Maht 440 lehekülgi
1995 aasta
Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики
Raamatust
«Сольный» роман Бориса Стругацкого, опубликованный им под псевдонимом С. Витицкий. Шедевр «жесткой» социальной фантастики, задуманный автором еще в 1991 году – и писавшийся, по его словам, «медленно и дьявольски трудно».
Об истории создания «Поиска предназначения», истории возникновения псевдонима «С. Витицкий» и судьбе романа Б.Н. Стругацкий рассказывает в «Комментариях».
Умная, грустная и довольно жесткая книга. Кто бережет человека на его жизненном пути? Герой выживает в ситуациях, когда по всем законам должен был умереть. Уходят навсегда самые дорогие ему люди. Теряется смысл жизни. А герой продолжает жить – для чего? Обычный человек Станислав Красногоров приходит к выводу, что по жизни его «ведут» и это для чего-то нужно. Вторая часть книги – ответ на вопрос – для чего? Как не похож Станислав – кандидат в Президенты на того Станислава из прошлого. Для чего ему эта новая жизнь, новая любовь, обрел ли он счастье? Для всего этого его берег и охранял Рок? И такой страшный и в общем-то предсказуемый конец.
Последнюю часть не дочитал – не хватило сил. Не произведение, а какой-то салат из нелепых разговоров, кучи нераскрытых персонажей, какого-то ужаса со «взрывающимися головами». Скучный ужастик, политическая сатира, философская повесть – все в перемешку. КГБ, экстрасенсы, политиканы – к чему все это? Где равновесие смешного и грустного, где реальность искаженная чудом, да именно чудом, а не банальным убийцей поневоле. Конечно, каждый видит в произведениях Стругацких, что-то свое, что-то близкое ему и то, что близко мне я в этой книге не нашел. Это вторая книга Бориса Стругацкого, написанная им в одиночку и впечатления в общем от обоих вообщем-то схожие: что-то мрачное, холодное и даже жестокое.
Нормальные люди - слабы, вялы и безвольны. Нормальные люди удовлетворяются тем, что им Бог дал, а если ничего Он им не дал, то лакают пивко и тихо злобствуют по поводу тех, блин, которым больше других нужно.
"Я прекрасно понимаю, зачем нужны люди творческие - ученые, писатели, архитекторы, живописцы, философы, поэты, композиторы... Этих набирается - тысячи, десятки тысяч, ну - сотни тысяч, если брать по всему свету. И не обязательно творческие, - вообще талантливые люди. В том числе и слесаря Божьей Милостью, Божьей Милостью токари, гончары, дантисты, шофера, сантехники, змееловы, кулинары, врачи - все, кто способны делать свое дело ХОРОШО. Этих набирается еще больше, может быть даже и миллионы. Пусть - десятки миллионов.
Но куда мне девать СОТНИ миллионов и миллиарды тех, кто творческой жилки от Бога не заполучил, а ремесло свое знает плохо - не способен или даже не желает делать свое - или хоть какое-нибудь - дело ХОРОШО? Как с ними быть? Зачем они? На что имеют право? И - имеют ли? Что полагается человеку просто и только за то, что он человек? Не жук, не лягушка, не лось какой-нибудь, а - человек?
Лосю, например, ничего не полагается за то, что он лось. В лучшем случае - соли ему насыпать в деревянный желоб, чтобы посолонцевал. А человеку? Хлеб, соль, покой? Уважение? За что? А - по справедливости...
А что это вообще такое: справедливо устроенный мир? Это мир, в котором ВСЕМ ХОРОШО? Однако же, что это за справедливость: когда хорошо и трудяге, и бездельнику, и тому, кто дает другим много, и тому, кто вообще ничего не отдает (не может, не умеет, не хочет), а только берет? Каждому по труду? Но если труд твой - со всем его пОтом, надрывом, с кровавыми мозолями - НИКОМУ не нужен? (Классический пример - адов труд графомана или - труд Сизифа). Ничего тебе такому не давать? Сизифу этакому. Но ты же РАБОТАЛ, работал КАК ПРОКЛЯТЫЙ!.."
Есть что-то глубоко нечестное в том, что вещи людей живут заметно дольше людей.
Он полезный человек. Если бы к нему в кабинет заглянул вдруг кентавр, знаешь, что бы он ему сказал? "Заходите. А лошадь оставьте в коридоре."
Какая, в самом деле, может быть на свете справедливость, если одно-единственное слово, сказанное сгоряча, сжигает целый город добрых отношений...
Arvustused, 2 arvustust2