Сразу отмечу, что леворадикальный философ Славой Жижек наиболее близок мне по политическим воззрениям из тех, к чьему мнению вообще стоит прислушиваться. Поэтому свежий сборник его публикаций на самые животрепещущие темы я спешила прочесть с особым нетерпением.
Жижек убежденный ленинист и ратует за международную солидарность, безотлагательный коммунизм как единственно возможный способ избежать грядущего апокалипсиса (ну, либо способ существования после него) и мировое государство всеобщего благоденствия. И если до недавнего времени основной отговоркой истеблишмента была "мы все равно не сможем накормить всех", то сейчас она уже не работает. Можем. Имеющихся на данный момент ресурсов и капитала хватит на безбедное существование всего населения земли. Да-да, всех 8 с лишним миллиардов. Отговорка теперь новая: "если сломать существующую систему, наступит хаос". Так вот в этой книге Жижек как раз и приводит примеры того, как в отдельных странах (в Боливии, к примеру) к власти приходили крайне левые и хаос отчего-то категорически отказывался наступать. Тем более, что хаос, по его мнению, наступит рано или поздно а любом случае. Да и вообще через призму этой книги на многие политические, социальные и культурные явления в мире можно взглянуть с непривычной стороны. На проблему курдов, например, палестино-израильский конфликт, французские желтые жилеты или даже западную политкорректность, гладенько причесанные движения вроде #MeToo, "антифа" или политически ангажированные экологические инициативы. Замечательно раскрывает он глаза и на то, как власти разобщают нас с помощью идеологических мистификаций в действительно важных вопросах (экология, права женщин и т.п.) Навязывая чувство вины, убеждая в бесполезности борьбы, подменяя понятия либо манипулируя дискурсом.
Стоит упомянуть и то, что Жижек, в отличие от многих других левых теоретиков нашего времени резко негативно настроен в отношении очевидно ультраправого путинизма и принимает безоговорочно сторону Украины в военном конфликте, считая это противостояние поворотным и основополагающим историческим событием, от которого зависит будущее всего мира. Хотя он вообще не из тех, кто склонен преуменьшать важность любых событий, явлений и даже выбора слов, предпочитая строить причинно-следственные цепочки и выискивать в малом признаки большого. А для привычного образа коммуняки он все-таки слишком гуманист. И этим тоже близок мне.
Нужен ли нам новый коммунизм? Да, но лишь такой, который я склонен называть умеренно консервативным коммунизмом: все необходимые шаги, от глобальной мобилизации против вирусных и других угроз до введения процедур по ограничению рыночных механизмов и социализации экономики, но консервативные (в том смысле, что усилия должны прилагаться для сохранения условий человеческой жизни, и такое сохранение, как ни парадоксально, как раз и требует изменения порядка вещей) и умеренные (в смысле осторожности, с учетом непредсказуемых побочных эффектов наших мер).
Дискурс в этой книге сосредоточен в основном на проблемах и событиях западного мира. Но можно провести огромное количество параллелей с тем, что происходит у нас. И это в очередной раз доказывает слова Бодрийяра о мнимости всех военных противостояний. Войны нашего времени действительно ведутся не против притеснения какой-то этнической или религиозной группы, не за земли и даже сферы влияния. А ведутся они против нашей с вами свободы и наших с вами прав на жизнь, на свободу передвижений, мнений, суждений и выражений, на личные честь и достоинство. Это все одна глобальная классовая война, и я не одна так считаю.
Несмотря ни на что, Жижек остается оптимистом (крах привычной системы неминуем, но на обломках "мы наш мы новый мир построим", если, конечно, вовремя объединимся) и, хоть и позволяет себе крепкое словцо или шутку на грани фола, однако в постмодернистский безысходный циничный стеб не скатывается. И это тоже не может не воодушевлять.
Arvustused
2