Книга не оправдывает своего броского названия. Для серьезного философского текста – слишком много пространных отвлеченных рассуждений на общие темы. Своего читателя данному произведению, найти будет достаточно сложно, не в силу специфики, а скорее по причине ее отсутствия. Тем не менее, книга будет отличным дополнением для изучающих отечественную классическую литературу и историю, в ее традиционном изложении.
Maht 260 lehekülgi
2014 aasta
Русский народ. Богоносец или хам?
Raamatust
Николай Александрович Бердяев – крупнейший русский философ XX века, после Октябрьской революции 1917 года был выслан из России. В своем творчестве Бердяев перешел от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Большое внимание Н.А. Бердяев уделял особенностям русского сознания и мировоззрения.
Николай Онуфриевич Лосский – выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии. После революции, как и Бердяев, он был выслан из России и продолжал свою деятельность в эмиграции.
В книге, представленной вашему вниманию, собраны произведения Н.А. Бердяева и Н.О. Лосского, посвященные русской ментальности. Что представляет собой русский народ, какие черты преобладают в нем; кто он в главной своей сущности, – «народ-богоносец», по определению Ф.М. Достоевского, или народ, подверженный влиянию «грядущего хама», как считал Д.С. Мережковский?
Бердяев и Лосский, каждый со своих позиций, дают блестящую характеристику русского народа.
Книга также издавалась под названием «От мессианства до нигилизма. Чем жив русский народ».
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Jätke arvustus
Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XX века, от самых первоначальных стадий, предшествующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры. Россия – страна великих контрастов по преимуществу: нигде нет таких противоположностей высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы. Вот почему так трудно организовать Россию, упорядочить в ней хаотические стихии. Все страны совмещают много возрастов. Но необъятная величина России и особенности ее истории породили невиданные контрасты и противоположности. У нас почти нет того среднего и крепкого общественного слоя, который повсюду организует народную жизнь. Незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра – вот полюсы русской жизни. И русская общественная жизнь слишком оттеснена к этим полюсам.
Огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу русская государственность боялась самодеятельности и активности русского человека, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России и возлагала на него службу, требовала от него смирения. Через исторический склад русской государственности сами русские пространства ограничивали всякую ответственную самодеятельность и творческую активность русского человека. И это порабощение сил русского человека и всего русского народа оправдывалось охранением и упорядочением русских пространств.
учение, обосновывающее тоталитарную доктрину охватывающую всю полноту жизни – не только политику и экономику, но и мысль, и сознание, и все творчество культуры – может быть лишь предметом веры.
учение, обосновывающее тоталитарную доктрину охватывающую всю полноту жизни – не только политику и экономику, но и мысль, и сознание, и все творчество культуры – может быть лишь предметом веры.
Arvustused
1