Стык художественной прозы советского образца (стоит заметить лучших представителей – Ильф и Петров, Платонов, Булгаков, Фадеев) и научной литературы. Книга разделена на две части: реверсивная автобиография и попытка справиться со своим психическим состоянием. Для заметки: Впервые Зощенко пытался свести счеты с жизнью в восемнадцать лет, через несколько лет ещё раз. Одинокий и замкнутый писатель в литературном дискурсе, где необходимо писать сказки о том, как Ленин таскает надувное полено и варит кашу из молока, а не фельетонны и очерки о своих чувствах. Ипохондрию и депрессию Зощенко замечают уже не только близкие люди.
«Перед восходом солнца» – многозначное название книги. Рассвет наступает сразу в нескольких значениях: смена литературного направления с рассказов на прозу и отступление хандры от автора. Нельзя сказать, что это не связанные события. Сублимируя свою тонкую психику в литераторство получается интересный опыт оксюморона в литературе – художественность вкупе с работами Павлова об условных рефлексах.
Творческий человек не следует по проторённой дорожке. Из Фрейдизма он убрал всю сексуальную подоплёку, в частности Эдипов Комплекс, а у Павлова он немного изменил определение рефлексов и раздражителей.
Первый шаг в самолечении автора лежит в психоанализе ранних воспоминаний и интерпретации сновидений. Ни один из российских писателей так искренне не писал постыдные истории и не скрывал ничего от читателя. В такие моменты «Перед восходом солнца» переходит из плоскости художественного текста в личный дневник
Можно ли сказать, что Зощенко предопределил лечение современных психологов? Ответ – да. В психологии существует практика терапией творческим самовыражением (арт-терапия), но этот метод лечения нашёл широкое распространение только во втором миллениуме, а автор, стоит отметить, писал во время Великой Отечественной войны.
Биографическая часть написана хорошим языком, ситуации интересны, но чем глубже автор лезет в свое прошлое, тем более сухим становится текст. Эта половина будет интересна широкому кругу людей, а вторая… это как раз Фрейдизм во все поля. Восприятие этих глав будет напрямую зависеть от жизненного опыта. Как часто вы боитесь того, что вы постареете, умрёте или боитесь без явной на то причины.
Если вам интересна история человека, сумевшего взять себя в руки и вылезти из гнилой психоэмоциональной ямы. Автора, глубинно копнувшего в самые тёмные уголки своей души, нашедшего решение кроме бегства, то книга подойдёт вам
Arvustused
63