Maht 273 leheküljed
2024 aasta
Вербы Вавилона
Raamatust
Шемхет – жрица богини смерти и вавилонская царевна. Она честно выполняет свой долг, хотя обеты разделяют ее с возлюбленным.
Одной темной ночью жизнь Шемхет и всего Вавилона меняется навеки. Царя убивает его родной брат. Теперь жителям города придется либо проститься с жизнью, либо принести новую клятву. Никто еще не знает, что та страшная ночь – лишь начало падения великого царства. Тени сгущаются: горе людей и тоска богов, мор и голод проносятся над городом. Перед кем исполнит долг жрица смерти: перед мертвыми или живыми?
Žanrid ja sildid
История жрицы вавилонской, которая наблюдала падение великого города городов, переживая вместе с ним собственную запретную любовь.
Не смерть есть следствие любви, а любовь есть защита от смерти.
Это книга о любви и смерти, о чувствах и долге, о царях и воинах, ритуалах и рутине. «Вербы» числятся в жанре фэнтези, но я бы назвала этот роман притчей. Язык и стиль повествования там соответствующие: неспешные, вдумчивые, напоминающие искреннюю молитву богам или тихую печальную песнь на берегу Евфрата близ качающихся верб.
Соответственно, оценить «Вербы» наряду с фэнтези совершенно невозможно, да и ненужно. Это исторический роман с фантдопущением, которое очень логично здесь, потому что жизнь древнего народа была неотделима от язычества, они верили, что живут бок о бок с богами. Поэтому судить о том, погубили ли Вавилон недальновидные цари; или неверующие и нечестные люди; или случаем разделённая с возлюбленным богиня Смерти, что скорбью своей вызвала нашествие мертвых, — судить не нам.
Я люблю такие книги за любопытство, что они пробуждают. В ходе романа я обращалась к постам автора о книге, слушала воссозданный шумерский гимн, гуглила карту Вавилона и имена богов (особенно мурашечно было понять, как вплетена в повествование романа история рождения бога Намтара)... Короче, я узнала за 300 страниц чтения о Вавилоне больше, чем, кажется, за жизнь до того.
Сложно представить, сколько времени и труда вложено в эту книгу. Так что хочется сказать большое спасибо Марии за труд и спасибо издательству «Полынь», что они имеют смелость издавать такие необычные книги. Кстати, летом у Марии выйдет второй роман «На червлёном поле», Ренессансная сказочная семейная сага Борджиа.
Знаете, обычно я не читаю такие книги. Те, которые основаны на истории которую я не знаю; на мифах, о которых я ничего не слышала; о культуре, которая чужая и непонятная для меня. А ещё я крайне редко беру книги, которые делают больно. Но эта именно такая.
С первых страниц чарует и завораживает слог - он простой и понятный, однако атмосферный и манящий. Открыв книгу, её невозможно потом закрыть, как бы больно, страшно и мерзко не было. Словно наяву рисуется Вавилон - пока ещё живой.
И герои здесь мыслят совершенно не так, как мы. Я не всегда могла понять Шехмет, я не принимала поступков Арана, я бесконечно сочувствовала Неруд, я сокрушалась о выборе Инну. Удивительно, но каждый из них был живой со своими достоинствами и недостатками, с ошибками и победами, со слабостями и ограничениями.
Единственное, что не пришлось мне по душе - так это любовная линия. Она отравлена ядом так, что убивает; она давит так, что под её гнётом ломаются люди; она невозможна, а потому во имя её свершаются бесчестные поступки.
На мой субъективный взгляд современного человека, герои с самого начала ступили на неверный путь, который принёс им обоим много бед. Стоило или полностью принять свои чувства вместе с ограничениями и запретами, не закрывая малодушно глаза на все сложности подобного союза. Или расстаться навсегда, чтобы не мучить друг друга невозможностью быть вместе.
Как у исторических романов, здесь нет стандартного сюжета. Но с каждой главой чувствуешь, как всё ближе и ближе конец Вавилона, как с каждым проступком, каждым выбором приближается его падение. Оно неизбежно и необратимо.
Это не добрая книга. Здесь полно жестокости, здесь часто встречаются трупы и смерти - и здесь не будет хорошего конца.
Отличная книга. Любовная линия и конфликт между долгом, честью, верой и любовью мощный, сильный. Конфликт между братьями вообще замечательный! Похожего и не припомню. Изумительный роман.
Это отличная книга! Мне очень понравилось, как автор оплетает читателя языком и погружает в мир Вавилона, оживляет мифы, приоткрывает мир архаичных людей с чуть отличным от нас восприятием мира, но одновременно такими похожими на нас. Понравиллсь переплетение мифа и историчности. Не фэнтези, но отличный взрослый магический реализм, нарисанный отличным русским языком.
Вербы Вавилона я за последние три месяца прочитала уже два раза, и эта книга теперь поселилась у меня где-то в подбрюшье.
Я думала что беру любовный роман в неожиданных декорациях, а прочла могучий бессмертный миф, чудовищный и восхитительный.
Жрица Шемхет встречает нас в Вавилоне в мертвецкой, где она обмывает тело — и ее нежные, почтительные, интимные отношения со смертью будут вести за собой все повествование. Танатос обнимает сразу плотно и ласково, и у мертвых подчас больше свободы воли, чем у живых — они настойчивее и у них больше шансов, потому что Вавилон падёт.
Сам Вавилон — полноценный герой, гордый и строптивый, но полный ужаса и противоречий, выписан ясно и с большим историческим вниманием, так что провалиться в него легко. Из тусклой картинки в учебнике он превращается в обжитый многоголосый мир, и задаешься вопросом, почему про него меньше написано или снято чем про Рим, Египет и древнюю Грецию? Его боги, цари, дворцы и легенды — Навуходоносор, пиры Валтасара, врата Иштар — из лоскутов превращаются в единую ткань повествования, мир стройных законов и колыбель империй.
Как положено добропорядочному мифу, герои поистине героические, они одновременно живые — и высечены в камне, отлиты в своих ролях. Как положено добропорядочному эпосу, морали не будет, потому что мораль изобрели значительно позже, чем пал Вавилон. Как положено сказке, будет страшно и завораживающе, будут происходить вещи чудовищные совсем обыденно, а обыденные — совсем невыносимо. В этом противоречии большой талант Марии Воробьи, потому что она очеловечивает мертвых и расчеловечивает живых так ловко, что вы сами не поймете, в какой момент стали на сторону богини смерти.
Я под большим впечатлением и вот уже несколько месяцев советую эту книгу примерно каждому. А сама тем временем жду лета, когда у автора выйдет вторая книга, про Борджиа ?
Но любая тьма проходит. И в разрушенном мире можно жить и отстроить его заново, если придется.
Ülevaated, 6 ülevaadet6