Maht 330 lehekülgi
Книги, годы, жизнь. Автобиография советского читателя
Raamatust
Как будет выглядеть автобиография советского интеллектуала, если поместить ее в концептуальные рамки читательской биографии? Автор этих мемуаров Н. Ю. Русова взялась поставить такой эксперимент и обратиться к личному прошлому, опираясь на прочитанные книги и вызванные ими впечатления. Знаток художественной литературы, она рассказывает о круге своего чтения, уделяя внимание филологическим и историческим деталям. В ее повествовании любимые стихи и проза оказываются не только тесно связаны с событиями личной или профессиональной жизни, но и погружены в политический и культурный контекст. Важная задача, которую ставит перед собой автор, – это сохранить на страницах книги свидетельство о навсегда утерянной читательской культуре.
Наталья Юрьевна Русова – профессор кафедры русского языка Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, доктор педагогических наук. Автор книг «От аллегории до ямба: терминологический словарь-тезаурус по литературоведению» (2004), «Текст. Культура. Образование» (2009), «Тайна лирического стихотворения. От Державина до Бродского: комментарий поэтических текстов» (2005), «Кванты русской культуры: культурологический комментарий поэтических текстов» (2008), «Лексикон власти: словарь-тезаурус политических ассоциаций» (2008; с Н. Э. Гронской), «Тридцать третья буква на школьном уроке, или 33 стихотворения Иосифа Бродского» (2009) и др.
Первое чувство от книги Н.Ю Русовой. - восторг!
Наталья Юрьевна! Вы нашли такой изысканный приём своей биографии, какого я ни у кого не встречала: показать свою жизнь и всё наше время через прочитанные книги.
Ведь действительно мы были самой читающей страной, и нас формировали и воспитывали книги. Каждый из нашего поколения мог сказать, как Горький: "Всем хорошим в себе я обязан книгам".
Второе чувство: зависть, самая чёрная и противная зависть - почему не я написала эту книгу! Ведь большинство книг, которые Вы упоминаете, читала и я, и так же, как на Вас, они оказывали своё благотворное действие. А уж когда я встретила имя Александры Бруштейн, я сказала себе - наш человек! Так всегда мой муж говорил о людях, которые были ему близки чуть ли не по-родственному..
Третье чувство - глубокая ностальгия по детству и юности, по молодости. Сколько тогда читали - и читали хорошего! Я в детской библиотеке перечитала всего Майн-Рида и Фенимора Купера, всю фантастику, с 5 класса я читаю Пушкина всё подряд, "Онегин" очень нравился.
Как Вы благодарно отметили роль личности учителя и родителей! Нам папа вслух вечерами читал Бальзака, Гоголя - ну что ему самому нравилось. Мама много знала наизусть.. Покупались книжки, сначала была этажерка, потом шкафы.. Читала не всё, что рекомендовалось бы детям. Но "Дамское счастье" Золя и "Джен Эйр" - это для меня путеводные нити по жизни.
Учитель... Моя учительница, видя мою любовь к литературе и юное стихотворчество, дарила мне хорошие книги, развивала меня. Заболоцкий, Луговской, Багрицкий, Светлов, Ронсар, Петефи - перечислять долго.
Что касается второй - бОльшей части, то тут главное моё ощущение - комплекс неполноценности.
Во-первых, количество прочитанных Вами книг совершенно не сопоставимо с моим багажом. Наверное, потому что я читала, кроме учёбы на филфаке, в основном для удовольствия или из любопытства, а что-то просто случайно. У Вас же есть своя система чтения: понравился автор - и вы читаете всё, что он написал. Поэтому вы можете вполне с чистой совестью и профессиональным взглядом анализировать творчество каждого автора.
Во-вторых, я себя к литературоведам никак не могу отнести, но мне казалось, что раз я в школе писала сочинения на пять, то могу что-нибудь да сказать о произведении. Но так, как Вы - коротко, лапидарно можете вознести и уронить, не снилось, наверное, и профессиональным критикам.
В-третьих, вызывает уважение, граничащее с поклонением Ваша самостоятельность оценок происходящего. Вы высказываете свою точку зрения - часто парадоксальную - спокойно и смело. Кого-то принято ругать - Вы хвалите, кого-то наоборот. Это касается не только книг, но и изменений в стране, личностей не только писателей, но и политиков. Я удивляюсь, но соглашаюсь!
И опять же с радостью встретила в книге имена любимых авторов, просто как пароль в общее духовное пространство!
Как Вы правильно написали, нельзя охватить всю литературу. Поэтому у каждого Вашего читателя найдётся списочек любимых авторов помимо упомянутых Вами. Я во время чтения постоянно вспоминала Пушкина - "Прощайте, друзья!" И я нашла эти слова в книге! Ну, потрясающе, до чего наше поколение дышит одним и тем же воздухом русской культуры.
Спасибо Вам за книгу, которую Вы написали ну просто как будто от имени всего нашего литературоцентричного (по Вашему выражению) поколения !
Людмила Уханова
Arvustused, 1 arvustus1