Я никогда не читала биографии ученых, писателей или художников, так же как не читала мемуары. Все это казалось мне нудными неблагодарным занятием, к тому же, обычно такого рода произведения написаны очень сухим, скучным языком, так что даже небольшие биографические вставки в начале книги, быстро мной пролистывались. Книга Белякова – это нечто совершенно иное. Вообще меня впечатлил объем проделанной работы, ведь автор узнал и проанализировал все не только про Гумилева, он также читал работы его оппонентов, сводил ссылки в работах… это колоссальный труд. В итоге получилась легкая для восприятия и интересная книга. Причем, интерес в ней составляет не только жизнь и творчество Льва Николаевича, но научного мира той эпохи в целом. Еще мне понравилось, что автор сумел избежать оценок и поэтому биография получилась максимально объективной (я не читала других биографий, сравнить не с чем, но такое складывается впечатление). А еще. Сейчас читаю Этногенез, и книга воспринимается совершенно иначе. Белякову удалось самое главное-передать характер, поведенческие особенности Гумилева, его стиль жизни, манеру обращаться и общаться с людьми! Тем, кто еще сомневается, обязательно советую к прочтению.
Maht 952 leheküljed
2013 aasta
Гумилев сын Гумилева
Raamatust
Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, узник Норильска и Камышлага, переживший четыре ареста и два лагерных срока, солдат Великой Отечественной, участник штурма Берлина, Лев Николаевич Гумилев – историк с уникальной судьбой и странной, полной тайн и загадок личной жизнью. Гумилев писал в основном о Древнем мире и Средних веках, но созданная им теория лучше других объясняет сегодняшний день и позволяет прогнозировать будущее России и Европы, Китая и мусульманского мира. «Я только узнал, что люди разные, и хотел рассказать, почему между народами были и будут кровавые скандалы», – говорил Лев Гумилев. Его идеи необходимы нам сегодня, в эпоху нового переселения народов, во времена банкротства мультикультурализма и толерантности.
Эта книга – самая полная биография русского историка, основанная на обширном собрании документов и материалов, в том числе не публиковавшихся ранее.
Книга написана с таким сильным и ярким «присутствием» автора, что я была уверена: он жил в одно время со Львом Гумилевым, слушал его лекции, бывал в ленинградской квартире Льва Николаевича, встречался и беседовал с ним. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что писатель и историк Сергей Беляков совсем молодой человек. Подкупают, эмоционально радуют ирония автора, идеальная для историка отстраненность и при этом любовно собранные мельчайшие детали жизни Льва Гумилева. «Гумилев сын Гумилева» идеален в качестве первой книги-биографии для тех, кто был уверен, что это сухое, нудное чтение и хочет переменить свое мнение. Как поклонница теории пассионарности Льва Гумилева прочитала книгу Сергея Белякова буквально взахлеб и очень сожалела, что она окончилась, и мне никогда уже не прочитать эту книгу впервые.
Биография столь хороша, что выходит за рамки биографии, описывая не только жизнь оригинального учёного, но и круг общения его самого и его родителей. Автором переработан колоссальный объём документов, сумев не вступить ни в лагерь фанатов Гумилёва, ни в лагерь его критиков. Великолепно описаны многочисленные второстепенные герои, с которыми Л.Г. пересекала его извилистая судьба.
Сектантам им. Льва Гумилёва, воспринимающим его философию как высшую истину, читать не порекомендую. Остальным – рекомендую всецело.
Биография Льва Николаевича Гумилёва, написанная Сергеем Беляковым, действительно является документальной биографией, то есть попыткой максимально беспристрастно, с опорой на известные документы, а не восхваляющим или изничтожающим предвзятым очерком жизни главного героя.
Больше того, Белякову удалось прекрасно передать все особенности тех лет, в которые жил Лев Николаевич, и показать фон его жизни: учёба в университете, лагерные сроки, жизнь после амнистии, личная жизнь и первые успехи. При этом фон создаётся множеством малоизвестных подробностей. Например, автор достаточно подробно описывает то, как выглядела учёба на историческом факультете Ленинградского университета в 1930-е годы: отсутствие учебников, постоянно меняющиеся учебные планы, постоянные занятия по военной подготовке, в ущерб обучению. Всё это даёт представление о том, почему Лев Николаевич, несмотря на всю свою эрудированность и литературный дар, не поспевал вслед за развитием академической науки после войны. Именно демонстрация того, что Лев Гумилёв чего-то не знал или не умел и делает его более человечным, делая биографическую книгу книгой, а не скучной энциклопедической справкой.
Опять-таки стоит отметить, что автор не стремится ни возвеличить, ни принизить личность Льва Гумилёва. Порою Беляков честно проговаривает своё отношение к герою своего повествования. Это позволяет разграничивать точку зрения автора и историко-биографическое повествование. Одновременно, это позволяет читателю самому одёргивать себя от поспешных морально-личностных оценок, оставляя их уже на подведение итогов после прочтения книги.
В общем, эта книга позволяет не только лучше понять жизнь и судьбу Льва Гумилёва, но и то, как жило и трудилось его поколение, в особенности, те, кто как и Лев Гумилёв считался социально-чуждыми элементами для советской власти в 1920-е – 1930-е годы. Так что рассматривать её можно и как документальную биографию, так и книгу об истории советской повседневности.
Книга очень глубокая и актуальная именно сегодня, когда обостряются межнациональные и межгосударственные конфликты разного толка. Автор сумел не просто собрать богатейший материал, оставшись при этом максимально непредвзятым, но и акцентировать внимание читателя на необходимость широкого взгляда на исторический процесс. Обращение не только к личности Льва Гумилёва, но и к культурно-историческому контексту, в котором рождались идеи учёного, создают условия для понимания важности изучения истории с учётом многих смежных наук. Автор прекрасно владеет языком и стилем изложения, превращая чтение в увлекательное занятие.
Jätke arvustus
В шестидесятые годы Гумилев выдвинет гипотезу о положительной и отрицательной комплиментарности – бессознательной симпатии/антипатии народов друг к другу. Эта комплиментарность и предопределяет, будут ли народы жить мирно или начнут друг друга истреблять
Всесоюзный съезд писателей, Ахматова стала его делегатом. Гумилев надеялся, что она использует благоприятную возможность и обратится не только к влиятельным писателям, но и к первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву и легендарному маршалу К.Е. Ворошилову, тогда – председателю Президиума Верховного Совета.
Arvustused
28