Maht 330 lehekülgi
2014 aasta
Легкие миры (сборник)
Raamatust
В сборник «Легкие миры» были включены лучшие повести и рассказы Толстой за последние десять лет. По традиции мастерица кружевного слога и колкого юмора, автор затрагивает самый широкий спектр злободневных тем. И делает она это с таким вкусом, стилем, невероятной любовью к русскому языку, что оторваться читателю будет сложно.
А еще это сборник от первого лица. Он автобиографичен, и для тех, кто мало знаком с жизнью самой Татьяны Никитичны, он будет настоящей находкой.
Купить и прочитать онлайн сборник «Легкие миры» вы можете на сайте litres.ru.
Дорогая Татьяна Никитична! Ну как вам удаются такие кружевные переплетения..? Книга тончайшая, изысканнейшая. что ни эссе, то шедевр! Ей-богу, даже отзыв неловко как-то писать… Растягивала удовольствие на неделю – специально делала всякую рутину днем с тем, чтобы вечером, когда все отстанут, почитать. Бальзам на сердце. Вот удивительно, живет же где-то человек и напишет слова, под котороыми ты готов трижды подписаться, да ещё и в такую тончайшую папиросную бумагу обернет – а вот даже и не подозревает о твоем существовании…
По себе знаю – как это сложно: писать о повседневном, простом, обыденном так, чтобы это было интересно не только посвященным, а вообще … любому человеку, не чуждому изящной словесности. Татьяне Толстой это удалось с особой легкостью. Не зря же сборник назван «Легкие миры». Его, кажется, можно читать с любого места. И не то чтобы «вкусно написано»))). Написано как раз так, чтобы каждый задумался о прочитанном, добавил своего опыта и ощущений и сам решил, когда и под что употребить.
Эта книжка – нечто среднее между сборником фейсбучных постов, лингвистических очерков, дневника бытовой мистики и магии и чего-то типа мемуаров, неожиданно, прямо посередине текста переходящих в художественную прозу. Этой последней в книге меньше всего, но это ни в коем случае не минус (не знаю, считается ли это за комплимент), потому что язык Татьяны Никитичны, по-византийски витиеватый и одновременно лёгкий уж очень подходит для формата таких как бы «постов» – я проглотил книгу за три дня.
Сборник понравился, Люблю читать Т. Толстую, нравится её стиль, образ мышления. Читая «Лёгкие миры», почувствовала себя более свободной и спокойной.
Моя любимая книга! Сколько в ней юмора! Часто перечитываю, смеюсь,стараюсь запомнить цитаты. Сейчас отдала книгу подруге,чтобы и она порадовалась,читая хорошую современную прозу. Татьяна Толстая пишет хорошим лёгким языком. (Как-то так)
Что есть русский народ?...
Это - Удаль, Долготерпение и Авось.
Это самое важное место на свете: нигде. Всякий должен там побывать. Там страшно, там пусто, там холодно, там нестерпимо печально, там оборваны все человеческие связи; и все твои грехи, все пороки, все лжи, все лукавства и двурушничества чередой выходят из летних ленинградских сумерек и смотрят тебе в лицо без осуждения, без сочувствия, а просто по факту, как есть. Вот мы. Вот ты. И это правильно. Так и должно быть. И с отвращением ты читаешь жизнь свою. И принимаешь решения.
У каждого человека есть ангел, он для того, чтобы оберегать и сочувствовать. Роста он бывает разного, смотря по обстоятельствам. То он размером с таксу – если вы в гостях или в толпе; то ростом с человека – если он сидит на пассажирском сиденье машины, в которой вы несетесь, крича и приплясывая; то разворачивается в свой полный рост – а это примерно как два телеграфных столба – и тихо висит в воздухе, вот как в такой душный и пустой вечер бессмысленного июля неизвестно какого года. Краем глаза при определенном освещении можно даже поймать слюдяной блеск его крыла.С ним можно разговаривать. Он сочувствует. Он понимает. Он соглашается. Это он так вас любит.Что дальше? – говоришь ему. – Что же дальше?Да, соглашается он, что же дальше.Любишь, любишь человека, а потом смотришь – и не любишь его, а если чего и жаль, то не его, а своих чувств – вот так выпустишь их погулять, а они вернутся к тебе ползком, с выбитыми зубами и кровоподтеками.Да, да, говорит он, так и есть.А еще люди умирают, но ведь это нелепость какая-то, верно? Они же не могут просто так пропасть, они же есть, просто их не видно, правда? Они, наверное, там, с тобой?Да, да, со мной, все тут, никто не пропал, не потерялся, все хорошо с ними.
Любишь, любишь человека, а потом смотришь – и не любишь его, а если чего и жаль, то не его, а своих чувств – вот так выпустишь их погулять, а они вернутся к тебе ползком, с выбитыми зубами и кровоподтеками.
А сегодня вышла завтракать немецкая семья: папа-мама и два мальчика лет восьми – десяти. Все четверо ели и пили в абсолютном безмолвии – мне даже захотелось протянуть руку и прибавить звук. На их лицах – я всмотрелась – было ровное, равнодушное доброжелательство, и а двадцать минут жевания ничего не произошло – ни замечания, ни улыбки, ни шутки. В какой-то момент один мальчик протянул руку и как бы слегка ущипнул другого, но я напрасно обрадовалась: тот никак не прореагировал. Не заметила я и других, невербальных способов коммуникации. Потом они так же молча синхронно встали и ушли.
И я подумала: вот пройдет лет сорок-пятьдесят, родители уже умрут, а эти мальчики состарятся, все хорошее будет позади, и они пойдут одиноко сидеть каждый в своем баре над своим грустным стаканом среди таких же достойных одиноких стариков и каждый, уважая великий европейский принцип невмешательства в чужую частную жизнь, так и промолчит до гроба. А ведь можно было бы скандалить с соседями, стучать палкой по батарее центрального отопления, писать письма в инстанции, отравлять жизнь молодым, навязываться с воспоминаниями о боях под Кенигсбергом и вообще куролесить вволюшку!
Нет, если бы кто-то почему-либо принуждал меня выбирать: ты с ними или с нами? – то я, протестуя, сопротивляясь и кочевряжась, все же, наверно, выбрала бы наш, хамский, теплый, болтливый и невыносимый способ прожить эту жизнь, только бы не слышать эту вежливую, глухую, ужасную тишину.
Opis książki
В книгу Татьяны Толстой «Легкие миры» вошли новые повести, рассказы и эссе, написанные в последние годы. Повесть, давшая название сборнику, была удостоена Премии Ивана Петровича Белкина (2013).
«В новой прозе Татьяна Толстая совершила революцию: перешла от третьего лица к первому. Сливаясь и расходясь с автором, рассказчица плетет кружевные истории своей жизни, в том числе – про любовь, как Бунин». (Александр Генис)
Arvustused, 46 arvustust46