Maht 110 lehekülgi
2015 aasta
Белый негр. Поверхностные размышления о хипстере
Raamatust
«Поймать волну – означает коммуницировать, передавать свои сущностные ритмы другу, любовнику, просто окружающим людям, и, что не менее важно, ощущать при этом и ответные вибрации. Быть с кем-то на одной волне значит внутренне обогащаться. Хипстер «просекает» это в том смысле, что невозможно постигнуть кого-либо или что-либо, не ощутив ритм внутренней вибрации объекта постижения. Помнится, как-то раз один мой чернокожий приятель на протяжении получаса вел интеллектуальную беседу с белой девушкой, у которой за плечами был колледж. Этот негр в буквальном смысле ни читать, ни писать не умел, но зато обладал удивительно чутким слухом и даром мимикрии под собеседника.»
Хипстеры, ну кто же не знает этого термина? Бородатые веганы в очках и с непонятными окружающим интересами. Модные и безобидные. Но так было не всегда! В 1957 году американский писатель и журналист Норман Мейлер опубликовал в журнале эссе "Белый негр", где рассказал свое видение современной ему тогда части молодежи. По Мейлеру хипстер - это подражатель американского негра из чёрных кварталов. Он слушает джаз, беспорядочно совокупляется, носит огромную, мешковатую одежду и всегда балансирует на грани поиска новых ощущений. Хипстеру не надо развиваться, но необходимо постоянно двигаться, он не может находиться в состоянии покоя. Хипстер имеет свой язык и старается "поймать волну". Но он не просто безобидный бездельник, нет! Хипстер ищет опасности, ему нужен стресс и ради этого он может и на преступление пойти, и в свальный грех пасть. За хипстером, по мнению Мейлера, будущее. Этот образ жизни нравится многим и позволяет быть самим собой, без ограничений общества. А еще этим поведением хипстер выражает свою сексуальную энергию, она им движет.
Эссе небольшое. Весь объем книги оно не занимает. Издательство добавило еще и дальнейшую переписку Мейлера по поводу эссе с современниками, несколько предисловий, послесловий и статей с ним связанных. Говорят, это эссе стало предвестником молодежных течений 1960-х, что оно в свое время произвело шок, но сейчас оно совершенно забыто. Да и хипстеры стали сильно другими. Прочитанное мне не понравилось абсолютно. То есть никаких новых мыслей не родилось, желания далее изучать вопрос не возникло. Прочитал, теперь знаю о ранних хипстерах. Ну и отлично.
Отлично помогает оценить ситуацию в сегодняшних соединенных штатах. Приходят новые поколения и последовательно стремятся упростить ситуацию, доводя ее до абсурда. Кровавого, к сожалению.
(как однажды сказал мне один негр-бисексуал: «Старик, у меня так стоял на эту цыпочку, словно я только что отсосал у взвода морпехов»)
Именно на этом безрадостном фоне и зародился феномен американского экзистенциалиста — хипстера, человека, осознающего, что коль скоро общество вынуждено жить в страхе перед мгновенной гибелью в ядерной войне, сравнительно быстрой смертью от рук государства, выступающего в роли l'univers concentrationaire, или же, в противном случае, обречено на медленное умирание под воздействием удушающего всякий творческий или бунтарский порыв конформизма (навряд ли программы по борьбе с раком будут спешить с изучением степени вредоносного влияния конформизма на человеческий разум, сердце и печень), и если удел человека двадцатого века — жить в обнимку со смертью смолоду и вплоть до преждевременно приходящей старости, то единственным достойным ответом будет принять предлагаемые смертью условия игры, воспринять её как непосредственную ежеминутную опасность, устраниться от общества, отказаться от своих корней и отправиться в неизведанное, отдавшись воле бунтарских императивов собственного Я.
Человек – это прежде всего поток энергий и возможностей,
«Наши поиски бунтарей современности приводят нас к хипстеру – к этому поставленному с ног на голову enfant terrible . В духе своего времени он стремится отомстить конформисту исподтишка… У хипстера невозможно взять интервью, потому что главной для него задачей является держаться подальше от общества, которое, как он полагает, старается переделать всех под копирку. Он курит марихуану, потому что видит в ней источник опыта, не доступного «цивилам». На нем можно увидеть широкополую шляпу или костюм фасона «зут» 10 , но чаще всего он предпочитает не выделяться из толпы. Среди хипстеров можно встретить джазового музыканта, гораздо реже художника
Какого бы рода жизненный опыт не выступал в роли побуждающего мотива для творчества: любовь, насилие, секс, наркотики, семья, работа, утрата, смерть, поражения, победы или же нечто такое, чему не придает значения никто, кроме самого писателя, – он приходит в те редкие моменты, когда сознание оказывается на духовной развилке, и становится стержнем обновленного воображения.
Arvustused, 2 arvustust2