Maht 24 leheküljed
1664 aasta
Брак поневоле
Raamatust
Комедия «Брак поневоле» высмеивает, с одной стороны, глупость, нерешительность инфантильность обывателя, а с другой – вызывающуюся «помогать» ему псевдоучёность. Главный герой, Сганарель, никак не может решить, стоит ли ему жениться на молоденькой девушке Доримене, и советуется со всеми подряд. На глупый вопрос даются столь же нелепые ответы, что грозит разрушить потенциальный брак окончательно.
Герой этой пьесы из числа тех неосмотрительных людей, которые сначала делают, а потом думают. И это не единственный недостаток Сганареля. Спрашивая дружеского совета и получая его в комплекте с трезвыми объяснениями, немолодой жених не только не прислушивается к рекомендациям, но пытается доказать, что друг не прав, а женитьба на молоденькой вертихвостке пойдёт ему на пользу. И что делать с теми, кто сам суёт голову в петлю? Можно посочувствовать, а можно посмеяться. Правда, и насмешки герой пьесы умудряется толковать на свой лад: "Уж верно, мой брак будет счастливым: всех-то он радует, с кем про него ни заговоришь – все смеются. Нет теперь на свете никого счастливее меня".
Жан-Батист Мольер предлагает и зрителям (читателям) посмеяться над незадачливым женихом. Отступать Сганарелю поздно, как и просить советы у мудрецов или взывать к чернокнижникам и цыганкам-гадалкам - думать нужно было до того, как делать предложение. Коль герой сам обманываться рад, то пусть ложь и притворство молодой жены послужат ему утешением и в дальнейшем. Для тех, кто не желает попасть в описанную в пьесе ситуацию, французский классик устами Жеронимо даёт прекрасный совет.
Так вот, исполняя свое обещание, я вам скажу откровенно, как другу, что женитьба – не для вас. Это такой шаг, на который и молодым людям следует решаться лишь во зрелом размышлении, что же касается людей вашего возраста, то у них и мыслей таких не должно быть. И если верно, что величайшее из всех безумств – женитьба, то высшая, на мой взгляд, нелепость – совершать подобные безумства как раз в ту пору, когда от нас можно требовать большей рассудительности. Итак, я вам ясно изложил свое мнение. Я советую вам оставить всякую мысль о браке: вы были бы величайшим чудаком на свете, когда бы решились променять свободу, которою вы сейчас пользуетесь, на самую тяжелую из всех цепей.
И если верно, что величайшее из всех безумств женитьба, то высшая, на мой взгляд, нелепость – совершать подобные безумства как раз в ту пору, когда от нас можно требовать большей рассудительности.
###
Вы были бы величайшим чудаком на свете, когда бы решились променять свободу, которою вы сейчас пользуетесь, на самую тяжелую из всех цепей.
Сганарель. Я пришёл вам сказать, что я хочу жениться.
Марфуриус. Мне об этом ничего не известно.
Сганарель. Ну, так я же вам говорю.
Марфуриус. Всё может быть.
Сганарель. Если я на ней женюсь, это будет хорошо или дурно?
Марфуриус. Одно из двух.
Arvustused, 1 arvustus1