Raamatu kestus 170 lehekülge
2025 aasta
Невидимый Саратов
Raamatust
«Невидимый Саратов» – дебютный роман Михаила Левантовского, «Алиса в Стране чудес» про мужчину, упавшего в нору любви к своей семье. Володя Саратов переживает сложное время и не разговаривает с женой. А его дочка Катя получает заколдованный подарок… Один обычный день в небольшом городке превращается в сказку для взрослых. Реальность здесь неизбежна, хотя и граничит с невозможным, молчание прерывается любовными письмами, а вещи умеют разговаривать.
“Невидимый Саратов” Михаил Левантовский.
Пока не могу оценить для себя однозначно. Он точно хорош. Но внутри есть какая-то несформулированная претензия к автору. Сейчас попробую разобраться.
️Много аллюзий открытых (“Алиса в стране чудес”, “Дорогая я уменьшил детей”), до неназванных (“Приглашение на казнь”, “Чучело” и т. д.).
️Чудесный язык, яркая образность, игра слов. Мы вслед за героем, фамилия которого делает его целым городом-Саратовом — попадаем в волшебную ситуацию. Володя уменьшается до заколки-невидимки и начинает своё путешествие под аккомпанемент голосов других предметов. Вот это музыка неживого мира — очень интересна. Абсурдные произведения не новость, но сделать их не плоскими, не манерными, а эмоциональными не всегда получается.
️Левантовский справляется с помощью писем Володи к Оле. Великолепные, сочные истории любви к жене. Оказывается, человек-пароход, вернее, город, не только делает памятники на кладбище, но и обладает мощным поэтическим воображением. Ах, если бы только эти письма составляли основу романа. Я бы почитала и его.
А сейчас “Невидимый Саратов” представился мне детским калейдоскопом. Как его оценить? Вроде и просто устроено, но такие узоры!
️Главный недостаток — его недосказанность будто. Были страницы, которые я бы хотела цитировать полностью. Например:
- А вы кто? Назовите вы сначала своё имя.
- У нас много имен. Мы - трава. Мы - мятлик, райграс, овсяница, одуванчики. И мы же…
Трава затихла и тут же подхватила хором:
- Великое! Зеленое! Братство! Саратов подождал, пока стебельки, воодушевлённые возгласом, успокоятся. - Братство газонов?
-И газонов тоже. Разбудите одуванчика! Пусть прочтёт ваш манифест. Травинки дрогнули, толкая долговязого чтеца с жёлтой шевелюрой: “Давай! Читай!” - Мы…- Одуванчик извинился, начал заново: — Мы великое воинство и мирное царство. Мы сражаемся без боя. Наши завоевания не приносят горя, но радуют глаз. Наши земли простираются по всей земле, во множестве городов и у множества дорог между городами. Наша территория огромна и соседствует с бесчисленными землями". А были те, что непонятно зачем написаны. Вдруг дочь Катя раскрывает свои внутренние переживания как до этого, пусть и не так многословно, делали чётки в машине таксиста. Дочь стала неодушевлённой? Допустим, ведь в абсурдистской реальности всё возможно. Но через несколько эпизодов Катя уже вполне реальная девочка, которая как в психологическом романе рассказывает о подоплёках травли, которую она начала в сторону одноклассницы. Впечатление, что, дойдя до кульминации, автор выдохся. Либо лоскутное одеяло из разножанровых романов переросло тот объём, который автору по силам. Вроде бы и хочется сделать “жили долго и счастливо”, да и пошлости допустить нельзя.
В целом, я придерживаюсь того, что дебютный роман Левантовского это хорошая заявка на будущее. Впечатление, несмотря на неровную структуру, положительные. Поэтому ставлю 8 из 10, просто люблю необычные вещи, игру слов и вот такие "штукатулки".
Лучшая книга апреля: «Невидимый Саратов» Дебют, который останется в мыслях надолго.
Фантастическая притча, психологическая драма, тонкая метафора о любви и одиночестве — этот роман невозможно разложить на простые жанры. Герой, превращающийся в заколку-невидимку (изящная отсылка к Кафке), становится символом всего невысказанного: недосказанных «люблю», неозвученных обид, страхов и вопросов, которые годами копятся в тишине.
Но за магическим реализмом скрывается еще более важный пласт. Глубокая рефлексия о буллинге. Без пафоса, но с пронзительной точностью школьная травля может иметь необратимость. Это предупреждение: родителям — говорить с детьми, детям — не молчать о боли, а обществу — не закрывать глаза.
Если тебя не замечают — ты исчезаешь. Если боль игнорируют — она становится твоей второй кожей.
Автор не учит, а бережно ведет за руку через тьму к свету.
Читайте. Думайте. Говорите. Пока не стало поздно.
Очень понравилась книга! Прекрасный слог, интересный сюжет, много классных "пасхалок". Прочитала на одном дыхании, даже прослезилась ближе к развязке. Спасибо автору, буду ждать новых книжек!
Ülevaated, 3 ülevaadet3