Maht 680 lehekülgi
2017 aasta
Город Брежнев
Raamatust
В 1983 году впервые прозвучала песня «Гоп-стоп», профкомы начали запись желающих купить «москвич» в кредит и без очереди, цены на нефть упали на четвертый год афганской кампании в полтора раза, США ввели экономические санкции против СССР, переместили к его границам крылатые ракеты и временно оккупировали Гренаду, а советские войска ПВО сбили южнокорейский «боинг».
Тринадцатилетний Артур живет в лучшей в мире стране СССР и лучшем в мире городе Брежневе. Живет полной жизнью счастливого советского подростка: зевает на уроках и пионерских сборах, орет под гитару в подъезде, балдеет на дискотеках, мечтает научиться запрещенному каратэ и очень не хочет ехать в надоевший пионерлагерь. Но именно в пионерлагере Артур исполнит мечту, встретит первую любовь и первого наставника. Эта встреча навсегда изменит жизнь Артура, его родителей, друзей и всего лучшего в мире города лучшей в мире страны, которая незаметно для всех и для себя уже хрустнула и начала рассыпаться на куски и в прах.
Шамиль Идиатуллин – автор очень разных книг: мистического триллера «Убыр», грустной утопии «СССР™» и фантастических приключений «Это просто игра», – по собственному признанию, долго ждал, когда кто-нибудь напишет книгу о советском детстве на переломном этапе: «про андроповское закручивание гаек, талоны на масло, гопничьи „моталки“, ленинский зачет, перефотканные конверты западных пластинок, первую любовь, бритые головы, нунчаки в рукаве…». А потом понял, что ждать можно бесконечно, – и написал книгу сам.
Содержит нецензурную брань
Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть, и построил в чистом поле завод. А к нему – он построил город. Завод назвали Камаз. Город назвали Брежнев…
Сначала было московское снабжение, потом отменили. Был уральский коэффициент – отменили и его. Ловушка захлопнулась.
Эта книга о том, что было дальше. О позднесоветской бытовухе, о середине восьмидесятых. О том, как жили, любили, учились, дрались. Это литературное осмысление повседневной жизни в СССР, жизни нашего поколения. Читая это, снимаешь розовые очки, которые сегодня надели многие, и понимаешь, почему с такой радостью люди приняли Перестройку и Горбачева.
Читать всем
Приятная книга. Легко читается, мгновенно окунает в атмосферу и быт 80х. Сюжет, описанный в книге, отложился мгновенно, хоть по памяти пересказывай. Просто история из соседнего двора. Лишь поэтому 4 балла, ожидала более емкой развязки событий.
Неплохо. Персонажи довольно детально проработаны. Сюжет не даёт заскучать, ну и капля ностальгии с дворовой романтикой. Брежнев, заводы, чёткие пацаны, дефицит. Все это наша история и от неё никуда не деться, какой бы она не была.
Я сам с 13ого комплекса. Задела эта тема и нас, родившихся в 80ые и преследовала до самых нулевых. Дружба, предательство, любовь – все как в действительности.
Впечатлило.
Детально проработанная проекция советских 80х в крупном промышленном городе – тогда, на короткий период, Брежневе, теперь Набережные Челны. Меня тогда ещё и в мыслях у родителей не было, сравнивать проекцию автора не с чем, но читать было очень интересно.
Это не ностальгия по Советам и не та жесть-чернуха, которую любят снимать отечественные режиссеры, скорее восприятие автором его детства (возраст главного героя и автора во время, описанное в книге, плюс-минус совпадают). Того самого советского детства, с пионерлагерями на море, «игривом, но чумазеньком», с садистскими куплетами, с мечтами об адидасах и мафоне, с нелюбовью к Ротару и Леонтьеву с его «бегут-бегут», с пацанами из двора/комплекса, телегами, подтяжками, мировыми девчонками и «шмарами» с трехэтажными слоями косметики и мата, запрещёнными ДДТ и Дип Папл… Проекция той самой советской жизни с очередями за «праздничными» апельсинами с никому не нужной аджикой «в нагрузку», в длинных панельными многоэтажках с неработающими лифтами, в промышленных городах сквозняков, грязи по колено и сугробов по пояс. Книга-проекция.
Картина очень детальная, читаешь и видишь воочию все вышеперечисленное и много чего другого. Книга-погружение.
Я бы добавила, что книга об удаче и глупости. Открывающая и поднимающая такой вопрос, как – как один может пройти через суровые жизненные испытания и выжить, другой – пройти через еще более суровые и умереть по глупости (честно, до сих пор не могу понять, как человек, оказавшийся «за речкой» – в Афгане – и выживший, может умереть в подъезде от кучки пацанов), третий – не особо попадавший в передряги, умереть от нелепой случайности, и так далее, думаю, мысль ясна.
Рекомендую.
И место отличное: берег Камы, лесостепь, круглый год тридцать градусов, только летом плюс, а зимой минус.
Несправедливо, конечно, что сдыхать мне можно, а убивать нельзя. Но мы, наверное, что-нибудь придумаем.
И начальству это слово нужно затем же, вдруг сообразил я. Вы любите Родину, школу, родителей, друзей – а значит, обязаны делать вот это, это и еще в свободное время три раза в неделю по полтора часа вот это. Конец договора. Не выполнил – не любишь. Не любишь – не человек.
То есть про любовь спрашивают с одной целью – заставить. А я не люблю, когда заставляют.
...Но вот этих – боюсь. Честно. Потому что волков вырастили.
– Кто вырастил? Мы вырастили? – возмущенно уточнила завуч.
– А кто еще? – устало спросил физрук. – Марсиане, что ли? Мы. Я иногда думаю, кто из этих ребятишек вырастет и что они сделают через десять лет. Со страной, с миром. И страшно становится. А потом успокаиваюсь. Знаете почему? Потому что своя рубаха, она теснее давит. Ведь эти десять лет еще прожить надо. И совсем не факт, что лично мне это удастся.
Завтра предстоял тяжелый день.
Как будто остальные – что предстоящие, что прошедшие – могли быть легкими.
Arvustused, 51 arvustust51