Tasuta

Стеша

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Он всегда любил тебя, но напускал этакую серьёзность, да и много слов у него не вытянешь, такой уж он человек, а я ему не перечила, сказано, что растим в строгости, так я тоже и делала. Сейчас смотрю на то, как ты к сыну относишься, как он тебя любит, как вы часто обнимаетесь, при в встрече. Я понимаю, что была не права. Вернуть бы сейчас время вспять, всё иначе бы сделала».

Мама Таня замолчала, слезинка по щеке её покатилась. Она взяла свободную руку Стеши, протянув свою ладонь через весь стол и продолжала:

«У меня нет никого дороже тебя. Ты единственная моя дочь, единственный родной человек. Ближе тебя, Стеша, у меня никого никогда не было. Если не так воспитывала, ты уж меня прости».

Когда пришла бабушка в дом, то застала удивительную картину, как две женщины сидят за столом, обнимаются и плачут. Что же тут случилось, пока она на время убегала к соседке?

***

Женщины ревели в голос, когда бабушка зашла на кухню. Она не знала, то ли ей присоединиться к ним, то ли начать успокаивать. По их разговору женщина быстро смекнула то, что речь идёт о старых ранах, которые тянутся ещё с детства Стеши, о личных взаимоотношениях матери и дочери. На такой случай у бабушки был всегда сбор трав, который она специально собирала. Эти растения имели успокаивающий эффект, поэтому она отправилась ставить чайник, давая наговориться двум дамам.

Стеша то же решила высказаться и объяснить, чего ей так не хватало в детстве. Она поведала своей мама Тане, что так хотелось чувствовать себя красивой и любимой, но этого не было. Стеша рассказывала просто свою боль, не выражая какую-либо ненависть, не вкладывая нотки агрессии в слова, стараясь не обидеть несчастную женщину.

«Я чувствовала себя не нужной, не любимой, мне хотелось исчезнуть, так как, казалось, что я вам просто мешаю в доме. Отец совсем не обращал на меня внимания. Он часто не хотел со мной даже разговаривать. Я ждала, когда мне стукнет 18, чтобы убежать поскорее из дома».

Татьяна слушала молча, хоть и тяжело было ей воспринимать такие слова, но Стеше нужно было выговориться, поэтому она не перебивала. Девушка была права. Её муж Сергей, действительно был человеком с очень тяжёлым характером, с которым не так-то легко и сладить. Постепенно она просто перестала пытаться ладить и угождать, а стала жить своей жизнью, но до этого момента прошло много времени, а поначалу было совсем не так.

Таня помнит, как она старалась готовить вкусно, чтобы молодому мужу понравилось. Он садился за стол, она ставила перед ним тарелку с супом, резала хлеб, подавала ложку. Не было случая, чтобы Таня услышала слово «спасибо», вместо этого он вставал со словами: пересолила опять или с замечанием, что суп был холодный.

Бабушка, возившаяся со своими травами, услышала, что там речь про её сына зашла, поэтому, накрыв чайник полотенцем, чтобы тот лучше заварился, присела рядом с ними и стала рассказывать, что таким был отец Сергея. Ей тоже пришлось не сладко, но уходить было некуда, тогда разводиться нельзя было, замуж отдали – живи.

Вытирающие слёзы женщины слушали пожилую даму. У них всё больше появлялась полная картина происходящего, все присутствующие сближались, понимая и жалея друг друга. Стеша решилась спросить и про свою биологическую мать ещё раз, вдруг сегодня удастся что-то узнать. На удивление ей ответили. Бабушка стала рассказывать.

«Её Лидией звали, она жила в нашей деревне. Только не местные они были, а приехали с отцом с другого города. Ей 16 было, когда она появилась, вся нарядная, разукрашенная. Девчонки тогда в селе у нас мало красились, а у той помада яркая, да румяна. На танцы всё в клуб любила бегать.

Отца она потеряла рано, не помню, что с ним случилось, кажется, что болел чем-то, только осталась Лида одна, но веселиться не переставала.

Шла она вечером как-то домой, к ней приставать один местный охламон стал, да грубо что-то говорил, а Сергей мимо шёл, защитил её. С того дня она к нему и прилипла. Ох, и не нравилась она мне, чувствовало сердце неладное, но я тогда молчала. Через 2 месяца они свадьбу сыграли, и он Лиду к нам привёл.

