Maht 1010 lehekülgi
1878 aasta
Анна Каренина. Коллекционное иллюстрированное издание
Raamatust
Пучина страстей, любовь и измена, рождение и смерть, вечные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия – невозможно перечислить всё многообразие тем, поднятых гениальным русским писателем в бессмертном произведении. Но это еще не всё. Во всемирно известном шедевре «Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой через «мысль семейную» отразил жизнь русского общества в переломный период его развития. Роман, вышедший в 1878 году, сразу вызвал бурю обсуждений. Произведение было актуально, некоторые затронутые в нем темы поднимались впервые.
В новом подарочном издании представлен не только один из самых знаменитых романов Льва Толстого. Здесь отражена эпоха огромного исторического значения: подробно описана повседневная жизнь русской аристократии XIX века, жизнь «двух столиц» – Москвы и Санкт-Петербурга, жизнь самого писателя.
Отличная книга! Жаль, что в школе заставляли читать сие произведение. Своим неокрепшим умом на тот момент сформировал себе предвзятое мнение, на это произведение. Поэтому решил разрушить свой стереотип и прочесть его сейчас. Выбрал наиболее интересный и красивый вариант. И знаете? -Не пожалел!
Замечательное подарочное издание! Данную рукопись мне недавно подарили на день рождения, последний раз сталкивался с произведением только в школе. Полное погружение в эпоху, книга наполнена иллюстрациями той эпохи и комментариями о жизни и быте людей. Не мог оторваться. После того как дочитаю до конца, книга займет самое видное место на книжной полке. Спасибо издательству, за то что помнят и ценят отечественную классику!
И он старался вспомнить ее такою, какою она была тогда, когда он в первый раз встретил ее тоже на станции, таинственною, прелестной, любящею, ищущею и дающею счастье, а не жестоко-мстительною, какою она вспоминалась ему в последнюю минуту. Он старался вспоминать лучшие минуты с нею, но эти минуты были навсегда отравлены.
Когда до конца Анны Карениной мне оставалось буквально 100 страниц, а спектр чувств, который пронесся у меня в голове был настолько велик, что я не знала, как потом уместить его в обычный обзор. С самого начала, я была просто влюблена в слог Толстого, его манеру письма, я снова вспомнила: какого-это читать русского автора. Потом я начала проникаться жизнью персонажей, их бытом, переживаниями, мыслями. Поняла, что "умом Россию не понять, в Россию можно только верить". Русский человек, очень сложный и многогранный человек, у которого не всегда поймешь что на уме, а что на языке.
Вот и Анна. Сложная женщина. Она любит, ненавидит, живет. Она мучается сложным выбором. Предрассудки общества положения женщины, матери. Мне кажется, что я осуждаю Анну. Она не смогла обуздать свои чувства. Она не пытается принимать решения. Она хочет, чтобы все думали за нее, но и пытается усидеть на двух стульях. Она хочет быть просто женщиной, без ярлыков: жена, мать, любовница. Быть свободной.. Сколько женщины боролись за эту свободу, но разве мы можем сказать, что и сейчас мы вольны делать то, что хотим. Общество пристально смотрит и каждый раз осуждает нас за неверный поступок, какими бы свободными мы не были. Возможно, если бы Анна была свободна, как мы сейчас, она бы нашла выход, и он был бы куда более правильным. Но в то время, иного выхода не было. А возможно никакая свобода не помогла ей. Самое ужасное чувство ревности, которое съедает тебя без остатка. Возможно если бы она просто наслаждалась тем даром любви, который был рядом с ней, а не мучилась догадками и домыслами. Почему мы, русские женщины, так много думаем. Мы подвластны не сколько чувствам, сколько собственным мыслям. Мы можем надумать столько всего: что было, и хуже - не было. Как еще один факт для себя: живи тем, что у тебя есть, а не тем, что у тебя возможно никогда не будет.
