Maht 310 lehekülgi
1997 aasta
Чернобыльская молитва. Хроника будущего
Raamatust
Главной техногенной катастрофе XX века посвящена четвертая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года «за многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время».
«Совпали две катастрофы: космическая – Чернобыль, и социальная – ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, – впервые на земле, и мы – первые люди, пережившие это».
«Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции – книга увеличилась на треть из-за восстановленных фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям.
Читать было очень тяжело, очень сильно берут за душу воспоминания собранные в книге… Всё это было, было с нами, можно сказать с нашей страной, а мы ничего об этом не знали и боюсь не знаем до сих пор…А ведь мы так и продолжаем жить в этом мире как на пороховой бочке, человеческая жизнь обесценилась до минусовых значений, но осознание этого приходит только когда что-то в этом мире происходит, когда несём несметные потери…книга дает повод ещё раз об этом задуматься.
Эта книга все же вызвала двоякое ощущение. Зачастую принято рассматривать катастрофу как трагедию, в первую очередь, «человеческую». Книга-воспоминание участников тех событий: бывших жильцов Припяти, ликвидаторов... Самое грустное и страшное, пожалуй, содержится в первых страницах, где рассказывается о судьбах пожарных, рассказанных их женами.
А дальше, следует жизнь. Кто-то поехал от безысходности, кто-то из чувства долга, кто-то вспоминает хорошее, кто-то трагическое.
Во всяком случае, после прочтения этой книги, я уже не стала бы рассматривать все в черном цвете. Да, были пораженные, да были погибшие, было мародерство, продажность, предательство одних (и животных, и других людей), но ведь были люди, кто выполнял свой ДОЛГ, кто был честен даже в таких обстоятельствах. Впрочем, все как и в сегодняшней жизни.
Нет слов, только эмоции. Прочитала книгу за 2 дня, параллельно с сериалом от HBO Чернобыль. Я теперь понимаю, почему автор получил самую престижную премию мира, абсолютно заслужено! Такие книги должны быть в обязательной программе. Мы должны помнить, мы должны не допустить подобного ещё раз.
Для меня прочтение и осознание трагедии, Чернобыльской трагедии, стало каким-то внеземным и страшным откровением… Плачу… Потрясло до глубины души…
Всегда есть такие темы,касаться которых тяжело.И есть внутреннее сопротивление-я не хочу об этом.С позиции благополучного дня-все понятно.С позиции людей,пострадавших,погибших-читать нужно, чтобы помнили!У автора удивительная позиция-она как бы и не присутствует.Ведь диалог читателя происходит напрямую с очевидцами,ты сопереживаешь и переживаешь конкретным-невыдуманным людям и их историям,здесь вообще выдуманного ничего нет,тем страшнее правда,тем гениальнее и острее проза.Хроника будущего,которого нет…Прекрасное произведение,написанное беспощадным языком.
"Вышел утром в сад, чего-то не хватает, какого-то знакомого звука. Ни одной пчелы... Не слышно ни одной пчелы! Ни одной! Что? Что такое? И на второй день они не вылетели. И на третий... Потом нам сообщили, что на атомной - авария, а она рядом. Но долго мы ничего не знали. Пчелы знали, а мы нет. Теперь, если что, буду на них смотреть. На их жизнь"
Помните, у Толстого? Пьер Безухов так потрясён после войны, что ему кажется – он и весь мир изменились навсегда. Но проходит какое-то время, и он замечает за собой, что снова так же ругает кучера, так же брюзжит.
Что для нас жизнь? И что для нас свобода? Умеем о свободе только мечтать. Могли быть свободными, но не стали свободными. Опять не получилось. Семьдесят лет строили коммунизм, сегодня строим капитализм. Раньше молились на Маркса, теперь на доллар. Мы затерялись в истории.
Первая примета: где майских жуков и дождевиков нет – там сильная радиация.
Посмотрите на природу… У неё надо учиться… Природа работает, она самоочищается, помогает нам. Ведёт себя разумнее, чем человек. Она стремится к первобытному равновесию. К вечности.
Arvustused, 310 arvustust310