Очень интересная книга, исчерпывающая. Не для лёгкого чтения. Купила потому, что не нашла нормальных статей, лекций и видео по самооценке.
Maht 393 leheküljed
2021 aasta
Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие
Raamatust
В данном учебном пособии предпринята попытка представить, насколько возможно, целостную картину самооценочной реальности, теоретически осмыслить и эмпирически обозначить некоторые новые горизонты исследований самооценки. Особое внимание уделяется обсуждению вопроса о процессуально-динамической стороне самооценки. Изучение мотивов и механизмов самооценки представляет актуальное поле исследования, является чрезвычайно важным и перспективным, так как именно процессуальная сторона самооценки в наибольшей степени определяет как сам результат – самооценку, ее вид и форму, – так и в целом процесс саморегулирования. В пособии отражены многие вопросы, подходы, теории, точки зрения, конкретные эмпирические исследования, связанные с самооценкой.
Для студентов и преподавателей психологических факультетов вузов, практикующих психологов, а также всех, кто интересуется психологией.
Одна из лучших книг по теории самооценки. Книга не для легкого чтения. Очень глубоко проработанный материал, научный подход.
Книга очень хорошо раскрывает теоретические аспекты самооценки. Это не популярная литература, а научный труд, очень хорошо написанный. Все обосновано, научно подтверждено.
Таких книг, так глубоко раскрывающих тему самооценки, мало.
Книга очень понравилась.
Автору респект!
Книга, одна из лучших по самооценке, конечно, если вы психолог. Приведенные примеры и результаты мировых исследований по этой теме. Мне она была очень полезна!
Очень хорошая книга. Все очень структурировано. но нет разбивки по теориям личности. Приведены техники определения уровня самооценки.
Jätke arvustus
характер: отсутствует единый принцип самооценивания, наблюдаются резкие изменения в самооценках. Целостное «Я» младшего подростка, его представление о себе и самоотношение на 11-м году жизни, согласно исследованиям К.Н. Поливановой (2000), вначале «рассыпаются» по различным ситуациям, становятся зависимыми от различных обстоятельств. Они зависят как от собственного настроения, успешности своих действий, так и от отношения других, что обусловливает их крайнюю нестабильность: случайная фраза, комплимент или насмешка могут привести к резкому изменению образа «Я», самооценки, планов на будущее и пр. Кроме того, представления подростков о себе неясны, расплывчаты и непоследовательны: они испытывают неуверенность при оценке себя, приписывают себе разные, порой противоположные черты («Я – общительный, я – замкнутый»; «Я – ребенок, я – взрослый» и пр.). По мере расширения социального мира, с которым взаиомодействует подросток, он дает все более противоречивые самоописания и постоянно мучается вопросом о том, «каково же мое истинное «Я» (Берк, 2006). Такая «путанная» Я-концепция (Self-esteem… 1993) приводит к тому, что у подростков обостряется восприятие внешних оценок, что ведет, с одной стороны, к театрализации собственной жизни, а с другой – к крайней чувствительности к мнениям и оценкам других, к переживаниям по этому поводу. Неустойчивость Я-концепции приводит также к тому, что каждая конкретная, частная самооценка (положительная или отрицательная) мгновенно может приобретать глобальный характер: «Я не понимаю математику, следовательно, я – бездарь, несчастливый и ничего не стоящий человек». Самоотношение может колебаться от самолюбования до отвращения к себе, от абсолютного принятия до полного отвержения. Лишь постепенно и только к концу подросткового возраста самооценка становится более стабильной, независимой от ситуации оценивания и обобщенной: подростки сначала оценивают качества своей личности относительно каждой конкретной ситуации, затем относительно каждого вида деятельности и потом оценивается личность в целом. В ряде работ обнаружено, что начиная с 4-го класса отмечается подъем самооценки, которая остается высокой у большей части подростков, в ней проступает яркая, экстенсивная эмоция, передающая светлый фон настроения, ощущение радости бытия, чувства гордости и уверенности в себе (Берк, 2006; Бороздина, Молчанова, 2001; Бороздина, Спиридонова, 1998а, б). В других исследованиях (Бернс, 1986) эти выводы не подтверждаются. Более того, в подростковом возрасте отмечается рост негативного восприятия себя, снижение общей самооценки, самооценка ряда специальных качеств, имеющих значимость для подростка, также становится менее позитивной (Практическая психология… 2000; Крайг, 2000; Rosenberg,