Сергей, хоть и не многословный, но старался для неё, всё с города побрякушки разные привозил, то материю красивую для платья, то часики новенькие дорогие, то серёжки. Лида выбражала, да по танцам не перестала бегать, Сергей ей всё разрешал.

Ты Стеша в нашем доме родилась, мы тебя на председательской Волге везли из роддома. Хорошенькая была, красивая, маленькая. А потом эта вертихвостка вдруг захотела в городе жить, и опять Сергей ей потакать стал, уехали они, там он на завод устроился, а Лида дома сидела сначала, потом тоже отправилась работать.

Вот там-то и встретила своего нового хахаля, сказала Сергею, что влюбилась, и упорхнула. Просто собрала вещи свои, наряды, украшения и уехала, а тебя оставила. Развелись они чуть позже, так уж ей было невтерпёж любоваться ехать с этим мужчиной. Куда-то на север она уехала. Потом от знакомых мы узнали, что с тем мужчиной не пожила и года. Другой ухажёр у неё появился, а куда подалась не известно».

Стеша слушала, ловя каждое слово бабушки, а потом спросила, была ли хоть какая-то весточка от неё, хоть раз? На что пожилая дама встала и пошла к комоду, принеся оттуда несколько старых писем. Стеша дрожащими руками взяла одно из них, штемпель на нём был пятнадцатилетней давности. Она открыла конверт, желая прочесть.

«Дорогая доченька, живу я далеко от тебя. Тут очень холодно, много снега, часто дуют ветра. Я работаю в столовой поваром, жарю котлеты и делаю картофельное пюре. Всем нравится, как я готовлю, меня хвалят.

Интересно, какой ты стала. Давно не видела твоих рисунков, буду рада, если ты что-то нарисуешь для меня. Я знаю, ты это любишь.

Тут очень холодно, поэтому поживи пока с папой, а я обязательно тебя заберу. Знай, что я тебя люблю».

Стеша заплакала. Стала спрашивать у бабушки, почему же ей не отдавали эти письма. Аргументы, конечно же, были весомыми, ей не хотелось ранить девочку. Маленькая Стеша тогда привыкала к новой маме. Всё было в её жизни хорошо, и путать её двумя мамами они не хотели. Да и Сергей был категорически против, чтобы дочери кто-то упоминал о мамке, которая её бросила.

На конверте был адрес, Стеша подумала, что это хоть какая-то зацепка, может ей удастся позже что-то разузнать в том месте, где когда-то жила её мама. Она собрала бережно все письма и унесла их к себе в комнату, уложив бережно в комод. Вернувшись обратно и посмотрев на обеих женщин, Стеша заявила: «Ну вот что, тебя мама Таня я люблю и буду всегда любить, не переживай, но маму Лиду постараюсь разыскать. Мне нужно знать, что с ней стало».

***

На ферме в тот день было всё тихо и спокойно. Фёдор встретил её со словами: «Ты посмотри иди, как он за ночь окреп, на ножках уверенно стоит, поел сегодня хорошо». А в обед телёнка пошла кормить уже сама Стеша. Ей так понравилось с ним возиться, что отныне он стал считаться её, поэтому никто к нему сильно и не подходил, зная, что заботы все Стешины.

Корова Марта быстро забылась, что у неё забрали малыша и стала давать своему хозяину достаточно молока, даже больше, чем другие. Это была одна из лучших коров в стаде Фёдора.

Мама Таня собиралась домой с неохотой, но ей удалось взять слово от Стеши, что та приедет с внуком к ним с Сергеем в гости. Через месяц так и получилось. Фёдору всё же удалось уговорить упрямую девушку поступить в институт заочно, поэтому она отправилась в город вместе со своим сыном.

Позвонив в дверь своей квартиры Стеша ожидала, что ей откроет мама Таня, но та всё не появлялась и пришлось звонить ещё раз. Дверь открыл отец. Посмотрев на дочь, он не сразу понял, что происходит, а потом отпрянув на какое-то расстояние назад, дал возможность ей пройти.

«Здравствуй, Стеша». Он смотрел на неё, заметив чуть позже, что пришла та не одна, а вместе с внуком и на его лице появилась улыбка. Отец наклонился и подал малышу руку, представившись по имени и отчеству, а Данил в ответ назвал бойко своё имя. Дед бы в восторге.

Когда мама Таня пришла с магазина, то застала всю дружную компанию на кухне. В доме, где царила тяжёлая тишина, появилась радость и детские весёлые ножки затопали, освещая всю квартиру нотками восторга и радости.