Вронский и Каренин. Не могу писать об этих мужчинах раздельно, так как для меня они едины. Едины любовью к Анне, ревностью, страданиями. Они как две стороны монеты - одна надежная, другая любящая. Оба они слабы и не могут порой принять правильного решения. Оба горделивы и наивны. Но к Каренину у меня было куда больше симпатии, чем к Вронскому - хотя видимо, должно было быть наоборот.
Облонские, другой экземпляр наивности русской души. Муж изменяющий жене, надеющийся, что если он продолжит "угождать" жене, то она не заметит его похождений. Жена, которая знает об изменах мужа, но почему-то закрывает на это глаза. Семья, которая своим ярким примером показывает, как сила "сохранения" семьи может пережить все. Куда можно деться женщине, которая родила мужу 5-х детей? Разве у нее есть выбор, или даже возможность, оставить дом, пусть даже с детьми, чтобы жить без мужа? Да даже сейчас... Мир может и изменился в технологическом плане, но русская душа осталась прежней.
Левины. За эту семью я переживала больше всего. Мне был симпатичен сам Левин, да и Китти очень мила. Среди всей суматохи семей, в которых каждый борется лишь за свое собственное счастье, Левины пытаются сохранить именно семейное счастье. Да они не идеальная семья, у них есть ссоры, недопонимания, но они стараются. Они поддерживают друг друга в несчастье и в радости. В Левине отражаются искренние чувства "непонимания несправедливости мира" - почему при всех его неудачах, он продолжает вставать и идти. Он борется сам с собой. Вместе с ним борется весь русский дух.
Истинное удовольствие было для меня читать "Анну Каренину". Мне кажется, будто я ничего до этого настоящего ничего не читала. В нашей литературе есть что-то родное. Как жаль, что я так поздно прочитала ее, надо было раньше.. Хотя возможно раньше, я не поняла бы истинной души Анны..
Лев Николаевич, я беру вас в свои законные психотерапевты! Давненько не читала я ничего более пронзительного, тонкого и психологичного... от мужчины. Толстой точно не женщина? Мне вот что-то кажется... креститься буду теперь перед томиками с его фамилией. Конечно, мы бы с ним не поладили, с Толстым-психотерапевтом, уж слишком его идеал женщины с моим расходится, да и идеальная форма семьи мне его не подходит, впрочем, идеи о том, куда должна пойти земля русская тоже в итоге не оправдались. Так что я получаюсь в пролете, но хотя бы книги его мне на душу ложатся. Хотя мнение мое об Анне и о Левине сейчас будет радикально расходиться с мнением большинства, мнится мне.
Анна - безумно сильная, но глубоко несчастная личность. Только не надо мне заливать про благородного, порядочного и в целом приемлемого мужа. Неравный брак, он и есть неравный брак. Замуж за него она не хотела, тетка выдала. Сколько она там с ним прожила - 8-10 лет? Да даже если бы и хотела она за него замуж, что с того, жизнь течет, все меняется, люди, чувства. Влюбилась она во Вронского. Сильно. Что, сразу под поезд? Вообще мне непонятно, почему же Бетси с Тушкевичем из-под полы все прощалось, а об Анне сразу шепоток пошел. Почему тайком (условным таким тайком, то есть все знали, но в глаза не видели, свечку не держали) можно, а так чтобы чисто и открыто это ни-ни, попрание морали. Короче, вот в этом вопросе с Анной, Вронским и Карениным я полностью на стороне Анны и Вронского. Да, так случилось. Эту песню не задушишь, не убьешь, тем более, чем больше препятствий для чувства, тем оно сильнее разгорается.
