Maht 972 leheküljed
2011 aasta
Сложенный веер (сборник)
Raamatust
Трилогия несравненной Сильвы Плэт «Сложенный веер» – это три клинка, три молнии, три луча – ослепительных, но жгуче-прекрасных и неповторимых. «Парадокс Княжинского», «Королевские врата», «Пыльные углы Вселенной» – не просто фэнтези. Это – книга-вызов, книга, которая открывает читателям целый мир: его обитателей хочется любить или ненавидеть, обличать или оправдывать… Равнодушным не останется никто.
Эпическая сага, парадоксальная ироничность, безудержный размах фантазии – и в то же время цельность и лаконичность. Встречи и расставания, стремительно развивающийся сюжет, увлекающий почти детективными поворотами… И в результате – возможность снова погрузиться в этот «прекрасный, новый мир». Действительно прекрасный.
Для всех, кто ценит хорошую литературу.
Žanrid ja sildid
Более качественной литературы в этом жанре я давно не читала. Эту книгу прочла первый раз несколько лет тому назад, а помню – как вчера. Персонажей там очень много и я не хочу их подробно описывать в своем отзыве, книгу надо читать. скажу сразу, что эту литературу сложно отнести к женской или мужской, тут есть и много эмоциональных отношений и не меньше (если не больше) крови. В Книге – трилогия. У этих трех произведений есть и приквел и сиквел, и судьбы прочих персонажей, которые почему то на литрес не опубликованы. А вообще у Сильвы Плэт есть сайт, где все кто попал под очарование этой книги обмениваются мнениями и задают вопросы.
Мы не ангелы, парень
Чем больших высот достигает цивилизация, тем более узконаправленным становится ее дальнейшее развитие. Куда деваются ученые, одним открытием способные изменить картину мира? Изобретение нового уступает место совершенствованию имеющегося. С единожды выбранного пути уже не свернуть, веер возможностей складывается в один-единственный вариант развития событий. Теряем ли мы свободу, обретая силу? Имеем ли право решать за других, что пойдет им на благо?
Сумрачным землям Аккалабата даром не сдались эти ваши галактические технологии. В его небесах испокон веков парили не межзвездные крейсеры, а крылья, развернутые по ветру, сражались, любили, пировали в замках, плели интриги, убивали и умирали за честь рода. Единственная в галактике птероантропоморфная раса, застрявшая в своем развитии в таком глухом средневековье, что, когда на планету обрушились все эти пришельцы – аппанцы, хоммутьяры, верийцы, сколопаксы, хортуланцы, ситийцы… земляне – и, потрясая бластерами, кулаками, щупальцами и псевдоподиями, начали диктовать свои правила, царствующая династия не смогла здраво оценить угрозу, и вскоре времени на раздумья уже не оставалось.
Это большая политика. Прошлась метлой по пыльным углам вселенной, собрала всех в кучу, заставила жить вместе, понимать друг друга, договариваться по мере сил и выживать. Для замкнутых цивилизаций, в гробу видевших космофлот, что значат все галактические войны? Просто еще одна зарубка в памяти, наряду с войной, в очередной раз охватившей родные земли. Да, разные масштабы, разные цели, но в конце концов, "во имя чего бы ни текла кровь человеческая, течет она одинаково".
И в огне конфликта, охватившего всю вселенную, неразрывно сплетаются судьбы, сами по себе уже несчастные, изломанные, но будет только хуже. Двое представителей аккалабатской аристократии, всю жизнь бежавшие от своего предназначения. Эти псевдо-ангелы могут орудовать мечами быстрее, чем турбо-бластер, а уж по жестокости ему с ними не сравниться. Исследовательница инопланетных культур с Земли, с детства вращавшаяся среди военных и политиков и думающая, что знает о них всё. Космодесантник с печальным взглядом, скрывающий в своих шкафах столько скелетов, что галактика еще вздрогнет. Жернова истории перемалывают всех, кто оказался к ним слишком близко. По мановению ока жизнь может превратиться в идиллию или кошмар, и лишь от тебя самого зависит, сможешь ли ты себе позволить краткий миг счастья среди пылающих миров и рушащихся цивилизаций. Перед нашими глазами проносятся история и поколения. Наверное, это и называется семейной сагой, в любом случае, Санта-Барбара натуральная. Однако, здесь такое количество пафоса, что я едва успевала переводить дух, страдания всех без исключения героев просто зашкаливали. А сами герои? Да как главные, так и второстепенные, это же как на подбор пассионарии галактического масштаба, готовые перевернуть всё мироздание – ради одного мига, ради взгляда, ради чести и непостижимой для нормальных людей справедливости. На каждой странице – настолько концентрированные эмоции, что я не представляю, как это можно читать залпом. Мне потребовалось полгода.
