Maht 80 lehekülgi
1833 aasta
Двойная ошибка
Raamatust
«…Жюли де Шаверни была замужем около шести лет, и вот уж пять с половиной лет, как она поняла, что ей не только невозможно любить своего мужа, но даже трудно питать к нему хотя бы некоторое уважение.
Между тем муж отнюдь не был человеком бесчестным; он не был ни грубияном, ни дураком. А все-таки его, пожалуй, можно было назвать всеми этими именами. …»
Žanrid ja sildid
Новеллу эту вполне можно считать романом, или по крайней мере повестью. Поскольку она достаточно объемна. Да и персонажей в ней достаточно много.
«Знаете ли вы, что для вас большое счастье быть моим другом?.» Вот отношение персонажей друг к другу.
Как обычно люди слушают собеседника, но не слышат его. Воображают то. Что им удобнее, а не то что есть на самом деле. Вот и возникает эта двойная ошибка. Она думает. Что он его любит. Он думает, что она обычная отчаявшаяся в браке женщина. ищущая отдушины на стороне.
Социально-психологическая новелла на тему любви. Главная героиня - Жюли и мужчины, так или иначе присутствующие в её жизни: муж Шаверни, поклонник Шатофор и друг детства Дарси. Новелла написана в середине 19 века и красноречиво показывает читателю нравы, царившие в то время: высшее достижение для женщины - удачно выйти замуж, мужчины могут крутить романы с хорошенькими актрисами и заниматься своими делами. Все герои четко играют эти роли. Жюли, с одной стороны, жертва, так как вышла замуж не по любви, а за деньги. Но, если любишь кататься - люби и саночки возить) Шесть лет жизни мало того, что с нелюбимым мужем, а практически с чужим человеком, с которым и поговорить не о чем 20 минут пока едешь в карете. Кокетничать с Шатофором она себе позволяла, значит не так уж и нравственно устойчива. А во влюбленности в Дарси просто сошлись и теплые детские воспоминания, и несбывшиеся надежды. Хотя, меня удивил такой равнодушный характер Дарси. Может во время путешествия по Востоку он стал более черствым? Смерть Жюли в финале от внезапной болезни (воспаление легких?) - вынужденная мера для Мериме. По другому разрешить возникшую ситуацию было сложно. Хотя? Чуть более раскрепощенности и Жюли вполне смогла бы совмещать и мужа, и Дарси. Эгоизма в её характере достаточно, если во всех семейных неурядицах она винила только мужа. Сама палец о палец не ударила для улучшения отношений с ним. А вот новые интересные перспективные варианты поклонников ее сразу взволновали. И даже на фоне любовницы герцога, с которой они пресеклись в театре, Жюли не выглядит высокоморальной женщиной. Если у любовницы все недостатки проявляются внешне - невоспитанность, безвкусная одежда, странный говор. То у Жюли есть все то же самое, но запрятанное внутри - сделайте меня счастливой, а не приложу для этого никаких усилий. В этой новелле не жалко никого. Каждый получил то, что заслуживал. Читается легко, герои живые.
На этот раз Мериме обратился к любовным ошибкам и снова к вопросам чести, только уже не со стороны мужского и военного, а со стороны верности жены, даже не обязательно физической измены, а, главное, душевной. Чувства выписаны хорошо, героиня получилась очень понятной. Однако такой уровень страданий и экзальтации современному читателю непонятен. Правда, этот адюльтер того не стоил.
Молодая красивая аристократка Жюли дважды ошиблась в жизни - в выборе мужа и в выборе любовника. Первая ошибка привела ее к разочарованию в замужестве. Период ухаживаний прошел, муж растолстел, стал скучен и завел любовницу. Вторая ошибка обошлась ей куда как дороже. Жюли погрузившись в собственные фантазии о былой любви, с отчаянием отдала себя в руки первого удачно подвернувшегося человека. Для него же это было лишь интрижкой на вечер.
Девушкам следовало бы получше присматриваться к своим избранникам, а не возводить вокруг них воздушные замки. Тогда они и разочаровываться будут реже.
Путешествовать с друзьями! Это все равно что оставаться у себя в гостиной, между тем как все страны проплывают мимо ваших окон, словно движущаяся панорама.
Если бы она углубилась в свои воспоминания, она припомнила бы, что когда-то он был ей приятен, но теперь он казался ей несносным. Все в нем отталкивало ее. При взгляде на то, как он ел, пил кофе, говорил, с ней делались нервные судороги. Они виделись и разговаривали только за столом, но обедать вместе им приходилось несколько раз в неделю, и этого было достаточно, чтобы поддерживать отвращение Жюли.
Она гордилась тем, что в обществе ее жалеют и ставят в пример как образец покорности судьбе. Она была по-своему даже счастлива, так как никого не любила, а муж предоставлял ей полную свободу.
Такова уж странная способность человеческого ума связывать иногда с тягостными впечатлениями ласкающие образы.
Но глупо, что я не нашел какого-нибудь предлога остаться и подождать, пока уйдет этот усатый фат. Очевидно, меня бы приняли, как только за ним закрылась бы дверь, — ведь у меня перед ним есть неоспоримое преимущество новизны».
Arvustused, 12 arvustust12