Loe raamatut: «Четыре типа мышления. Практика трансформации личности. Книга II», lehekülg 4
Ребенок с кубиками: тип А
Историю ребенка с кубиками мы можем отнести как к типу А, так и к типу В. Ребенок видит каждую свою башню как проект – это тип А. Он проходит стадии вдохновения, воплощения, интеграции и глубокого удовлетворения. Как это происходит?
Еще раз представьте себе ребенка, играющего в кубики. Они стали для него любимым занятием. После обеда он может спросить себя: «Что бы мне построить из моих кубиков вечером, перед сказкой на ночь?» У него появляется ответ: «Высокую башню. Высотой со стул! Я смогу построить ее ровно?» Видение высокой башни, поднимающейся с пола до сиденья ближайшего стула, четко присутствует перед его внутренним взором.
«И как же сделать ее такой высокой? Пока я строил башни только в два раза ниже». Постепенно оформляется решение: «Я буду ставить один кубик точно на другой».
Далее начинается воплощение замечательного видения башни высотой со стул. Ребенок аккуратно ставит один кубик поверх другого, и башня обретает форму. Где-то на середине эксперимента один кубик встал не ровно по центру. Этого достаточно, чтобы башня начала наклоняться. Ребенок думает: «Башня получается кривой. Скоро она упадет. Как мне сохранить ее прямой? Что для этого нужно?»
С обновленным фокусом ребенок убирает несколько кубиков и начинает снова ставить их друг на друга, на этот раз держа каждый кубик не одной, а двумя руками. Так он достигает большей точности, и башня продолжает расти. При огромной концентрации строителя и очень медленно последний кубик занимает свое место поверх предыдущего, и башня оказывается чуть выше стула.
«Я смог! Моя башня выше стула». За интенсивной концентрацией следует ощущение облегчения и радости. «Мама, посмотри! Посмотри, какую высокую башню я построил!»
Тип А – это преимущественно количественная фаза обучения – так может учиться робот. Это значит, что ребенок может повторять проект раз за разом. Постепенно он учится строить высокую башню все с большей легкостью, и в конце концов у него закрепляется устойчивый навык. Это процедурный тип мастерства типа А (количественный). Теперь ребенок знает, как построить из кубиков идеальную башню.
На первых стадиях постепенной наработки навыка ребенок начинает с типа А. Бывает, что на этом этапе он застревает, и перехода к типу В так и не происходит. Один проект может следовать за другим без систематизации. Например, ребенок совершенствует свои базовые навыки. Но может случиться так, что случайно или когда увидел картинку с мостом у него появляется идея построить мост – как цель и новый проект. И теперь строить мост – его любимое занятие перед вечерней сказкой. Лучшие учителя помогают своим ученикам совершать такие прыжки в воображении!
Ребенок с кубиками: расширение до типа В
Как начинается переход к типу В? Давайте продолжим рассматривать пример с ребенком и кубиками. Однажды вечером у ребенка, сидящего над кучей кубиков, возникает вопрос: «Что еще я могу из них построить?» Он вспоминает уже проверенные схемы, но его мозг не успокаивается. Тогда он думает о вариациях привычных конструкций, например о башнях разной высоты, мостах разного размера или замках с несколькими башнями. Он замечает про себя: «Все это я могу построить с легкостью и очень хорошо».
Как происходит дивергенция типа В от старых и знакомых количественных процедур? Дивергенция часто возникает внезапно при неожиданной качественной интеграции. Обычно она начинается с вопроса: «Как построить что-то абсолютно новое?» Возникает легкое ощущение беспокойства и надежды на открытие. У ребенка в голове может возникнуть картина сложного замка с семью башнями, и он берется за дело. Легкость умелого строителя прямых структур на некоторое время теряется, и одна из башен клонится набок. Возможно, какой-то из кубиков чуть сдвинулся от центра и башня вот-вот рухнет.
Тогда любознательный ум умелого строителя в поисках чего-то нового начинает блуждать в незнакомом направлении. Вместо того чтобы пытаться выпрямить башню обычным способом, он переходит к инновационному мышлению: «Как мне уравновесить эту башню другой так, чтобы это выглядело красиво?» На какое-то время он останавливается, и вдруг в голову приходит нестандартная идея: «Почему бы не построить точно такую же наклонную башню рядом, чтобы они подпирали друг друга?» Он аккуратно пробует воплотить эту идею и после сосредоточенных усилий появляется нечто новое и неожиданное. Это больше не прямая башня и не замок с ровными стенами. И что же такое у нас получилось?