Изыски авторской фантазии, создавшей расу, от которой млеет вся остальная вселенная, тоже поражают. И речь даже не о том, что существование крылатых людей, реально способных летать, малость попахивает идеализмом. Но у них же какая-то совершенно неописуемая хрень с анатомией и обменом веществ творится. Нет, они явно пошли не от ящериц, а от устриц – кто читал, поймет, что я имею в виду. Однако, это всё воспринимается очень гармонично, и я даже всхлипывал местами от умиления. Кровожадные ангелочки, способные за мгновение всё сущее покрошить в капусту, но при том с настолько рабской психологией, что, можно сказать, остальному содружеству планет еще повезло. Отдельного упоминания стоит авторский язык – настолько специфический, что нельзя сказать, плох он или хорош. Лично меня постоянные перескакивания с третьего лица на первое и даже второе немного пугали, а внезапные реплики снисхождения к героям посреди текста и вовсе шокировали. Так к щенкам обращаются, еще не выучившимся есть, но никак не к взрослым мужикам, пусть даже ты сам их и написал. В целом же книга поражает – масштабами, накалом чувств, характерами, размахами временными и пространственными. И это я молчу про объем. А ведь еще будет продолжение.
На мой взгляд, этот роман написан в лучших традициях фантастических саг Урсулы Ле Гуин и не без влияний братьев Стругацких. Конечно, в этом утверждении может быть больше лично моего собственного читательского багажа, нежели на самом деле воздействия на Сильву Плэт этих великолепных мастеров жанра, но, по крайней мере, начиная примерно с первой трети первой части трилогии, и Урсула, с её неподражаемым великолепием "Левой руки тьмы", и АБС с их мощной стилистикой средневековости "ТББ" так отчётливо прорисовались в подтексте читаемого, что попросились в самое начало отзыва.
Другое важное для романа впечатление состоит в том, что несмотря на кажущуюся абсолютную приключенческость, в нём содержится мощный пласт социально образующей фантастики. Заключающий в себе даже некоторую толику сатиры на современное положение в нашем землянском мироустройстве и, вероятно, некоторую долю критики в адрес некоторых (многих) современных демократических империй разной степени демократичности и имперскости. Думаю, что внимательный и вдумчивый читатель сам усмотрит в некоторых главах романа эту составляющую. При всём при этом автор вовсе не увлекается изысканиями каких-то параллелей между придуманным ею миром и миром актуальным, но тем не менее там, где это возможно и нужно, такую намёком поданную параллельку непременно наметит. А уж кого она имеет ввиду, читатель додумает сам.
Мир, открытый и разработанный Сильвой Плэт, для читателя во многом остаётся тайной за семью печатями (по крайней мере, к началу чтения второй части трилогии это пока ещё так — и точно таким же он остаётся и к концу всего романа). Автор совсем не стремится захватить и увлечь читателя многочисленными деталями мироустройства вообще и тщательной проработкой внешних признаков и особенностей разных планетных миров. Однако самые важные и в основном имеющие социальные оттенки нюансы задаются сразу же, тем более, что именно эти нюансы ложатся в основу фантдопущения и вообще всей парадигмы трилогии. И потому мы мало что знаем о социально-экономическом устройстве мира вообще и конкретных планетных миров в частности (что касается нашей Земли, то мы просто знаем, что она есть и вместе с другими мирами составляет Галактическое содружество) — для постановки и решения тех задач, которые ставит перед читателем Сильва Плэт, этого вовсе не требуется. Однако от этого вовсе не возникает ощущения недоделанности, недодуманности и прочих недо-.
Вообще вся трилогия носит на себе печать Мастера и мастерства. Мы имеем мастерски написанный литературный текст — образный, с эпитетами и метафорами, не лишённый афористичности и буквально прошитый связями с ментальностью современного читателя. Автор придумала несколько отличных и отчасти авторских фантдопущений и тщательно проработала варианты, куда эти фантдопущения ведут. Приключенческая составляющая романа не даст спокойно отложить его в сторону в расчёте "на потом", а симпатии и антипатии к тем или иным героям трилогии будут создавать нужный эмоциональный фон и вести вас по придуманному миру всё время чтения.
В общем, чтобы тут не расписывать дважды уже понятную суть, могу утверждать, что роман получился отменный и буквально обречённый на успех в читательской среде. И с удовольствием буду читать ещё один — сетевой — роман этого полузагадочного автора — ибо мы с вами, господа, имеем дело с литературной мистификацией, и точно не можем знать, что из выложенного в доступ об авторе книги является правдой, а что камнем, брошенным в кусты...
