с тех пор, как себя помню. И странным образом она меня никак не интересовала, что удивительно! По сюжету произведение очень схоже со сборником «Белеет парус одинокий. Хуторок в степи», который мною горячо любим и затерт до дыр. Поэтому просто не могу пройти мимо, не могу не сравнить!
Это история дореволюционного детства, гимназии, которая становится трудовой школой, революционного движения, перевернувшего всю страну с ног на голову. Два брата Лёля и Оська напоминают катаевских Петю и Павлика: интеллигентная родня, строгое воспитание, кудахчущие тётушки, всеми уважаемый отец семейства. Их поступление и учёба в гимназии: фуражка с жестяной кокардой, блестящие пуговицы, учителя, грозящие классу не только словесно, но и пускающие в ход розги. Кассиль и Катаев растят своих героев на глазах у читателя. Казалось бы, только-только Лёля идёт в первый класс гимназии, потом война с кондуитом, а тут уже он мечтает стать матросом революции и бить врага. У Катаева так выглядит Петя, который хочет помочь революционному делу, но очень интеллигентен и робок. А вот Степка Кассиля очень схож с Гавриком, эти ребята слишком рано повзрослели, так скоро приняли на себя ответственность за чужие жизни. Здесь я вспоминаю ещё одно замечательное произведение «Кортик» Анатолия Рыбакова, когда Генка, убежав из дома, собирался бить «белых».
Переход от гимназии к единой трудовой школе по сюжету очень схож с «Республикой Шкид» Пантелеева, Белых. Класс не готов всем скопом войти в новую жизнь, кого-то устраивает старый режим, учителя прошлого времени. Но большинство всё-таки за перемены, за учебные реформы – ребята хотят учиться, не чураются новых знаний, понимая, что грамотность - прежде всего.
Повесть «Кондуит и Швамбрания» во многом автобиографичная. Лев Абрамович стал прототипом Лёли, его брат Иосиф – Оськи. Отец ребят всю жизнь занимался медициной, и в книге Кассиль много внимания уделяет деятельности папы, тому, как родитель помогал всем без исключения.
А что же Швамбрания? Она продолжает жить в фантазиях детей. И постепенно, вместе с суровой реальностью, меняется её положение. Из царской страны она становится свободной советской республикой. Автор показывает, как меняются взгляды детей на происходящее, как Лёля и Оська отражают всё происходящее в своей выдуманной действительности.
Книга мне очень понравилась! Она написана легко и правдиво, с добрым юмором, самоиронией. Быть может, революционные веяния для современного читателя и выглядят не совсем уместно, но это ли не повод взглянуть на историю глазами очевидцев?
Концовка символична у обоих авторов. У Катаева это маленькая выпуклая запятая, в которой дети, стоя на берегу, узнают парус – символ свободы и надежды на лучшую жизнь. У Кассиля – щит с гербом Швамбрании, который, красуясь в комнате автора, язвительно напоминает о временах ушедших, когда «они прячут под подушку ложку в надежде, что приснится кисель…»
- Леля, а Леля! А что такое еврей? - Ну, народ такой... Бывают разные: русские, например, американцы, китайцы. Немцы еще, французы. А есть евреи. - Мы разве евреи? - удивляется Оська. - Как будто или взаправду? Скажи честное слово, что мы евреи. - Честное слово, что мы - евреи. Оська поражен открытием. Он долго ворочается, и уже сквозь сон я слышу, как он шепотом, чтобы не разбудить меня, спрашивает: - Леля! - Ну? - И мама - еврей? - Да. Спи. ... - Мама, - спрашивает Ося, уже садясь на постели, - мама, а наша кошка -тоже еврей?
Ну да, сейчас, имея за плечами 25 лет жизни я могу долго рассуждать о том, что книга наивная, детская, "заказная" и уж слишком верноподданная. А десятилетнему пацану проскочившая где-то между Жулем Верном и Фенимором Купером, "Швамбрания" принесла много открытий. Кроме, собственно, открытия материка Большого Зуба, она открыла для меня значения таких слов, как "война", "революция", "разруха" и "евреи". Действие происходит в двух мирах. В первом -- классическая семья евреев-интеллигентов (папа -- врач, мама -- домохозяйка, дающая уроки пианино), проживающая в маленьком городке под Саратовом. В дугом -- материк Большого Зуба, открытый двумя братьями Оськой и Лёлей, ставший для них "игрой на всю жизнь"
Скучную реальность уездного городка, гимназии, лабазов да амбаров для Оськи и Лёли заменил сказочный мир. География, климат, флора и фауна – в Швамбрании было всё, что полагается каждой стране.В пустыне Кор-и-Дор за Кудыкиными горами действительно пусто, на востоке произрастают мужественные (не путать с девственными!) леса населённые дикими коньяками, процветает мореходное дело -- порт Фель, порт-Сигар и порт у Пея прямо таки забиты пароходами, на "том берегу" в "загранице" проживают воинственные пилигвины, вечные враги швамбран...