Ребенок создал новую форму, арку с углом наверху, очень изящную и ровную. «Мама, посмотри, что я такое построил?» – «Готический собор!» – «И у него внутри пустое место! Теперь я могу построить такой же из нескольких рядов кубиков. Может быть, получится складывать туда игрушки?»
С осознанием собственного мастерства ребенок движется дальше, развивая дивергентные процессы. Ободренный таким началом, он продолжает исследования и осознает, что может построить очень много разных конструкций. «Я могу строить башни и мосты, а теперь еще и готические замки! Я могу уравновешивать кубики другими кубиками и создавать интересные устойчивые постройки!»
Его мастерство растет, и у него развивается следующий уровень способности к созданию нового. Теперь он каждый вечер спрашивает себя: «Что мне хочется исследовать сегодня?» Теперь он может переложить свое конкретное мастерство строительства из кубиков на все сферы строительства.
У ребенка произошла неожиданная качественная перемена. В этом состоит суть типа В.
Итак, давайте обобщим стадии фокусировки процесса и то, как он ведет к форме и потоку мастерства.
● Процесс. Здесь мы используем слово «процесс» для описания креативного действия, выходящего за рамки простых процедурных шагов наработки навыка. Такое расширение происходит путем объединения знаний, накопленных пошагово в процедурной практике, и простых экспериментов. В итоге возникают новые визионерские формы. Кроме того, ребенок переходит на новый уровень уверенности в себе как в строителе. Его мышление обращается к процессу. Он приступает к делу с творческим интересом и любознательностью. Он задумывается о том, как можно выполнить сложный процесс, и погружается в него.
● Форма (форма и поток). В какой-то момент ребенок бросает кубики и переходит к Lego. Это естественная следующая стадия. Ребенок хочет испытать поток самой строительной стратегии. Он выходит за рамки привычного обучения и переносит процесс в совершенно другую область мастерства.
Появляется новый уровень! Он начинает со своего творческого потенциала. Теперь он прекрасно понимает, что стал настоящим строителем, хоть и начинающим! Он установил свою проявляющуюся идентичность, обрел новый опыт своих способностей и может теперь строить из разных материалов разными способами. И ребенок начинает проверять себя как профессионального строителя.
Давайте снова рассмотрим все стадии с точки зрения типа В.
Стадия 1. Содержание. Есть что-то новое. Ребенок просто усваивает идею о том, что можно сделать с кубиками. Весь этот опыт – свежая область содержания для развития знаний. Сосредоточенность на содержании подталкивает нас к открытиям.
Стадия 2. Структура. Здесь мы просто берем на вооружение схемы, полученные нами, от исторической области предшествующих структур до настоящего момента. Это часто подразумевает повторяющиеся, механические, пошаговые действия типа А. Ребенок учится оценке через усвоенные практики, ставя кубики один на другой. Он снова и снова делает одно и то же. Часто при структурном мышлении, когда мы учимся оценке «совершенства», мы руководствуемся правилами, установленными другими людьми. Во-первых, мы даем оценку «да» или «нет», нравится нам это или не нравится. Мы задаем вопрос: «Это хорошо или плохо? Так или не так нужно складывать кубики?» Эта область, квадрант 3 (левая сторона), связана преимущественно с обучением тому, что уже делалось ранее и установлено как «правильная процедура».
Стадия 3. Процесс. Тип В реально вступает в игру в тот момент, когда у человека появляется достаточное доверие к своим структурным способностям, чтобы начать фокусироваться на вопросах «следующего уровня» и инновациях. Ребенок обнаруживает, что он может строить не только мосты, но еще и соборы, и он наращивает свою визуальную компетенцию с помощью таких инновационных исследований. У него развивается эстетика дальнейших попыток. Он спрашивает: «Что у меня может получиться еще?» Его воодушевляет процесс исследования своих возможностей, о которых он раньше и не думал.
Обратите внимание, что в первом квадранте на рис. 4.5 все стрелки направлены наружу. Мы начинаем совершать много дивергентных действий! Можете ли вы вспомнить обучение в такой сфере, которая стимулировала подобный растущий естественный восторг от развития таланта? И как вам хотелось погрузиться в процесс дальнейших исследований?