Со второй частью Анниных приключений дело, конечно, хуже обстоит. Анна душит Вронского, но... *здесь я не защищаю, но оправдываю* Вронский по сути свободен, его никто не винит, он может делать, что хочет, что он в принципе и делает, устраивает свои дела, дела земства, залез в политику, неслабо там продвинулся, у него куча дел, у него дома тыл - Анна, ребенок, ему просто уже некогда думать о любви, у него все хорошо, в принципе, это нормально, мужчина и должен о любви думать меньше, о делах больше. А Анна? Во-первых, все людское порицание пало на нее, на ней огромный груз людского презрения, ее никто в обществе не принимает. Во-вторых, чтобы не думать о любви, не душить мужчину своим чувством, женщина должна отвлекаться на что-то, на работу, на интересные для нее занятия, сместить фокус. И какое-то время Анна это и делает, но этих занятий явно для нее недостаточно, ей нужно общество, подруги, а их нет. Ей просто не на что этот фокус смещать, вот она и сосредоточила все свое внимание на Вронском (и это естественный ход событий, который очень тонко описал Толстой). Это естественно, да, но это душит партнера, который естественно отстраняется. И чем больше отстраняется, тем больше желание его вернуть у женщины. Анны. Ей бы отдохнуть, съездить за границу одной, чтобы Вронский вспомнил, о том, как он любил когда-то. Выходом из этой ситуации, конечно, был развод с Карениным, (и сразу общественное одобрение, балы, подруги), но вот тут Анна проворонила момент. Ради душевного спокойствия своего (ну вот нужно было взять паузу) перестала эту тему развивать, а с Карениным приключилась секта. И вот уже из этой душевной развилки выхода действительно не было никакого, только под поезд. Такая вот несчастливая жизнь.
Левин - тут мне трудно судить о всех его замысловатых философских подвывертах, ибо не сильна в философии и рациональном устройстве крестьянского быта. Но, если честно, он очень сложный, очень трудный и в бытовом, и в общественном плане человек, выносить которого может только сильно влюбленная в него женщина, вроде Кити. Говорят (особенно в умном послесловии), что голосом Левина говорит сам Толстой, и это его философские подвыверты: о ненужности медицины в крестьянстве, о вреде всеобщего образования для тех же крестьян (по сути тоже ненужности)... Для меня сейчас это кажется диким, возможно, поэтому и герой кажется слегка не от мира сего, плюс накладывается поведение Константина во время сватовства к Кити, плюс накладывается поведение Константина во время визита к Левиным молодого Веселовского, плюс накладывается поведение Константина во время Китиных родов... Странный, короче, мужчина, не моего романа.
Книга, конечно, не только и не столько об отношениях, сколько еще и о пути развития России по видению автора. Очень много мужских диалогов на тему, по теме, вокруг да около, так что иногда даже хотелось воскликнуть: "Да черт бы с ней, с Россией, давай скорей про Анну!" Но наверняка ценители и любители порассуждать о судьбах страны оценят и порассуждают с героями вместе или поспорят с ними (я не ценитель и не любитель, и не ждите от меня).
Но главный вывод мой, как ни странно будет: насколько же людская природа одинакова, что сейчас. что 100 лет назад, или уже 200, в отношениях между мужчинами и женщинами ничего не поменялось. Все так же увлекаются друг другом, любят друг друга, ненавидят друг друга, вот только правила общественной морали меняются, и там, где в XIX веке трагедия и поезд и моралфаги, в XX - ну сбежались, ну разбежались, всякое бывает. Чем больше читаю классику, тем больше ценю свой век и свою страну.
Да-а-а, как же мне бывает трудно с творчеством гениальных писателей...
***
Для того чтобы предпринять что-нибудь в семейной жизни, необходимы или совершенный раздор между супругами, или любовное согласие. Когда же отношения супругов неопределенны и нет ни того, ни другого, никакое дело не может быть предпринято.
Многие семьи по годам остаются на старых местах, постылых обоим супругам, только потому, что нет ни полного раздора, ни согласия.
Ну, по-порядку.
Первое. Главный герой романа - Константин Левин. Второе место по значимости делят Вронский и Алексей Александрыч Каренин, жена которого пристроилась за их могучими спинами.
Второе. Лев Николаевич Толстой, похоже, написав "Войну и мир", разучился мыслить частными категориями, и перешел к масштабным, раз история про женщину, изменившую мужу, стала широкомасштабным романом про эпоху. Впрочем, это не удивительно после того, как повесть о декабристе, вернувшегося из ссылке выросла до "Войны и мира", где события закончились до декабристского восстания. Интересно, не должна ли была дочь Карениной и Вронского в изначальной задумке Толстого сыграть какую-нибудь ключевую роль?
