Maht 90 lehekülgi
1890 aasta
Чёртовы куклы
Žanrid ja sildid
Произведение сразу по прочтении показалось очень поверхностным. Но, чем больше думаешь о вложенной автором идее, тем глубже оно кажется. Ведь действительно, по сюжету книги человек с гигантским самомнением, попадаясь на удочку подчинения власть имущему становится пешкой, марионеткой, оловянным солдатиком, игрушкой. Или как определял это сам Лесков - "чертовой куклой". Главный герой книги - скандальный художник с непомерным самомнением, низким уровнем самосохранения, высоким - эгоистичности и цинизма, попадает как водится в сложную жизненную ситуацию. Герой при этом сочувствия совершенно не вызывает ни на грамм, на это видимо особый расчет автора, так как поступки нашего художника по отношению к окружающим его людям, особенно тем, кто хорошо к нему относился, отвратительны. И вот, понемножку, мягкой лапкой, под тотальный контроль его берет другой эгоистичный человек, имеющий массу возможностей, власть и деньги. Тут, как говорится - коготок увяз, так всей птичке пропасть. Потеряна воля, потеряна свобода творчества, свобода принятия решений, свобода выбора круга общения и даже - жены, зато все залито патокой лести и заботы. Стоит задуматься, а в какой же момент необходимо было сказать стоп, и освободиться от докучливой опеки? Что помешало это сделать и так ясно - самомнение и гордыня. Да и поведения своего художник наш не изменил, более того - предал оставшихся друзей и бездумно сломал еще парочку жизней. Поэтому у меня риторический вопрос: не ценя окружающих с чего он решает, что его будут ценить? С другой стороны высокопоставленный кукловод совершенно не задумывается что решает так легко и просто судьбу не игрушек, а реальных людей, у которых есть чувства, стремления, мечты и мысли... В одной из аннотаций отмечено, что у сюжета есть реальные российские прототипы - художник Брюллов и император Николай 1, но об этом судить не могу, хотя интересно поискать параллели. Итог: для знакомства с автором не самый лучший выбор, но для любителей - книга стопроцентно "лесковская".
— Задачи искусства — это героизм и пастораль, вера, семья и мирная буколика, без всякого сованья носа в общественные вопросы — вот ваша область, где вы цари и можете делать что хотите. Возможно и историческое, я не отрицаю исторического, но только с нашей, верной точки зрения, а не с ихней. Общественные вопросы искусства на касаются. Художник должен стоять выше этого. Такие нам нужны! Ищи таких людей, которые в этом роде могут быть полезны для искусства, и зови их. Обеспечить их — мое дело. Можно будет даже дать им чины и форму. У меня они могут творить, ничем не стесняясь, потому что у меня ведь нет никаких тревог, ни треволнений. Только трудись. Я хочу, чтобы наша школа сохранила настоящие, чистые художественные предания и дала тон всем прочим. Обновить искусство — это наше призвание.
— Ах, оставь про доказательства! Я никогда тебе и не буду доказывать того, что для меня ясно, как солнце, а ты знай, что доказать можно все на свете, а в жизни верные доказательства часто стоят менее, чем верные чувства.
Arvustused, 1 arvustus1