Maht 230 lehekülgi
2020 aasta
Raamatust
Новая книга одной из лучших современных англоязычных писательниц Николь Краусс («Хроники любви», «В сумрачном лесу») – сборник рассказов, который по мере чтения превращается в единое произведение. Его герои – мужчины и женщины, юные и пожилые, родители и дети – люди, которых читатель застает в поворотные моменты их жизни, которых они ждали долгие годы, порой не осознавая этого. А все самое важное происходит во взглядах, мимолетных жестах или едва уловимых интонациях. Тексты перекликаются, протягивают друг другу тонкие линии связей, сплетая отдельные истории в единое повествование: об отношениях, их зарождении и распаде, о памяти, еврействе, власти, любви, о тяжести прошлого и поисках нового опыта.
Сборник рассказов Николь Краусс я выиграла в раздаче, чему очень рада, и вот спешу поделиться впечатлениями о книге. Несмотря на то, что я предпочитаю большую прозу, рассказы Краусс я прочла с удовольствием. Мне понравился язык автора, очень образный, богатый, увлекающий читателя, несмотря на отсутствие в многих рассказах диалогов и динамики в развитии сюжета. Мне очень понравилось, что автор не занимается морализаторством, она ничего не осуждает и ни к чему не призывает. Николь Краусс просто пытается заставить читателя посмотреть на этот мир глазами своих героев. И у неё это получается... В рассказе "Зуся на крыше" мы стоим на крыше небоскрёба рядом с пожилым человеком, недавно перенесшим сложную операцию по удалению раковой опухоли и много дней пробывшим в коме. В руках у старика его новорожденный внук. Не нужно переживать: наш герой не причинит малышу никакого вреда. Он просто прижимает младенца к себе и плачет, глядя в его серьёзные серые глаза. Плачет, потому что хочет унести этого малыша из квартиры, где на процедуру его обрезания уже собрались гости и вся родня, среди которой, конечно же, мать ребёнка, её девушка, гомосексуалист, пожертвовавший сперму, его парень и т.д. и т.п. Плачет, потому что
... вернувшись к жизни, он перестал понимать бесконечную мудрость мёртвых.
В рассказе "Конец дней" мы сидим в синагоге рядом с двумя сёстрами, которые пришли сюда, чтобы присутствовать на процедуре расторжения брака их родителей, что был заключен много лет назад по ортодоксальным еврейским законам. Мы внимательно наблюдаем за действиями раввина и его помощника и узнаём много интересного о существующих на этот счёт правилах. Например, когда муж передаёт в руки жены бумагу, в которой, среди прочего, написано, что с этого дня "она дозволена любому мужчине", женщина ни в коем случае не должна шевелить руками, чтобы попытаться ВЗЯТЬ эту бумагу - она должна быть ей ДАНА. А когда одна из сестёр, зацепившись шлёпанцем за ножку стула, бормочет: "Господи Иисусе!", мы улыбаемся. Среди прочтённых мною книг есть немало произведений, вышедших в свет именно в издательском доме "Книжники", как и этот сборник Николь Краусс. Это издательство позиционирует себя как предлагающее читателям "еврейский сегмент мировой литературы". И тема еврейства в сборнике Краусс тоже присутствует. Мне интересны произведения, написанные еврейскими авторами, я считаю, что многие из них обладают какой-то особенной, только этой нации присущей чувствительностью к тому, что касается восприятия окружающего мира. Такая чувствительность может проявляться, в том числе, и в музыкальности, о чём писал ещё Борис Васильев в одном из самых честных и оттого самых страшных произведений о войне, своей повести "В списках не значился":
- Говорят, что мы, евреи, музыкальный народ. Да, мы - такой народ; станешь музыкальным, если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают солдатские сапоги и не ваша ли дочь зовёт на помощь в соседнем переулке.
Это очень созерцательная книга, очень тихая и вдумчивая. Я читала её медленно и не спешила переходить от одного рассказа к другому. И пусть вас не смущает название: мужчин среди героев сборника не больше, чем женщин. В данном случае, название - это просто название. Эту книгу следует читать, когда хочется побыть наедине с собой, со своими мыслями. Как героиня Иэна Макьюэна, я всегда ищу "в книгах только свой мир и себя в этом мире – облаченную в разнообразные наряды и формы". Так вот, в рассказах Николь Краусс я повстречала себя практически в каждом произведении. Получится ли это у вас? Кто знает... К прочтению однозначно рекомендую.
Сборник рассказов, наталкивающий на размышления, каково это быть с мужчиной, когда он твой партнёр (муж или парень), умерший отец, новорожденный внук или всплывающий в памяти образ актёра из старого-старого фильма.
Каким ты его видишь? Каким хочешь видеть? Чего хочешь от него и для него? И так ли важно, какой он на самом деле?
Arvustused, 2 arvustust2