Rosenberg, 1965; Simmons et al., 1973). Это обусловлено в основном двумя причинами. Во-первых, подростки начинают в своих самооценках ориентироваться на реальные достижения, поскольку они пока еще невелики, их представление о себе и самооценка достаточно уязвимы. Во-вторых, подростки начинают ориентироваться на идеальное «Я», и если оно далеко отстоит от реального, то это ведет к переживанию неудовлетворенности собой, к неуверенности в себе, уходу от реальной жизни в мир фантазий (Практическая психология… 2000). Степень приятия своего телесного образа «Я», а также благоприятные или неблагоприятные отношения со сверстниками оказывают существенное влияние на самооценку подростка. Некоторые исследователи полагают, что в подростковом возрасте рост негативного самовосприятия сопровождается различными негативными переживаниями, подростки чаще испытывают депрессивные состояния, меньше верят в то, что окружающие люди (учителя, родители, сверстники) относятся к ним одобрительно. Сравнительно-возрастные исследования, как правило, констатируют кризисность развития самосознания, причем «пик» трудностей (снижение устойчивости образов «Я», падение общего самоуважения, некоторых частных самооценок) приходится на подростковый возраст (12–14 лет); однако лонгитюдные исследования, напротив, констатируют стабильность и плавность развития «Я», не обнаруживая в возрасте от 11 до 18 лет никаких резких и драматических сдвигов: «человек выходит из переходного возраста в основном таким же, каким он в него вступает» (цит. по: Кон, 1984. С. 197). Резко или плавно, но многие исследователи отмечают, что при переходе к юности картина развития самооценки меняется: после 15 лет происходит повышение глобальной самооценки, более устойчивыми становятся частные самооценки (Simmons et al., 1973); на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций, адресующихся собственному «Я»; растет осознанное отношение к себе, сбалансированность развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки (Захарова, 1989); расширяется содержание самооценки, она становится более обобщенной, интегрированной и в то же время проявляется стремление к тонкой
76. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.
Rosenberg, 1965; Simmons et al., 1973). Это обусловлено в основном двумя причинами. Во-первых, подростки начинают в своих самооценках ориентироваться на реальные достижения, поскольку они пока еще невелики, их представление о себе и самооценка достаточно уязвимы. Во-вторых, подростки начинают ориентироваться на идеальное «Я», и если оно далеко отстоит от реального, то это ведет к переживанию неудовлетворенности собой, к неуверенности в себе, уходу от реальной жизни в мир фантазий (Практическая психология… 2000). Степень приятия своего телесного образа «Я», а также благоприятные или неблагоприятные отношения со сверстниками оказывают существенное влияние на самооценку подростка. Некоторые исследователи полагают, что в подростковом возрасте рост негативного самовосприятия сопровождается различными негативными переживаниями, подростки чаще испытывают депрессивные состояния, меньше верят в то, что окружающие люди (учителя, родители, сверстники) относятся к ним одобрительно. Сравнительно-возрастные исследования, как правило, констатируют кризисность развития самосознания, причем «пик» трудностей (снижение устойчивости образов «Я», падение общего самоуважения, некоторых частных самооценок) приходится на подростковый возраст (12–14 лет); однако лонгитюдные исследования, напротив, констатируют стабильность и плавность развития «Я», не обнаруживая в возрасте от 11 до 18 лет никаких резких и драматических сдвигов: «человек выходит из переходного возраста в основном таким же, каким он в него вступает» (цит. по: Кон, 1984. С. 197). Резко или плавно, но многие исследователи отмечают, что при переходе к юности картина развития самооценки меняется: после 15 лет происходит повышение глобальной самооценки, более устойчивыми становятся частные самооценки (Simmons et al., 1973); на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций, адресующихся собственному «Я»; растет осознанное отношение к себе, сбалансированность развития когнитивного и эмоционального компонентов самооценки (Захарова, 1989); расширяется содержание самооценки, она становится более обобщенной, интегрированной и в то же время проявляется стремление к тонкой индивидуальной характеристике, создающей абрис собственного «Я» как неповторимого и резко отличного от других (Montemayor, Eisen, 1977); ключевое место начинают занимать личностные и моральные ценности; растет реалистичность, устойчивость, объективность самооценки (Кон, 1984). Дифференцированные представления о себе и ситуационные самооценки постепенно собираются, интегрируются посредством упорядочивания на оси времени (Поливанова, 2000): «Я» начинает представляться меняющимся во времени собственной жизни («Я» в прошлом, настоящем и будущем), а не от ситуации к ситуации. Структурирование
Уильям Джеймс известен как первый психолог, начавший разработку проблематики «Я», тем не менее многие его взгляды вполне актуальны и в настоящее время. Это прежде всего представления о двойственной природе единого и целостного «Я» (self), в котором содержатся две неразрывные составляющие, существующие одновременно: чистый опыт («Я» – сознающее) и содержание этого опыта («Я» – как объект, эмпирическое «Я»). У. Джеймс говорит о «познающем элементе» в личности, утверждая, что психика имеет «чистое Эго», под которым подразумевается мыслящий субъект. Наше сознание
Arvustused
6