Как осторожно вошла в мое сердце твоя золотая стрела, Звенят бубенчики, колокольчики, колокола, Небо искрится, полыхают костры, В сердце томится ослепительный взрыв.
Fleur, Сияние.
Буря эмоций. Сокрушительная, пронзительно-искренняя, сметающая всё на своём пути. Постоянно на грани и временами за. Драма, перерастающая в трагедию. Обожание, гнев, ненависть страх, руки в крови, отданные ради любви крылья. При всём этом очень антуражно и где-то даже совершенно анимешно. Экстемализованные эмоциональные схемы, узнаваемые типажи, катастрофически перекрученная, но оттого лишь ещё более магнетически-притягательная драматичность, кинематографическая отточенность ключевых сцен. Пафосные красавцы с тонкими аристократическими профилями, окровавленными клинками и крыльями за спиной. Неловкая и оттого ещё более милая девушка-моэ, вечно невпопад падающая, роняющая вещи и при этом стреляющая на уровне мастера оружия. Бурлящий водоворот Эль-Зимбера, отрезаные крылья канцлера Корвуса, руины Халемского замка. Запрокинутое лицо любимого, губы в миллиметрах от твоих, затаённая боль в глазах. Возведённая в абсолют, доведённая до идеала антуражность и ошеломляющей глубины психологизм под маской внешних красивостей. Ни грамма фальши, и это на таких эмоциях и скоростях, где пасует даже всесильное внутренне время.
Есть и недостатки. Про аутеничность фехтовальной системы и принципиальную правдоподобность способности даров к полёту - не хочется. В конце концов, мои кумиры и боги, Абель и Ангел Сангвиний, прекрасно себе летали, ну и пусть, ну и ладно. Куда огорчительней временами расползающийся сюжет. Авторскую фантазию не остановить, авторская фантазия бьёт через край. Итогом - сложносочинённая череда вложенных флэшбеков и совершенно необязательных побочных веток, рассеивающих внимание читателя. Показать параллели в судьбах Эсилей и Халемов сквозь годы - здорово, но зачем же так выпукло. Невероятно, но автора подводит собственный талант. Второстепенные персонажи получаются настолько живыми и обаятельными, что временами заслоняют центральных, отъедают кусок от сердца и где-то даже обесценивают их страдания. Одним мимолётным сравнением с походя показанной агонией Элли или Рейна Сильва невольно перечёркивает чуть ли не весь сюжетообразующий конфликт. Немного раздражает постепенно вживающаяся в текст мелодраматичность. "Тон, я твой отец". "Конечно, она же моя единственная дочь". "Как старший представитель императорской семьи, я имею право..." Санта-Барбара и рояли в кустах. Не говоря уже о банальной неизящности. Основная сюжетная ветка потрясающе логична и упорядочена, но боги, зачем тут Кателла, хортуланцы, Кир, Лала, Гарка и прочие?! Вселенные в голове Сильвы не вмещаются в три тома, и подозреваю, что и в десять тоже не. В результате гениальные по задумке и построению сюжетные красивости приходится проговаривать бегом и начерно. И да, нужно больше Рейна.
Во всех отношениях незаурядная и выдающаяся вещь, особенно замечательная эмоциональностью, психологизмом и совершенно волшебным своим сердцем средневекового фэнтези. Космооперные декорации и добавки в виде Дилайны, Верии, Хортулана и прочего красивы, спору нет, но, по-моему, не критичны, не обязательны и где-то даже через меру. Так или иначе, очень и очень на любителей и ценителей, притом совершенно разных фасонов и оттенков. Должно прийтись по нраву и адептам жесткого околоисторического фэнтези с противостоянием родов, многоходовыми интригами и безумной истеричкой на троне, и поклонникам душераздирающих драм с психолгическими травмами, комплексами, скелетами в шкафу и мегатоннами страданий, и анимешникам. Последним - особенно. Если засматривались "Кровью триединства" или млели, глядя на "Потомков тьмы", равнодушными точно не останетесь.
PS. Считаю всё же своим долгом предупредить читателя вот о чём. Хотя мне видится крааайне сомнительным тот факт, что, всерьёз заинтересовавшись anime-like историей, которая к тому же психологическое женское фэнтези, вы реально способны не оценить и прийти в ужас, но тем не менее. Яой inside. В смысле, сцены гомоэротического характера. В смысле, когда парень с парнем, ага. Сильно подозреваю, что в глазах прекрасной половины сей факт только добавляет книге шарму и очков, но всё же. В первую очередь это очень искренняя и трогательная история любви, всё остальное потом. Выполнено вполне на уровне вышеупомянутых "Потомков...", книжного "Riverside swords" и трилогии Линн Флевелинг про ночных странников. По моему скромному, даже лучше, особенно там, где дело касается психологических трансформаций. Сейчас судорожно пытаюсь решить, раскрыта ли тема лучше, чем в "Лестнице из терновника" неподражаемого Макса Далина. Но в общем и целом, мастерство уровня пишущих в стол русскоязычных гениев фэнтези. Осояну, Медведевич, Далин, примерно так. Ну всё, бегом читать, а я ушёл мечтать о Рейне.
