Loe raamatut: «Истории на всякий случай», lehekülg 3

Font:

Про Грузию

Про Грузию нужно писать много и развёрнуто… Подробно описывать всю красоту природы, широту души местных жителей, громко петь хвалебные песни грузинской кухне. Но у нас тут, к сожалению, не travel-блог. Поэтому…

Случилось мне недавно бывать в Тбилиси по делам. Пара драгоценных деньков в конце ноября. В Москве осталась всё та же хмурая погода с обилием плотным облаков. Таких плотных, что взлететь мы не могли целый час, уступая воздушное пространство заходящим на посадку рейсам. Тбилиси встретил ярким солнцем и большим рекламным щитом, приглашающим всех желающих посетить местное казино, которое я не посетила. Пока.

Контраст он тем и хорош, что на нем все очень четко видно. Солнце особенно ценно, когда оно лишь на пару дней, темпераментные грузины (здесь я и о мужчинах, и о женщинах) кажутся совершенно инопланетными на фоне немногословных московских жителей, местные храмы с идеально сияющими куполами вызывают особый восторг и восхищение. Это с учётом того, что Храм Великомученика Георгия в Грузинах, что на соседней улице от моего дома – кажется «храм себе и храм» (да простит меня ныне почивший архитектор Сретенский). Так вот, о храмах…

Собралась я нанести визит в главный кафедральный собор Грузинской православной церкви Цминда Самеба, купола которого видны, кажется, из каждой точки города.

Улица петляет, уходит круто вверх, я аккуратно семеню по тротуару, чтобы не оказаться под колёсами местных водителей, любящих быструю езду. И тут мне на глаза попадается вход в небольшую сувенирную лавку. И хоть сувениры в туристическом понимании этого слова я покупать не собиралась, внутренний голос настойчиво порекомендовал зайти. И я зашла – разочарование…

Магниты, кубки, образцы художественного промысла. Но, подождите-ка… Наблюдаю интересную картину: за прилавком колоритный продавец, невысокого роста грузин с удивительно заговорщицким лицом. Перед ним троица женщин – мать и две дочери, как я успела предположить. И вот стоят эти женщины, морщатся, едят мандарин. Думаю, ну неужто фрукт такой кислый?

При этом продавец выглядит очень довольным. Короче говоря, я решила выяснить, что это они там такое делают. И выяснила. Милейший торговец угощал дам чачей собственного производства. Мышки плакали и кололись, но продолжали жрать кактус (С). Женщины морщились и закрывали глаза, но чачу пили. Отлично, подумала я, и вступила с этими людьми в преступный сговор. Вернее, я обозначила свой интерес к приобретению небольшого (сувенирного) количества чачи (это оказалось возможным) и пошла осматривать храм. С чачей в храм идти было бы совсем неловко.

Спустя время, осмотрев важнейшую достопримечательность, я вернулась в магазин. Продавец уже поджидал меня.

– Я хочу купить пол-литра чачи, мне надо … в подарок.

Продавец улыбается и кивает, наклоняется куда-то под прилавок. Я в это время увлеченно рассматриваю магнитики – мини-версии полотен Пиросмани. Продавец «выныривает из-под прилавка» и жестом фокусника (без преувеличений) пододвигает ко мне крохотную стопку в виде сапога. Все это по поданным мне сигналам происходит в атмосфере строжайшей секретности.

Я, значит, делаю большие глаза и говорю:

– Это мне????

Продавец подносит указательный палец к губам. Мол, че ты начинаешь-то? И двигает ко мне сапог.

Я оцениваю, что крепкий алкоголь не люблю, но обижать человека тоже не хочется. Он ко мне со всей душой, между прочим! Уверенно беру стопку и залпом выпиваю. По телу разливается приятное тепло, градусов где-то в пятьдесят. А продавец уже приготовил для меня закуску – нарезал хурму. Что немаловажно – я не люблю хурму. Но от сочетания напитка и фрукта мои вкусовые рецепторы были в полном восторге. (Такое вот попутное гастрономическое открытие).

– Очень вкусно! «Спасибо!» —честно говорю я, и решаю приобрести пару магнитов в довесок к контрабандной поллитровке. Продавец удовлетворенно кивает. Его удовлетворение, разумеется, никак не связано с моим решением купить магниты. Пока я жду свою покупку, на прилавке появляется вторая стопка, наполненная до краев.

Я опять делаю большие глаза и вопрошаю:

– Это мне??? Я больше не буду, спасибо! У меня еще дела впереди, мне надо идти.

Забыла утончить – на часах 11 утра.

И тут, не проронивший ни слова и общавшийся со мной легкими кивками головы продавец мне и отвечает (с прекрасным грузинским акцентом, конечно же):

– Куда ты пойдешь? Зачээм? На улице холодно! Уыпей!

На улице в тот день было + 18. Действительно, холодно, подумала я и выпила. Закусила хурмой и решила, что все-таки пора уносить ноги. Чача оказалось удивительно вкусной и благородной по своему содержанию, но я решила, что два сапога – пара. (После чачи и не такое в голову придет). Надо и честь знать. Продавец был несколько опечален и обязал меня вернуться до отъезда. За магнитами.

И знаете что? Я-таки вернулась. За магнитами. В день отъезда.

Мой новый друг был оооочень рад меня видеть и встретил меня гостеприимным:

–Уыпьешь?

По уже сложившейся традиции на часах было одиннадцать часов до полудня, а на улице было холодно (где-то + 15). Я решила избежать всех этих «больших глаз» и «это мне»? Выпила, купила магниты, и пошла собираться в аэропорт. Продавец велел мне обязательно вернуться, обещал пополнить ассортимент новыми магнитами…

Вернуться надо обязательно. За магнитами.