Maht 380 lehekülgi
Метаморфозы
Raamatust
Поэма «Метаморфозы» – самое значительное, яркое и эффектное произведение Овидия, над которым он работал шесть лет. Звонким, чеканным слогом поэт пересказывает удивительные истории греческих и римских мифов, в которых люди – волей, карой или милостью богов – превращаются в животных и растения, камни и звезды.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Надо было начинать метаморфозы с алкогольным напитком и играть в игру "выпивай каждый раз, когда кто-то превращается в дерево". Птиц, рек, ручьёв, цветов и животных тоже было достаточно, но деревья по количеству превращений лидируют безоговорочно. В целом мне очень понравилось. Я впервые читаю именно латинского автора, и было немного странно видеть знакомые сюжеты с чужими именами. Ещё более странно я себя чувствовала, когда из ниоткуда вылезали обращения к римским правителям, а в последней песне вообще появился Цезарь. Казалось бы, где Афродита, простите, Венера, а где Цезарь. В общем, это произведение заставило меня несколько переосмыслить свои представления о греках, римлянах и их культуре. Очень необычно было видеть упоминания египетских божеств и читать в примечаниях, каким образом они сливались с греческими и римскими, как перетекали мифы из одного в другой. И знаки Зодиака так здорово вплетаюся в эти истории, у знакомых мне греческих авторов я не встречала, чтобы они имели такое значение, хотя тоже упоминались, конечно же. Еще более неожиданно было наткнуться на историю, из которой потом выросли Ромео и Джульетта. Я, конечно, слышала, что вся европейская литература выросла из античной, но это было так явно, так интересно. Некоторые знакомые мифы в изложении Овидия обросли интереснейшими подробностями. Никогда бы не подумала, что мне будет интересно в очередной раз читать историю Фаэтона, которую я в целом не очень люблю. Но Овидий так здорово всё описывает, и саму поездку, и опалённые созвездия, и пылающие потом на земле пожары, что это хочется нарисовать, или изобрести машину времени и в безопасном пузыре увидеть это своими глазами. Немного жаль, что не все истории рассказаны так красочно, например, про Медею Овидий пишет очень мало, или про Персея, даже про Геракла. Ну, я, как обычно, ищу свои любимые истории, и тут немного грустненько. Зато нам в подробностях рассказывают, как звали собак, растерзавших Актеона, чуть ли не с родословной, и на несколько страниц дают сцену сражения на пиру с кентаврами, там подробно про то, кто кому проткнул копьём какой глаз, кто выплюнул сколько зубов и чьи кишки намотались на дерево. В прямом смысле. Но всё равно это было очень интересно. Мне осталась Энеида, и шесть главных для меня античных текстов будут прочитаны. Когда-то в детстве я жутко любила книгу Куна, и там было очень много ссылок на Теогонию, Илиаду, Одиссею, Аргонавтику, Энеиду и Метаморфозы. Я читала Куна и мечтала, что когда-нибудь вырасту, возьму эти книги и наслажусь мифами во всей их полноте и интересности. И вот Теогония, Илиада и Одиссея оказались в общем-то далёкими от моих представлений о них и я не получила того, что хотела. А вот Аргонавтика и Метаморфозы - это прямо то, о чём я когда-то мечтала в детстве, подпирая Легенды и мифы Древней Греции тарелкой с борщом.
Это было прекрасное погружение в античную мифологию. Вроде знаешь многие эти истории, но яркая подача Овидия словно оживляет эти картины перед глазами, правда превращений в птиц было чересчур много. Мои любимые моменты - про Нарцисса и Арахну. И да, давно не видел в переводах стихов такого обилия искажений ударений, но привыкаешь довольно быстро. А чего не хватает, так это хороших примечаний - уж слишком много персонажей и альтернативных их имён, а некоторые вообще мельком упоминаются.
Когда листва плывёт по рекам, У осени на рубеже, Читайте мифы древних греков. - Там всё написано уже.
