История архитектурных стилей

Tekst
2
Arvustused
Loe katkendit
Märgi loetuks
Kuidas lugeda raamatut pärast ostmist
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Пирамида Солнца


Археологи утверждают, что на самом верху каждого зиккурата существовало построенное из дерева святилище. Любопытно, что именно так выглядели ступенчатые пирамиды, которые строились на противоположном конце света – на юге Северной Америки. Самая величественная из них – так называемая пирамида Солнца. Она находится на территории древнего города Теотиуакана. Его создание приписывается тольтекам, однако ученые утверждают, что на древнем языке науатль, который сохранился на территории Мексики, слово «тольтек» переводится как «искусный мастеровой» и к культуре племени тольтеков Теотиуакан отношения не имеет.

Слово «Теотиуакан» на языке науатль означает «город богов». Ацтеки застали этот огромный храмовый комплекс уже покинутым. Археологи считают, что Теотиуакан опустел в VII веке нашей эры, после вражеского нашествия. По своим параметрам пирамида Солнца уступает только пирамиде Хеопса; ее общий объем – почти миллион кубических метров. Как и зиккураты, пирамида Солнца является насыпной; камнями облицованы только наружные поверхности. Пирамида состоит из нескольких уступов. На вершину ведут каменные лестницы. Над поверхностью пирамиды выступает множество камней. Раньше они держали толстый цветной слой штукатурки, которым была покрыта пирамида. Дожди и ветра уничтожили этот величественный декор.

На территории Мексики и Гватемалы имеются десятки пирамид, построенных народами, которые населяли эти края в течение сотен лет. Ученые до сих пор спорят о возможной связи этих сооружений с пирамидами Древнего Египта. Скептики утверждают: сходство их форм – простое совпадение. Нет ничего проще, чем придумать храм в виде пирамиды. У пирамид Америки есть свои особенности. Например, некоторые из них были своеобразными календарями. Такова пирамида в Паленке, которую построили индейцы майя. Число ее уступов соответствует количеству месяцев в календаре этого народа. Любопытными архитектурными сооружениями майя были и площадки для игры в мяч. С одной стороны – облицованная камнем спортивная прямоугольная арена, с другой – храм под открытым небом, где игроками, как считали майя, управляли сами боги.

Своей вершины архитектура древних народов Мезоамерики (как называется регион от центра нынешней Мексики до Гондураса и Никарагуа) достигла во времена империи ацтеков. В 1325 году они основали свою так называемую «озерную Венецию» – Теночтитлан. Судя по немногочисленным сохранившимся рисункам, стоящий на сваях город украшали дамбы и подъемные мосты. К сожалению, судьба Теночтитлана была трагична. В 1521 году город был взят воинами Эрнана Кортеса и разрушен вместе с государством ацтеков.

Дом для олимпийцев

Древние греки верили, что их боги обитают на горе Олимп. Иногда они спускаются с ее вершины, чтобы вмешиваться в земные дела. Если бог во многом похож на человека, значит, на земле ему нужно временное пристанище. Такими домами для богов-олимпийцев и были древнегреческие храмы. В отличие от загадочных пирамид Египта и Мезоамерики, в них не было ничего таинственного, мистического, непонятного. Наоборот, все логично и просто. Простейший храм – четыре стены и крыша. Получалось одно помещение – наос (в переводе с греческого – «святилище). В нем обычно ставили статую бога – чтобы обитатели Олимпа точно знали, кому какой храм предназначен. Дверь храма была просто проемом в стене. Две стены немного удлиняли – получались анты (на греческом ante – «впереди»). Так возникало что-то вроде крошечного вестибюля – пронаоса. Крыша над ним опиралась на две колонны. Поскольку в Греции осенью и зимой бывают дожди, крышу делали не плоской, как в Египте, а двускатной.

Когда греки подметили, что колонны можно использовать не только как опорные конструкции, но и украшать ими фасад храма, это стало новым словом в строительстве. Сначала увеличили число колонн до четырех. Колонна на греческом – «стилос» (stylos). Поэтому такой тип храма стали называть простилем – то есть с колоннами, стоящими впереди. Потом четыре колонны поставили еще и сзади – с противоположной стороны от входа. Получилось еще красивей. Такой тип храма стали называть амфипростилем. Запомнить легко, если знать, что греческая приставка amphi означает «по обе стороны». Отсюда, кстати, амфора – кувшин с ручками по обе стороны от горлышка. Прекрасный образец амфипростиля – маленький изящный храм, построенный на знаменитом афинском Акрополе. Он посвящен Нике Аптерос – бескрылой богине победы. Вообще-то греки обычно изображали Нику крылатой, однако афиняне не хотели, чтобы Победа улетела из их города, и решили поэтому лишить ее крыльев.


Храм Нике Аптерос


Чтобы защитить стены храма от непогоды, его крышу делали пошире. Ее выступающие края ложились на колонны, которые теперь окружали храм со всех сторон. Если колонны стоят в один ряд, говорят о храме-периптере. Это слово тоже легко запомнить. «Пери» (peri) означает «вокруг». Отсюда и слово периметр. «Птерон» (pteron) – «боковая колоннада», «крыло» (отсюда, кстати, и птерозавры – крылатые ящеры). Если храм окружен двумя рядами колонн – это диптер (di – это «два» по-гречески). Периптером можно считать самый знаменитый древнегреческий храм – Парфенон.


Парфенон (реконструкция)


Первые древнегреческие храмы строились из деревянных брусьев, поэтому в них не было ни куполов, ни арок. Зато естественно возникали три части постройки – фундамент, колоннада и карниз с крышей. Колонны ставили на прочное основание – стилобат. Часто фундамент делали трехступенчатым. Высота ступеней была приличная – явно рассчитанная на богов, а не на людей. Сверху на колонны у входа клали толстую балку – архитрав (в переводе это слово и означает «главная балка»). Когда дерево заменили камнем, термин «архитрав» остался. Надо заметить, что многие детали греческих храмов указывают на их «деревянную» историю. Например, так называемый фриз, который расположен выше архитрава. Обычно его украшают плиты – почти квадратные метопы и вытянутые триглифы. Так вот, когда храмы были деревянными, на месте фриза торчали концы деревянных балок потолочного перекрытия. Когда началось каменное строительство, они превратились в элемент декоративного убранства. Форму фронтона храма тоже очень легко объяснить, если представить, как соединяются балки, на которые ложится крыша. Если пустое пространство спереди между ее скатами и карнизом замуровать – получится треугольник фронтона. Его плоскость требовала украшений – греческие скульпторы стали вписывать в нее целые скульптурные группы, изображавшие богов и героев.

Olete lõpetanud tasuta lõigu lugemise. Kas soovite edasi lugeda?