Дедушка Сергей с удовольствием стал показывать внуку свою коллекцию кораблей, которую собирал всю жизнь, а малыш, ничего не понимая, старался ухватить хоть какую-то себе в руки.

Гостила Стеша с сыном несколько дней у своих родителей. Она подала документы в институт, усвоив, когда будут экзамены. Узнала новости про своего бывшего супруга. Тот, как оказалось, приезжал вновь в отпуск, выбрал себе новую супругу и уехал вновь. Родителей он также перевёз к себе поближе. Такие события Стешу вполне устроили, поскольку, зная, что у того всё благополучно, можно быть спокойной, что её донимать он не станет.

Нагулявшись вдоволь по городу, пообщавшись с родителями, Стеша с Данилом вернулись обратно в деревню. Девушка уж так соскучилась по Фёдору, а ещё по Борьке, тому телёнку, которого они вместе принимали у Марты.

Однажды, общаясь с Фёдором, Стеша рассказала ему про свою маму, которую хотела бы разыскать, а тот неожиданно, предложил свою помощь. Его брат работал в нужной структуре и мог спокойно решить данный вопрос. Нужна точная информация: фамилия, имя, отчество, дата рождения и тот адрес, что имелся. Всё это Стеша принесла ему на следующий же день.

В августе Стеша уехала сдавать экзамены и привезла хорошую новость – она поступила и теперь является студенткой заочного факультета. Фёдор был горд ей и собой, в том числе, так как ему удалось убедить эту девушку учиться, он не зря столько её уговаривал.

В день появления Стеши на ферме Фёдор вручил ей листок, со следующими данными: Малявина Лидия Степановна, г. Энгельс, ул. Санаторная, 3, «Дом-интернат для престарелых и инвалидов».

***

Маруся где-то раздобыла карту, и они вместе искали город Энгельс. Стеша нашла эту маленькую точку в Саратовской области, до которой в реальности не понять, как добираться. Да, сложная задачка, решить которую не так-то будет и просто. Поэтому пока Стеша решила оставить затею с посещением интерната, так как впереди был немного загруженный период. Нужно было ехать на учёбу, и как-то отпрашиваться у Фёдора было сложно, она прекрасно понимала, что он то её отпустит, но вот работать у него не кому.

 

Август выдался дождливым, хорошо, что на ферме хозяин успел заготовить сено ещё в июле, когда стояла отличная погодка, но вот хранился запас под открытым небом, поэтому в срочном порядке пришлось строить сеновал.

Как всегда, решено было экономить, поэтому на подмогу был вызван брат Фёдора, который и раньше приезжал спасать авральное положение родственника.

Семёну было в удовольствие приезжать сюда на ферму к брату, ему нравилось бродить по полям, делать что-то своими руками, а ещё он также, как и Фёдор, любил посидеть с удочкой на берегу реки. Для него всё это было лучшим отдыхом.

Стройка шла не так быстро, как хотелось, мешал проливной дождь, который мог зарядить с утра и до позднего вечера. Был момент, когда сырость с неба шла целых несколько дней. Семён, не зная, чем себя занять, старался помочь брату в коровнике, но больше мешался под ногами, создавая излишнюю суету.

Фёдор нервничал, переживая за сено, которое во что бы то ни стало нужно было сохранить, а Семён был спокоен. По своей натуре парень редко углублялся в какие-то проблемы, будучи немного заторможенным, как заметила Маруся. Он часто собирался с утра, надевая плащ, резиновые сапоги и отправлялся к берегу, где ему под дождём было почему-то комфортно, потому что приходил он с берега довольный и счастливый.

Девушки, наблюдая за парнем, шушукались и смеялись в сторонке, казался он им довольно необычным и странным. Всю пойманную рыбу добытчик отпускал там на реке, а однажды притащил её на ферму и запустил в большую бочку, наблюдая за поведением этих рыбёшек какое-то время.

Как-то раз, после обеденной дойки, Семён напросился с девушками пройтись до деревни, чтобы прогуляться, да посмотреть местные достопримечательности. С собой он взял фотоаппарат, привезённый из города, поэтому по дороге снимал на него хохочущих девушек.