Знакомые образы населяли остров. Остров Лукоморье был заповедником всех вычитанных нами героев. Герои были изъяты из книг. Они жили здесь вне времени и сюжета. Навстречу нам скакал сборный эскадрон. Впереди ехал, опустив забрало, Неизвестный Рыцарь, потом Всадник без головы. За ним погонял свою клячу Дон Кихот Ламанчский. И трусил на осле его верный оруженосец Санчо Панса. Санчо Панса вез крылья ветряной мельницы, которую обкорнал Дон Кихот. За рыцарем печального образа скакал на Коньке-горбунке Иванушка-дурачок и показывал всем язык. Далее следовали на огромных битюгах три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.Так их звали по имени и отчеству, а фамилии нам были неизвестны. Битюги были запряжены в царь-пушку. За ними следом крался знаменитый сыщик Нат Пинкертои. Он выслеживал Неизвестного Рыцаря. Ната Пинкертона незаметно преследовал прославленный сыщик Шерлок Холмс.
Мирную жизнь Покровска нарушают большие свершения -- мировая война, манифест и революция, гражданская война. Все это находит отражение и в Швамбранском мире -- там своя революция -- яркая, с марсельезой и красными флагами, манефестами и митингами. Но со временем жестокая реальность чуть портит всю картин -- семью уплотняют, папу забирают на фронт, из голодающего Ленинграда на черноземье бегут родственники, в квартиру подселяют ремесленников, потом -- чекистов и комиссара... Тиф и разруха, нехватка продовольствия и дров, самогонщики и мародёры.
В Покровске выползла из подполья и стала официальной вошь.Сыпняк поставил на все красный крест. Оська настоял на введении в Швамбрании смертности. Я не мог возражать. Статистика правдоподобия требовала смертей.И в Швамбрании учредили кладбище. Потом мы взяли списки знакомых швамбран,царей, героев, чемпионов, злодеев и мореплавателей. Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, например бывшим Придворным Водовозом или Иностранных Дел Мастером. Но кровожадный Оська был неумолим. Он требовал огромных жертв правдоподобию. - Что это за игра, где никто не умирает? - доказывал Оська. - Живут безконца!.. Пусть умрет кого жалко.
Не распыляясь о том, что, мол "устами младенца.." и "в каждой шутке ..." скажу -- книжица хорошая. Хотя бы потому, что красочно и наглядно показан рост и становление личности. Сказочный мир со временем наполняется совсем не детскими страстями. А потом и вовсе перестаёт существовать -- реальная жизнь оказывается куда более интересной.
Читается легко, юморок лукаво-еврейский, правдоподобность в описании гимназии с однокашниками и преподами наталкивает на мысль о автобиографичности... И ещё. Дух времени. Не знаю, я прочувствовал.
Я помнила, что читала эту книгу в школе, но всё, что осталось в памяти - это два брата, играющие в выдуманную страну, а в противовес - какие-то не очень приятные будни в гимназии. Прочитав "Кондуит и Швамбрания" сейчас, я понимаю, что в детстве, конечно же, не смогла осознать бОльшую часть идей, а особенно - про невозвратимую утрату детства, добровольно разобранного, в буквальном смысле, на дрова.
Начинается книга более чем невинно, и прочесть ее стоит хотя бы ради "путанника" Оськи, младшего брата главного героя. Любимые места - в основном его появления в повествовании, например, сцена в саду с батюшкой и "Христос Воскрес его фамилия", и другие забавные фразочки, вроде "Папоронты пасутся в маморотниках". Но в остальном - ох, не детская книга. Теперь она для меня - не просто повесть о взрослении двух братьев, а портрет переходной эпохи, написанный через призму восприятия детей.
В самом начале главный герой рассуждает, что он живет в мире взрослых, и ему в нем словно бы нет места. Так рождается его с братом тайная страна. Став немного взрослее, он сам предает (не могу сказать иначе) свои детские мечты. Сцена в библиотеке и мысли вроде "будем строить настоящую благополучную страну, а не жить фантазиями" - с одной стороны, жестоки, но с другой - вполне себе логичны и в духе той самой эпохи.
Но только почему-то я не поверила в то, что сам автор глубоко и искренне в последствии считал это правильным. Мне показалось, что поделиться "швамбранскими сахарными запасами", разобрать на доски место для игр - было скорее порывами, желанием принести пользу и соответствовать. Не зря ведь в самом конце, когда у младшего брата рождается дочь, автор снова пытается возродить эту страну, предлагая новорождённой швамбранское имя и гражданство. А в ответ отрезвляющее - "Хватит, наигрались..." .
А может быть, мне только хочется верить в то, что автор (и он же главный герой) в душе не отрекся до конца от страны детства, своей Швамбрании, и это лишь моё восприятие.
Всё потому, что я, на самом деле, не вижу противоречия - давать волю своему воображению и жить в реальности. Ведь кого-кого, а главного героя нельзя обвинить в "витании в облаках". Он наравне со всеми трудится, вносит свой вклад в становлении детской библиотеки, вместе со всеми свергает старый, несправедливый гимназистский режим. Что с того, что в своих фантазиях он переживает все события реальной жизни заново, проигрывая их по-своему? Ведь это, надо отметить, неплохая такая рефлексия и самотерапия в эпоху тотальных перемен. Но нет. Новому режиму недостаточно владеть твоим временем. Он должен владеть всеми твоими мыслями, без остатка. Хотя, может быть, именно поэтому те люди построили такую державу? Как знать...
Jätke arvustus
Arvustused
30