Maht 472 leheküljed
1998 aasta
Расплетая радугу. Наука, заблуждения и потребность изумляться
Raamatust
Известного английского биолога и доктора философии Ричарда Докинза неоднократно упрекали в нигилистических и пессимистических настроениях. Обвинения в бесплодном унынии, распространении безжизненных и безрадостных мыслей люди зачастую бросают не только видному ученому за его рациональный взгляд на мир, но и науке в целом. Но действительно ли такие нападки справедливы?
Ричард Докинз уверен: чувство благоговейного изумления, которое способна вызвать в нас наука, является одним из самых возвышенных переживаний, какие только может испытать человеческая душа. Книга «Расплетая радугу. Наука, заблуждения и потребность изумляться» – это попытка дать позитивный ответ всем жалобщикам и обвинителям, воззвав к чувству изумления перед наукой как источником вдохновения, а не уныния.
Заголовок этой книги Докинзу «подсказал» поэт Джон Китс, считавший, что, сведя радугу к дисперсии света, Ньютон начисто лишил ее поэзии. Ньютону удалось «расплести радугу», и это привело к появлению спектроскопии, которая дала нам ключ ко многому из того, что мы знаем сегодня о Вселенной. И… разве это не прекрасно?
Лучшее, что можно было написать о взаимоотношениях науки и искусства, о поэтизации науки, о вдохновенном восхищении природой, жизнью и вселенной через призму науки. Еще до официального издания на русском языке книга была расхвачена на афоризмы и цитировалась во множестве работ о культуре, науке, искусстве и философии. Книга как никогда актуальна сегодня в России и в мире, она помогает развеять мифы вокруг естественных явлений природы, преодолеть недоверие к научному знанию и поэтизировать нашу действительность без необходимости выдумывать сказочную реальность. Эта книга о любви к жизни и о том, как растет эта любовь и восхищение миром благодаря научным открытиям.
С Докинзом происходит примерно то же, что с другим популярным мыслителем Ювалем Ноем Харрари. После великолепного старта каждая последующая книга слабее предыдущей, повторы, разговоры, аргументы, которые уже читал в других книгах, а тут тебе их пересказывают по десятому разу. «Расплетая радугу» Докинз задумал после того, как прочел фразу о том, что Ньютон убил поэзию радуги, разложив ее на спектральный ряд — и сильно эта фраза его возбудила. Нет, говорит Докинз, наука вовсе не способна убить красоту мира, она ее подчеркивает. И начинает разбирать конкретные примеры, когда взаимоотношения искусства и науки приводили к гармоничным результатам. Это сборник лекций и колонок, которые Докинз объединил в одну книгу, задав как бы общий стержень, общую тему. Как водится, Докинз не забывает, что он один из лучших популяризаторов науки, и посвящает несколько глав мистицизму, суевериям и астрологии.
Мы можем выбраться за пределы вселенной. Я имею в виду, в смысле поместить модели вселенной в наших черепах. Не суеверные, недалекие, ограниченные модели, наполненные духами и эльфами, астрологией и волшебством, сверкающие поддельными кувшинами золота там, где заканчивается радуга. Большую модель, достойную реальности, которая упорядочивает, обновляет и умеряет ее; модель звезд и больших расстояний, где благородная кривая пространства-времени Эйнштейна отодвигает на задний план кривую радуги завета Яхве, и обрезает под размера; мощную модель, включающую прошлое, ведущую нас через настоящее, способную простираться далеко вперед, чтобы предложить подробную реконструкцию альтернативного будущего и позволить нам выбирать.
Воу, воу, мистер Докинз, полегче с астрофизикой в Вашей книге! :)
Впрочем, "Расплетая радугу" - это то, что стоит ожидать от Докинза, и если вы читали другие его книги и любите их, то ничего шокирующего здесь нет :) Как известно, Докинз входит в состав Саймонского профессората популяризации науки в Оксфордском университете, и в этой книге он преследует именно эту цель. Будучи внимательным и терпеливым к читателю, он рассказывает, как красива наука, и недоумевает, почему она не создает у большинства людей ощущения чуда. Прекрасно аргументируя, Докинз разносит в пух и прах суеверия и невежество, доказывает, что наука есть единственная возможная религия, а "Происхождение видов" достойна стать Библией нового тысячелетия.
С Докинзом можно спорить, можно его не принимать, можно критиковать, можно считать эксцентричным грубияном, но умалять его ум нельзя совершенно точно.
Это доступная для каждого книга, и Докинз -как и всегда, впрочем, - все сделал очень изящно, интересно и весело. Бросаясь во все направления, от астрофизики до эволюции, он говорит простым языком о великих вещах.
Пожалуй, действительно, если объединить стихи Китса и учения Ньютона, мы услышим пение галактик.
Knowledge has killed the sun, making it a ball of gas with spots ... The world of reason and science ... this is the dry and sterile world the abstracted mind inhabits.