Впрочем, это я уже ёрничаю. Да простят мне читатели этого отзыва, подустал я немного от Толстого.
Третье. Я, конечно не знаю усредненный процент женщин, изменяющих своим мужьям (и даже просто своим мужчинам), полагаю однако, что как теперь, так и тогда их было достаточно. Но редкая женщина в такой ситуации (особенно ушедшая от мужа к любовнику) проходит подобную трансформацию, как Анна Каренина. В начале романа мы видим ее наделенной житейской, и что гораздо важнее, женской мудростью. В конце же, особенно со страниц, где она подозревает Вронского в том, что он любит другую, где ее поведение напоминает истерию, уже с тоской думаешь - когда же она пойдет на вокзал и бросится под поезд? На самом деле Анна не может дать себе отчета в том, что это не Вронский ее, а она Вронского разлюбила. Ведь только в этой ситуации люди становятся невыносимы друг другу.
Четвертое. Хороший, как меня уверяли преподаватели, психолог Толстой, допустил, как мне кажется, ошибки в ощущениях людей, их восприятии действительности. Первый попавшийся пример: Облонский с утра проснулся, понежился в койке, потом вспомнил, как вчера весело провел время, а УЖЕ ПОТОМ до него дошло, что семейная жизнь под откос катится. Надо же, а я был уверен, что если у человека серьезная неприятность, он и во сне об этом не забудет, и станет беспокойно спать, а уж проснувшись, в ту же секунду вспомнит... И подобные неточности встречаются у Толстого периодически, хоть и не часто.
Пятое. Как устал я от Левина с его неуверенностью в себе, с его незнанием людей и жизни! Человек стремится улучшить мир, но не знает, как за это браться, а главное - не разбирается в людях. Иногда возникала мысль - может быть он вместе с Карениной бросится под поезд? Взрослый мужик дуется на девушку, которая предпочла ему другого. потом не разберется, почему мужики не принимают его нововведений, затем впадает в исключительную эйфорию от того, что Кити сказала "да", (и улетел бы в небо от счастья, да новые родственники с друзьями вовремя попридержали его свадебными хлопотами). Но хоть что-то хорошее - к концу книги Левин на человека стал похож. Вот что значит вовремя жениться.
Шестое. Облонский мне чем-то напомнил гоголевского Ноздрева. Только этот человек наделен некоторыми элементами здравого смысла. И вроде симпатичный человек, обаятельный, вечно знающий где главный выход, и где запасной, но только вот, мало того, что жене своей изменял направо и налево, так еще и обанкротил ее, подлец.
Седьмое. Бывают люди очень неприятные. Настолько, что подумаешь о них, и сморщишься. А уже если видишь их - так вообще комок к горлу подкатывает. А если им руку подаешь поздороваться, то эту руку потом помыть хочется. Так, на всякий случай. Мало ли? Знаю я таких людей. И чувства, подобные общению с ними, испытывал, когда на первый план в романе выходил Каренин. Эх, тошня-я-як. А еще тошнотворнее стало, когда этого религиозного государственного деятеля со светлым умом и значимостью для государственного блага вдруг осенило благостью от того, что он прости неверную жену. Блин, если так всех прощать, как он, так можно и на исповедь не ходить - все равно не поможет, и после смерти тебя черти под белы рученьки в ад стащат, на сковородку.
Седьмое. Что, уже восьмое? Понял, пора сворачиваться.Толстой описал широкий пласт общества. А где же тип откровенного негодяя и сволотени? Скучновато как-то без такого.
Ну и наконец, девятое. Толстому все-таки низкий поклон, да не обидится он на меня на том свете, что я немного поехидничал. Зато могу сказать одно - психология семейной жизни верхнего общества второй половины девятнадцатого века раскрыта полностью, подробно и до конца. Да и просто было интересно читать. За что вам, Лев Николаевич, спасибо.
Я свалил все в кучу, уж простите меня.
Arvustused, 216 arvustust216