Maht 209 lehekülgi
2013 aasta
Военное дело Древней Руси IX–XI вв. Русские рати в походе и бою
Raamatust
Первая иллюстрированная энциклопедия военного дела Древней Руси – от рождения Русского государства до его расцвета в XI веке. Всё о воинском обучении и боевом применении княжеских дружин и народного ополчения. Исчерпывающая информация о защитном и наступательном вооружении русских «храбров», их образе жизни, богах и жертвоприношениях, врагах и союзниках, стрелковой подготовке и навыках рукопашного боя, походах и осадах, одиночных поединках и массовых побоищах, как сухопутных, так и морских.
Кто оказал бо́льшее влияние на военное искусство Древней Руси – варяги или степные народы? Как взаимодействовали на поле боя русская пехота и конница, какие тактические приемы применяли? Что доподлинно известно о «несокрушимом строе» русских ратей (помните, в «Слове о полку Игореве» «храбрые русичи перегородили поле червлеными щитами») в сравнении с эллинской фалангой, боевыми порядками римских легионов и скандинавской «стеной щитов»? Как сражались, умирали и побеждали наши воинственные предки, во что веровали, кому молились, ради чего шли на смерть, стяжав бессмертную славу? В данной книге вы найдете ответы на все эти вопросы. Цветное коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями картин, рисунков и реконструкторских фотографий.
Начнём с того, что никакая это не энциклопедия, тем более, по военному деру Древней Руси. Лишь время от времени мы читаем о военном деле наших предков. Автор взял сведения о военном деле древних славян из практикума по Истории России, хорошенько разбавил водой, вроде былины о Чуриле и Дюке – вот и получилась «энциклопедия». 20% объёма книги – вступление и заключение, ещё почти половина общего объёма – иллюстрации. С одной стороны, такое обилие наглядности – это здорово, но общее впечатление сильный портит перекос в сторону т. н. «исторических реконструкций» – очень сложно воссоздать старину такой, какой она была на самом деле, а не по воле «реконструкторов». Много места уделено языческим покровителям воинов, но автор как-то упустил, что описывает, всё-таки, переломную эпоху, когда был сделан вывод в пользу христианства. Ведь могучей и культурной державой Киевская Русь стала именно после этого выбора. Правда, можно было стать ещё более дикой окраиной и форпостом католической Европы или подобием Волжской Болгарии.
Arvustused, 1 arvustus1