Основная идея книги понятна с аннотации - Докинза настолько зацепила фраза Китса, что Ньютон убил всю поэзию радуги, разложив ее на цвета, что он усиленно всю книгу пытается доказать обратное - что знание науки только добавляет прелести искусству. И первые несколько глав в книге просто конфетки (хоть иногда и кажется, что он уж очень зациклился на Китсе), когда Докинз рассматривает и разбирает взаимоотношения науки и искусства, приводя множество примеров из произведений известных английских поэтов (и не только).
На самом деле, эта книга - собрание лекций и статей, обработанных и объединенных общей темой (или правильней будет сказать целью) книги, но каждая глава рассказывает о чем-то своем. И как раз объединить главы получилось у автора очень гармонично - они плавно перетекают одна из другой, и незаметно от поэтов через радугу тебе уже рассказывают про звуки, волны, состав звезд, расширяющуюся вселенную и ДНК.
После этих первых глав, по интересности идут сразу те, в которых Докинз ругается на мистицизм, веру в паранормальные явления и астрологов, разбивая в пух и прах их всего лишь с помощью статистики и логики и всевозможными примерами и веселыми историями на тему "как составляются гороскопы" и как легко заставить доверчивых людей поверить в сверхъестественные силы.
Не понравилось несколько вещей. Во первых, в какой-то момент Докинз перешел на генетику, постоянно ссылаясь на свою же книгу "Эгоистичный ген", из-за чего появляется впечатление, что он просто ее пересказывает. И, честно говоря, с этими главами перебор - как раз для основной идеи книги они мало пользы несут. Во-вторых, слишком колкие фразы в адрес людей, с которыми его взгляды на мир расходится. Может они и не правы в своем мнении, но доказывать свою правоту можно и менее агрессивно. Ну и в-третьих, разложив по полочкам good scientific poetry и bad scientific poetry - идут ли поэтичные аналогии и метафоры на пользу науке или наоборот вредят ей - свои сравнения он неизменно считает полезными и каждый раз кидается на их защиту.
Но все это мелочи, так как любую научпоп книгу я неизменно сравниваю с ГЭБ и ни одна не дотягивает до этого уровня.
Увы, это тот самый вариант, когда книга рассчитана на несогласных или неосведомленных. Я, как давний поклонник автора, частенько скучала - в духе "не сколько можно уже повторять на все лады, поехали уже дальше, согласна!". Под конец было получше, хотя опять же, если читать сразу после предыдущих книг, будет эффект некого самоповтора. Впрочем, малознакомым с творчеством Докинза имеет смысл попробовать, наверное - хотя лично в моем рейтинге это далеко не самая лучшая из его книг. И однако в конце меня ждал спрятанный сюрприз. Я часто гуглю упоминаемые Докинзом книги/статьи/фильмы и прочее. В этот раз, в очередной раз рассуждая о мемах, он упомянул песенку, которая, будучи однажды услышана, намертво завязает в их супругой сознании на сутки-другие. Песенка называлась Masochism Tango - так что не погуглить я ее не могла ну совсем никак. Так я открыла для себя Тома Лерера и весь день наслаждаюсь этим изумительным певцом-сатириком-математиком) Последнее важно, разумеется (и как так получилось, что я до сих пор о нем не слышала?). Уже только за это огромное спасибо Докинзу и дополнительная звездочка)))
Проспав сотню миллионов лет, мы наконец открыли глаза на великолепной планете, брызжущей красками, изобилующей жизнью. Через несколько десятилетий наши глаза должны будут закрыться вновь. Что может быть благороднее и просвещеннее, чем потратить отпущенное нам время на стремление понять эту Вселенную и то, каким образом нам довелось в ней проснуться?
Нетрудно понять, почему естественный отбор – то есть выживание наиболее приспособленных – штрафовал в детях эмпирический, скептический склад ума и поощрял простецкое легковерие.
Если обитатели мира, удаленного на 100 миллионов световых лет, сумели бы вообще хоть что-нибудь разглядеть на нашей планете, то сегодня они увидели бы на ней смещенных в красный участок спектра динозавров, бегающих по розоватым равнинам. Увы,
Таким образом, мало того, что радуга не привязана ни к какому определенному “месту”, где феи могли бы упрятать горшок с золотом, но и самих радуг столько же, сколько глаз, смотрящих на ливень. Разные наблюдатели, глядящие на него из различных точек, собирают свои собственные, персональные радуги из света, который исходит от разных наборов дождевых капель.
Opis książki
«Расплетая радугу» – книга известного ученого-эволюциониста и одаренного писателя Ричарда Докинза о… поэзии в науке. Джон Китс вменял Ньютону в вину, что тот, объяснив происхождение радуги, уничтожил ее красоту. Докинз в своей яркой и провокационной манере доказывает, что Китс не мог бы заблуждаться сильнее, и демонстрирует, как понимание науки помогает человеческому воображению и увеличивает наше изумление перед Вселенной.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Arvustused, 8 arvustust8