Стадия 4. С идеей формы мы расслабляемся и попадаем в единый поток со всеми нашими знаниями, признавая свое внутреннее мастерство. Мы интегрируем свои знания и опыт, чтобы двигаться дальше. Мы можем систематизировать их и перейти к другим, еще более убедительным, парадигмам. Например, ребенок может увлеченно начать строить из Lego, потому что он счел, что освоил процесс креативного строительства. (Более подробно о содержании, структуре, процессе и форме, а также о пути развития способностей см. в приложении 3 к книге I «Содержание, структура, процесс и поток идей».)
Паттерн в типе В, пример 3. Коучинг развития мастерства
Вы могли заметить, что схема В появляется как чудесная система, которую люди используют при обучении процессам исследования. Давайте теперь возьмем для примера набор профессиональных навыков, навыков коучинга. Мы выделим конкретные этапы обучения, которые помогают коучам и учителям переходить самим и переводить других из типа А в тип В.
Этап 1, проявление (тип А). Начиная заниматься коучингом, люди сначала должны научиться различать измерения их нового поля деятельности и определять свой путь обучения. Новичкам требуется изучить, что же такое коучинг на самом деле. Это значит посмотреть как можно более широким обзорным взглядом на возможность мастерства: «Почему именно я должен этому научиться?»
Этап 2, конвергенция. Начинающему коучу нужно начать совершать конкретные шаги и процедуры, соответствующие нормальному пути типа А. Сперва он следует правилам, практикует уже опробованные и описанные схемы и измеряет шаги своего обучения в сравнении с известными моделями. Он следует «корректным процедурам» для интеграции и практики.
Этап 3, дивергенция. Коуч продолжает практиковаться до того момента, пока не понимает, что способен обучать разных людей в разных ситуациях и может придумывать что-то новое по-своему. Здесь начинается процесс мышления типа В. Человек начинает смешивать и исследовать разнообразные методы, открывая новые выражения для поддержки своей конкретной цели. Появляются инновации.
Этап 4, мастерство. Коуч применяет свои навыки в совершенно разных областях – например, в управлении совещаниями. Он заново задействует форму в новом контексте, создавая новую парадигму. Теперь он знает, что действительно стал коучем-мастером. Он перешел от состояния иметь (определенные шаги) к состоянию делать (инновации) и, наконец, к состоянию стать (мастерство).
Сферы обучения: рост формы внутреннего бытия
Что такое форма или поток? Раскрывающаяся форма связана с постройкой магнетического центра развития и эволюции наших жизней, он сильнее и способнее к расширению, чем любой из структурных элементов. Стремясь к мастерству, мы также накапливаем глубинный потенциал конкретных талантов и способностей. Мы создаем формальную модель мастерства и с этим формальным мастерством активируем целое поле нашего человеческого потенциала. После того, как человек развил эту способность к внутренней форме потока, ее могут повторить другие. Если это стало возможным для кого угодно где угодно, значит, это возможно для всех. Поток человеческого потенциала тянет всех, кто на него смотрит, подобно магниту.
Каждый раз, когда мы запускаем и испытываем нашу способность следующего уровня, мы расширяем потенциал. Мы разворачиваем его все дальше и шире и каждый раз немного усиливаем. Это сфера нашего глубинного «становления». Что это значит? Мы всегда что-то запускаем и проявляем, одно знание за другим.
Для объяснения можно вернуться к простой структуре шутки. Когда мы рассказываем шутку, из нашей практики и обучения что-то развивается – даже не личное. Мы можем попытаться сделать это личным. Можем сказать: «Эй, смотрите, я становлюсь юмористом!» Но помимо этого через наши усилия развиваются и другие преимущества. Мы можем назвать это способностью к увеличению общечеловеческого потенциала уверенного юмора. Юмор становится легким предприятием для большего числа людей – изначально на основании усилий одного человека! Дверь общечеловеческих талантов в этой маленькой области открывается шире.
Рис. 4.8. Рецепт развития чувства юмора
Поворотные точки внутреннего знания
Подумайте о важных для вас сферах мастерства. Что вы можете отметить в вашем внутреннем обучении? Возможно, ваши усилия развивают или расширяют какую-то область знаний? Это очень важный вопрос для всех, кто чему-то учится, потому что каждый бросок вперед стимулирует магнетическое качество, постепенно приводящее к поворотной точке.
Сама сфера знаний развивается благодаря усилиям каждого из нас. Если мы нарабатываем для себя набор навыков, он также растет с опытом, становясь как человеческий талант гораздо более доступным для других. Это уже не просто личное, это наследие для всех окружающих. Его также можно назвать путешествием героя, где усилия одного человека намечают путь для всех, кто последует за ним. Или даром лидерства. Благодаря видению и смелости одного преимущество получают все.
