Из головы отца рождается богиня-девственница. Но что мы действительно знаем о тайне происхождения женщины от семени или от мысли? И вообще был ли папа? Был ли - мальчик?
В романе Надежды Антоновой перед читателем выстраивается галерея портретов дочерей, причем не всегда женского пола. Все они по-разному распоряжаются богатым или скромным дочерним капиталом. Однако всех благ дороже – черно-белая фотокарточка и дневник, где знакомый почерк окликает на разные лады твое имя - как свидетельство доброй воли, сбывшегося замысла. «И увидел Отец, что это хорошо». Роман Надежды Антоновой сочетает откровенность наотмашь и загадочную, переливчатую метафоричность. Иногда кажется, что тысячелетнее дитя разыгрывает для тебя сказ-плач, надев на маленькие морщинистые руки тряпичных кукол. Иногда создается впечатление, будто юнгианский психоаналитик, получивший дорогое образование где-нибудь в Цюрихе, загадывает ироничный и в то же время терапевтический коан, позволяющий деликатно перевязать окровавленную пуповину, тянущуюся из дочернего сердца прямиком до той точки в пространстве и времени, где отцовский экстаз запустил ход личного времени.
Проявить, проклясть, простить, примириться, понять, похоронить – но воскрешать иногда хотя бы в памяти, не обязательно доброй, главное крепкой – вот каким видится после прочтения книги дочерний долг. Выплатить его, однако, можно разве что векселями, украденными из-под сырой подушки ветхого Адама.
Эта книга – поможет мужчинам увидеть в женщине – сына. Она же поможет женщине увидеть в мужчине – Родину.
Arvustused
3