(Александр Городницкий)
Читайте «Метаморфозы», хотя сейчас весна, мифы в книге греко-римские, и написаны не абстрактными греками, а вполне конкретным римлянином Овидием! Споткнувшись пару лет назад об «Илиаду», я боялся браться за чтение чего-либо написанного гекзаметром. Вот и к этому произведению приступал осторожно, предполагая возможность того, что не пойдет. Зря! Книга мне очень понравилась и читалась достаточно легко. Чем вообще хороша мифология – в ней чувствуется стихия: звериные инстинкты уживаются с чувством прекрасного, условности только начинают появляться, в мифах часто прославляется то, что в современном цивилизованном обществе принято осуждать. Практически в каждой из сотен историй, рассказанных Овидием, кого-то насилуют, убивают или превращают из-за злого умысла богов и людей. Жестокости и крови столько, что Джордж Мартин и прочие современные авторы, обвиняемые в пропаганде насилия, могли бы считаться чересчур мягкими со своими героями. Вот только оценка древних и современных произведений не может быть одинаковой. Я только сейчас понял, что для мифов совсем не характерна справедливость. Может быть величайшее достижение человечества – появление этого понятия? А величайший провал – невозможность до сих пор построить справедливый мир? Поэтическая форма произведения усилила экспрессию подачи материала, когда читаешь «Метаморфозы», действительно чувствуешь движение воздуха от бега легконогой нимфы, преследуемой Марсом, чувствуешь звон оружия, наполненные Эолом паруса, ощущаешь свободу дикой природы, которая еще может что-то противопоставить натиску цивилизации. Овидий заставил меня пересмотреть свою оценку некоторых сюжетов и персонажей. В ряде случаев тем, что иначе расставил акценты. А иногда просто добавив информации. Например, я долго считал Дедала положительным персонажем, неким ученым-самоучкой, светочем прогресса среди мрачного мира убивающих друг друга жителей Средиземноморья. Оказалось, на его совести почти осуществленное убийство талантливого племянника. Все, светлый образ разрушен! К другим персонажам, напротив, отношение улучшилось, например, к троянцам, особенно Гекубе и ее дочери Поликсене. Кроме всего прочего, мне очень понравилась структура книги. Это не сборник отдельных мифов, а связное цельное повествование. Начинается все сотворением Мира и деяниями богов, затем постепенно доля выдуманного снижается, и к концу книги из мифа рождаются история и естественные науки. При этом общая гармоничность сюжета не снижается. Только гению под силу создать такое.
P. S. В последней главе Овидий много убеждает нас в пользе отказа от мяса. Забавно, он во многом гораздо убедительнее, чем многие современные воинствующие вегетарианцы.
Интересно почитать и погрузиться в процесс.
Для меня книга про процесс изменений внутри каждого из нас…так как каждый человек микрокосм
Не уверен, как там у Овидия нашего Публия Назона с наукой страсти нежной, но вот "загаженного кровью мрамора", как характеризовал древнегреческие эпосы Набоков, тут предостаточно. Описывая метаморфозы, Овидий парадоксальным образом делает упор на суровый реализм, который даже для современного читателя иногда слишком суров. Особенно в этом смысле отличилась битва кентавров с лапифами: мало кто видел, как бьют по голове каменным кратером, и поэтому своего рода откровением оказывается тот натуралистичный факт, что вытекшие при этом глаза размажутся по бороде. Тем, кто пришел почитать про античную любовь, богов, нимф и пасторальных героев - приятного чтения, хе-хе.
Бог умеренность дал, смешав там стужу и пламень. Воздух вплотную навис над ними; насколько по весу Легче вода, чем земля, настолько огня он тяжеле. В воздухе тучам стоять приказал он и плавать туманам, 55 И разражаться громам, смущающим души людские, Молниям он повелел и ветрам приносить охлажденье. Но не повсюду владеть позволил им мира строитель Воздухом. Даже теперь нелегко воспрепятствовать ветрам, Хоть и по разным путям направляется их дуновенье, 60 Весь наш мир сокрушить. Таково несогласие братьев!
45 Справа пояса два и слева столько же неба Свод обвели, и меж них, всех прочих пламенней, пятый.
Arvustused, 24 arvustust24