Maht 280 lehekülgi
1952 aasta
До сих пор
Raamatust
«До сих пор» (1952) – последний роман самого крупного еврейского прозаика XX века, писавшего на иврите, нобелевского лауреата Шмуэля-Йосефа Агнона (1888 – 1970). Буря Первой мировой войны застигла героя романа, в котором угадываются черты автора, в дешевом берлинском пансионе. Стремление помочь вдове старого друга заставляет его пуститься в путь. Он едет в Лейпциг, потом в маленький город Гримму, возвращается в Берлин, где мыкается в поисках пристанища, размышляя о встреченных людях, ужасах войны, переплетении человеческих судеб и собственном загадочном предназначении в этом мире. Непритязательная, казалось бы, история, но столько в ней надежды и горечи, с такой иронией и грустной мудростью она рассказана, что надолго остается в памяти – когда точной фразой, когда глубокой мыслью, а когда и вся целиком как счастливо выпавшая возможность поговорить с умным человеком о жизни и судьбе.
Так мы постояли, пока стоялось, и Хильдегард все болтала без умолку, обращаясь то ко мне, то к брату, и я тоже говорил с ними обоими попеременно. Хорошо подвешен наш язык, находит слова по любому поводу. Куда бы лучше было бы, находи мы повод для любого слова.
"...по сути, я должен был бы поискать себе иную квартиру, но я не стал искать себе иную квартиру, потому что прежний опыт таких поисков уже научил меня, что мне не найти квартиру, недостатки которой оказались бы меньше, чем недостатки предыдущей, - они просто иные. Как же они ухитрились это сделать, эти квартиры? Они сговорились друг с другом сдавать меня одна другой.. Готов свидетельствовать - все они вели себя одинаково злобно и жестоко."
"Мне стало тяжело выходить из дома. Разжиревшие люди там, голодающие люди тут, а раненые с инвалидами посередине. И все это благодаря войне и всем, жаждущим войны. К тому времени как исполнятся слова пророка: " И не будут более учиться воевать", не останется уже никого, для кого они исполнятся"
Вот, всю жизнь помнит человек то, что слышал в детстве, и очень считается с этим, хоть и знает, что нет ни на йоту правды в том, что слышал.
... не найдя себе жилье в Германии, я был вынужден вернуться в Страну Израиля. И поскольку Страна была разрушена войной и не всякий, всходивший в нее, мог найти здесь готовое жилье, мне пришлось купить кусок земли и построить себе небольшой дом из нескольких комнат....
...Не так уж много дней прошло, а дом уже был построился, ибо таково одно из достоинств Страны Израиля—поскольку её мастера хотят поскорее отстроить свою страну, они не медлят в любой работе и завершают её в положенный срок.