Рис. 4.9. Обретение реальности внутреннего знания
Только вдохновляющая цель укажет вам на доказательства мастерства в типе В. Только вы можете решиться создать большую игру. Вы заметите проявления типа В, если почувствуете, что обучение делает вас счастливым. Обучение в типе В приносит глубокое удовлетворение!
Игра мастера: стремление к внутренней форме
Мы обретаем мастерство, замечаем истинную форму и поток, легкость и радость как естественные атрибуты преобразования.
Вы замечали, что какие-то способности кажутся фундаментальной частью вас и позволяют чувствовать себя еще более живым? Мы существуем в естественной резонансной системе, которая превосходит конкретные способности и превращается в осознание качеств, которые мы ценим в себе и других. Это осознание развивается кумулятивно на протяжении всей нашей жизни. Мы видим эти качества в других людях, чувствуем их в себе.
Мы можем распознать и заявить эти качества внутренне и наблюдать, как они проявляются в нашем поведении. Вы все лучше и лучше узнаете их как внутреннее свойство правильности в форме. Это осознание открывает нам внутреннюю красоту, глубинный аспект нашей жизни.
Мы получаем больше того, на что обращаем внимание и постепенно начинаем видеть внутренний указатель пути к мастерству. Знание ветвится (расширяется и преобразуется) подобно тому, как атомы интегрируются в молекулы. Происходит расширение в появлении новых форм, которое мы называем морфогенезом. На уровне «морфогенеза» или появления форм5 в нашем внутреннем развитии мы можем осознать, что в нас что-то растет. Можете называть это формой превращения в более подлинного человека. Олимпийский прыгун в воду развивает модель мастерства своих прыжков. Юморист развивает информативную модель эффективного юмора. Конкретная система интеллекта продолжает расти, если мы стремимся к мастерству. Мы взращиваем даже идею «добра» или «Бога» совершенно тем же способом.
Рис. 4.10. Модель мастерства в знании и обучении
В сфере формы всего потенциала человечества постепенно развиваются все новые и новые аспекты благодаря нашим с вами усилиям. Постепенно мы меняем саму внутреннюю модель мастерства. Наше поле обучения растет. Оно меняет форму! И создает новые формы – происходит морфогенез.
Это означает, что ваша личная вовлеченность в обучение развивает и углубляет вечное качество бытия для всех нас. Можете называть это тайной внутренней жизнью идей!
Исследование сфер разума
Что такое сфера разума? Можно вспомнить Платона, который создавал модель мастерства в древних Афинах. Он описывал форму – формальное качество ума, – которая находится в центре любой идеи, когда человек пытается ее развить.
Рис. 4.11. Внутренняя модель мастерства: расширение сфер создающего и креативного интеллекта
Прилагая усилия, мы открываем убедительную форму исследования. Эта форма привлекает нас и продолжает развиваться – с каждым прыжком в воду, с каждой коучинговой сессией, с каждой рассказанной шуткой. Каждая попытка становится небольшим вкладом, который мы добавляем в общую сферу.
Прекрасный пример развития сферы можно найти в истории Роджера Баннистера, который в 1954 году смог пробежать дистанцию в одну милю меньше чем за четыре минуты, что до этого не удавалось никому. Знакома ли вам эта история? Такое революционное достижение изменило идею «легкоатлетического мастерства» для всех. Другие спортсмены стали говорить: «Господи, если он это сделал, значит, и я смогу!» Скольким удалось преодолеть четырехминутный барьер в течение следующего года? Более чем сотне человек! Это стало мощнейшим ментальным призывом к пробуждению возможности, который полностью изменил развитие выбора в сфере спортивного бега.
Ступени мастерства
Давайте суммируем развитие мастерства.
● Когда мы знаем, что можем что-то сделать, мы тем самым изменяем само понятие профессионализма. Мы меняем его на глубинном уровне и для всего мира.
● Давайте назовем это морфогенетическим, формальным сдвигом. Это означает, что мы запускам возникновение, зарождение новой формы разума. Мы «формируем» следующий уровень проявляющейся способности в общечеловеческой системе.
● После этого талант начинает проявляться снова и снова в разном выражении. Мы активируем форму или сферу способностей, которую теперь легче развивать остальным.
● Все, в чем мы перешли на «следующий уровень», уже не может стать прежним. См. также приложение 2 к книге II «Процесс прогулки к мастерству».
Tasuta katkend on lõppenud.