Долго думала, что написать в рецензии... Трилогия в одном томе слишком масштабна, чтобы кратко описать сюжет, героев слишком много, чтобы выделить 2-3-4, мир слишком странен, чтобы его внятно описать. Поэтому это будет рецензия-"предупреждение" для людей, которые как и фактически не знали о чем в целом будет эта книга.
Прочитав фамилию имя автора на обложке я решила, что автор или француженка, или ирландка (с чего я это взяла не представляю... не знаю ни одной ирландской фамилии). Но с первых строк я поняла, что автор однозначно русская. Наш юмор, наши речевые обороты, наше построение предложений. Я не могла привести конкретных примеров, но я нутром чуяла, что автор русская. В последствии я в этом убедилась)
Далее надо что-то сделать с руками человеку, который сделал из этого томины 610 страниц и ввел народ в заблуждение. Это 1000+ никак не меньше. Подчиняясь желанию увидеть формат этого талмуда, а также тем, что он мне в целом понравился, я решила приобрести его в бумаге.
Кто-то писала, что это космоопера. Нет тут никакой космооперы вроде Нортон или Буджолд. Это фэнтези с элементами фантастики. Здесь присутствуют мечи, средневековые замки и отсутствует душ)) Но даже с учетом наличия в сюжете фантастики, я от души посоветую всем рационалистам и сторонникам научного подхода при чтении отключить мозг. Местами мне хотелось упасть под стол. Мои знания по биологии, цнс, эволюции (отмечу, что очень незначительные знания) буквально бились в истерике. Физикам, наверное, книгу открывать не стоит вообще. Но как только я решила, не обращать на некоторые объяснения автора (особенно о разнополости), читать стало сразу легче.
Вот этой самой научностью автор жертвует во имя красоты. Здесь красиво все. Начиная от предложений, которые читаются как песня, заканчивая героями. Именно эта красивость значительно упрощает чтение. К красивости прибавляется эмоциональность. Я бы сказала что ее слишком много. Ее чрезмерно много. Теперь я поняла как может писать чувствительная женская натура, которая определенно обладает писательским талантом, пишущая о самоопределении, о выборе, об отношениях дружба/любовь и т.д. А начиналось ведь все так хорошо. Но уже где-то на 70 странице начались "звоночки", под конец этот звонок сдох перетрудившись.
Думаю большинству мужской аудитории учитывая все вышеперечисленное это произведение не понравится, особенно учитывая наличия на страницах такого явления яой. Хотя анимешникам может и придется по вкусу... не знаю.
А теперь совет. Никогда не заявляйте эту книгу в игры. Мою ситуацию ухудшили отпуск кураторов, а хэллоунские квесты окончательно подорвали планы на долгое чтение(( В итоге вместо того чтобы растянуть книгу хотя бы на неделю, отдыхая от огромного количества разных персонажей, а также чудовищного водопада эмоций, пришлось в бешеном темпе дочитывать книгу чуть ли не половину этого произведения за 2-3 дня. В связи с этим третья книга у меня совершенно смешалась в голове, когда появлялся какой-нибудь персонаж я судорожно вспоминала кто это? И мне не всегда это удавалось сделать. Возможно поэтому вторая книга мне понравилась меньше первой, а третья меньше второй.
Но я собираюсь ее перечитать с чувством, толком и расстановкой, после того как мне доставят бумажную версию.
Когда ты вырастешь, то поймешь, что в существовании той или иной цивилизации может быть и чисто эстетический смысл. Не прогресс является целью жизни, а жизнь — целью прогресса.
Узнаю непобедимый геном Дар-Эсилей. Если тебе задали много вопросов, отвечай на самый идиотский из них. Причем в лоб.
— Сид, если тебе очень плохо, и ты знаешь, что мне очень плохо, и хочешь, чтобы я не знал, что тебе очень плохо, потому что боишься, что мне будет ещё хуже, ты лучше просто скажи...
Лисс всегда поражала способность мужа по звуку шагов, по стуку в дверь, по шороху отодвигаемой портьеры угадывать, кто идет. Как-то она спросила его об этом. «Я хочу жить», — был ответ.
...военных частей, которые можно было бы назвать отборными, если бы слово отпетые не напрашивалось само собой
Arvustused, 25 arvustust25