Maht 867 lehekülgi
Судьба императора Николая II после отречения. Историко-критические очерки
Raamatust
Издательство «Вече» представляет читателям книгу Сергея Петровича Мельгунова «Судьба императора Николая II после отречения», посвященную сложнейшим коллизиям, которые привели в итоге к гибели царской семьи в Екатеринбурге в июле 1918 года. Мельгунов – самый крупный историк русского зарубежья, а может быть, и всей отечественной науки ХХ века по этим вопросам. До революции он являлся признанным авторитетом по истории русской церкви, прежде всего старообрядчества, сектантства. Под его редакцией вышли многотомные коллективные труды, составляющие гордость русской историографии: «Великая реформа 19 февраля 1861 г.» (7 т.), «Отечественная война и русское общество» (6 т.), «Масонство в его прошлом и настоящем» (3 т.). В 1913 году совместно с В.И. Семевским Мельгунов организовал крупнейший русский исторический журнал «Голос минувшего» и редактировал его на протяжении 10 лет (вышло 65 томов).
Настоящая книга наряду с книгами «Легенда о сепаратном мире. Канун революции», «Мартовские дни 1917 года» входила в трилогию Мельгунова «Революция и царь», насыщена живым дыханием времени хроники мятежных лет, переломивших судьбу России. Эту хронику отличают богатейшее использование исторических источников, объективная оценка происходившего, публицистическое биение авторской мысли.
Книга издана в авторской редакции с сохранением стилистики, сокращений и особенностей пунктуации оригинала.
Сергей Петрович Мельгунов – наверное, самый авторитетный историк русской революции, октябрьского переворота и гражданской войны. Хотя Мельгунов был современником и даже, частично, соучастником многих процессов, он – не мемуарист, а профессиональный, очень вдумчивый и серьезный историк.
Отсюда ценность его выводов и описаний – они базируются на всестороннем изучении доступных ему фактов. Поэтому, когда после прочтения его «Судьбы императора Николая 2-го после отречения» у читателя возникает глубоко по-человечески положительный образ Государя и его домочадцев, это – никак не пристрастие автора, а череда голых фактов: Мельгунов никогда не был монархистом, а состоял в партии народных социалистов. То есть был «левым» в нашем понимании, и никаких личных предпочтений к Государю, конечно же, не имел.
Книга шаг за шагом, день за днем, восстанавливает картину перипетий жизни императорской семьи после отречения и до трагедии их зверского убийства. Многочисленные описания элементарного быта бывшего Царя в местах ссылки, его повседневные занятия, круговорот интриг, которые плелись вокруг него, паскуднейшая роль Керенского и Временного правительства в целом, доскональный анализ попыток – мнимых и реальных – освободить Царя, и причин, почему это оказалось невозможным, и многое другое.
Все выводы и суждения снабжены источниками и ссылками, достоверности которых также даётся оценка профессионального историка. В частности, конечно же, используются материалы уголовного дела об убийстве царской семьи, которое вёл следователь Соколов.
Конечно, кажется немыслимым, чтобы бывший Император огромной богатейшей страны, и его супруга, которые, казалось, будучи повелителями мира, привыкли купаться в изнеженной роскоши, в своей ссылке и заключении ни разу не жаловались на трудности быта и скудость жизни. Бывший Император просил своих тюремщиков о чем угодно – чтобы дали пилу пилить дрова, позволили сажать своими руками огород и т.д., но никак не «об улучшении условий содержания». Эта потрясающая картина человеческой скромности Императора и его семьи не может, конечно, не восхищать…
Arvustused, 1 arvustus1