Интересных мест в деревне было не так-то и много. Стеша вызвалась показать их Семёну, так как, по его словам, ему очень хотелось фотографировать деревенские пейзажи и здания. Сначала они отправились к старинной церкви, которую местный служащий всё пытался восстановить, потом побрели, не торопясь, к отделению почты, памятнику в центре деревни и магазину. Ещё была библиотека в деревне, да местная администрация, и на этом все виды села заканчивались.

Семён ходил со своим фотоаппаратом, словно ребёнок, удивляясь всему и снимая на камеру то, что ему попадалось, а Стеша смотрела на него, как на умалишённого, не понимая, что может быть тут интересного?

По окончанию экскурсии их опять застал дождь, поэтому они вместе отправились к Стеше домой, чтобы немного обсохнуть, да попить горячего бабушкиного травяного чаю – именно таким было предложение Стеши.

Как ни странно, но войдя в дом, Семён тут же нашёл общий язык с Данилом, подав ему руку и спросив, как его дела. Пока молодой человек сидел за столом, ожидая чай, мальчик стал носить ему множество своих машинок, чтобы показать.

Каждую Семён внимательно осматривал. Создавалось ощущение, что ему действительно интересно, как они устроены. Было похоже, что общаются два сверстника, один из которых намного больше и разговорчивее, но что-то общее у них было. Позже он и вовсе затеял игру с ребёнком, выстроив колонну из машинок на полу. Стеша и бабушка удивлённо смотрели на всю эту картину, а первой пришло в голову, что может быть её сыну не хватает мужского общения, всё же отец важен в жизни мальчика.

Семён никуда не торопился, поэтому на вечернюю дойку молодые люди пошли вместе. Он рассказывал девушке про свою жизнь в городе, про увлечение фотографией в свободное от работы время, о том, что мечтает организовать собственную выставку когда-нибудь.

***

Сено было спасено, теперь оно находилось под крышей, и Фёдор немного успокоился, хотя других забот на ферме было достаточно. Запил мужчина, помогающий убирать коровник. Он пил и раньше, но теперь не появлялся уже вторую неделю, поэтому вся работа легла на плечи Фёдора. Стеша смотрела на него, не зная, чем бы она могла ему помочь.

Девушка старалась всё подкормить своего хозяина: то пирожки принесёт, то вареники с картошкой, то пельмешки. Фёдор смущался, говорил, что не стоило ей так заморачиваться, но кушал. В последние дни он был настолько вымотанным и уставшим, что просто валился с ног.

В первых числах сентября супруга Фёдора не приехала, а его самого, как раз скосила сильная простуда. Придя утром на ферму в пятницу, девушки обнаружили больного хозяина, которые еле мог передвигаться, управляясь, как только мог, из последних сил.

Стеша решила пожертвовать своими выходными ради этого человека, к которому её тянуло, и с которым она согласна была проводить сколько угодно времени. Субботним вечером ему стало очень плохо, и он вовсе лежал целый в кровати, не в силах встать с неё.

Общими силами с пастухом Тимофеем и Семёном им удалось справиться на ферме, решая все основные вопросы. Вечером Семёну нужно было уезжать, так как его отпуск заканчивался и нужно было отправляться обратно в город. Предстояло выйти на работу.

Собираясь садиться в машину, Семён обнял Стешу, поцеловав в щёку, приглашая к себе в гости в тот момент, когда она отправится учиться. Стеша хотела было отказаться, но тот взял с неё слово, что когда она приедет через какое-то время на сессию, то обязательно позвонит ему, чтобы вместе сходить в театр. С этими словами Семён положил в её карман листок с номером городского телефона.

Стеша решила в ту ночь остаться в доме вместе с Фёдором, так как ни в какую не желала оставлять его одного в таком состоянии, тот не особо был в состоянии сопротивляться. Приехавшая на дом местная медсестра, прослушала его, сказав, что хрипов в груди нет, но вот с кровати лучше не подниматься, нужно полежать хоть немного, пока не спадёт высокая температура.

***

Утром она готовила ему завтрак: варила вкусную кашку на свежем молочке, заваривала травяной чай, который дала ей бабушка, да блинчики с творогом пекла. Её было так комфортно и хорошо в тот момент, когда она проявляла заботу о Фёдоре.

Стеша представляла себя на месте супруги своего шефа, ей хотелось, чтобы всё это было не только в такой момент, когда ему нужна была помощь и поддержка, но и в другие дни. Она ловила себя часто на мысли, что вот такого мужа она бы и хотела для себя. Ей нужен Фёдор.