Maht 287 lehekülgi
Я ничего не знаю. С комментариями и иллюстрациями
Raamatust
Древнегреческий философ Сократ, так же как и Конфуций, не оставил своих произведений. Но его ученики, Платон и Ксенофонт, в форме диалогов и небольших рассказов передали нам философские взгляды Сократа. Благодаря этому мы знаем, чему учил Сократ, каковы были его главные жизненные ценности, какие проблемы бытия его занимали.
Впервые в одном сборнике собраны высказывания мудрого философа, у которого и сегодня читателю есть чему поучиться. Правда, порой в текстах Платона Сократ говорит одно, а в текстах Ксенофонта, по тому же самому вопросу, совершенно другое, будто сам себе противоречит. Это вызвано памятью и толкованием мыслей учителя его не менее известными учениками. Но тем интереснее следить за цепочкой соображений Сократа и делать собственные выводы.
Сборник логично дополняют биографические заметки о философе Диогена Лаэртского, который кратко описывает жизнь Сократа и рассказывает о его трагической смерти.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Отличная книга для знакомства с личностью Сократа посредством текстов Платона и Ксенофонта. Конечно, бо́льшее внимание привлекают диалоги Платона из-за их сложности, многослойности и витиеватой формы повествования.(Ксенофонт же увлечен скорее бытовыми сторонами вопроса в силу того, что он историк, а не философ). Многим кажется кощунственным приводить лишь отрывок каждого диалога, но составитель (А.Марков) руководствовался идеей показать читателю воззрения и личность Сократа, посему в книгу добавлены лишь отрывки диалогов с его участием. На мой взгляд, решение грамотное. Кроме того, тексты снабжены комментариями и пояснениями Маркова. После прочтения будет гораздо проще погрузиться в изучение оригинальных "Диалогов" Платона и рассмотреть разные философские школы, у истоков которых стоит подход к размышлениям самого Сократа. В общем, для первого погружения в философию книга подходит как нельзя лучше!
Меня же вдохновили не только философские изыскания, но и история жизни и смерти Сократа, его способность лишь задавая наводящие вопросы, таким образом учить собеседника понимать односторонность прежней точки зрения и показывать объемность любой идеи или ситуации. И, конечно, невероятное мужество, проявленное им во время произнесения апологии и принятия казни. Сократ считал, что долг любого оратора- говорить правду, и эта правда стоила ему жизни. Впрочем, она для него и не была ценной.
Основа всех выступлений. Это большой учебник поможет понять суть и логику публичных выступлений. Всю книгу можно обозначить как одна большая цитата
Так, в гомеровские времена существовало представление о «телегонии»: если муж долго отсутствовал, то жена могла зачать законного наследника от раба, но при условии, что она при этом будет смотреть на портрет мужа, который сразу запечатлеется в ее уме и теле будущего ребенка.
Каллий, также и на основании примеров из мифологии,
Каким должен быть философский досуг (Платон. «Федр») Притом теперь мы, кажется, и на досуге; да и кузнечики, как обыкновенно в жаркое время, посредством своих песней разговаривают между собою над нашими головами и смотрят на нас. Если они увидят, что мы, подобно черни, в полдень молчим и, убаюкиваемые ими, от умственного бездействия дремлем; то по всей справедливости будут смеяться на наш счет и подумают, что в их убежище пришли какие-то рабы, чтобы, как овцы в полдень, заснуть на берегу ручья. Если же, напротив, заметят, что мы разговариваем и проплыли мимо их, будто мимо сирен, не поддавшись очарованию, то охотно заплатят нам тем, чем дал им Бог честь платить человеку.
– Не следует ли нам, друзья, – сказал он, – вспомнить о великом Боге, пребывающем у нас, который по времени ровесник вечносущим богам, а по виду всех моложе, который своим величием объемлет весь мир, а в душе человека помещается, – об Эроте, тем более, что все мы – почитатели его? Я, со своей стороны, не могу указать времени, когда бы я не был в кого-нибудь влюблен;
И в самом деле, человек, обращающий внимание только на наружность, мне кажется, похож на арендатора земельного участка: он заботится не о том, чтобы возвысить его ценность, а о том, чтобы самому собрать с него как можно больший урожай. А кто жаждет дружбы, скорее похож на собственника имения: он отовсюду приносит, что может, и возвышает ценность своего любимца.
Arvustused, 2 arvustust2