Loe raamatut: «Организационная культура в детском саду. Тропинки к переменам», lehekülg 2

Font:

Потом мы будем говорить, что именно это самый эффективный способ знакомства с ПДД. Но пока главное в том, что дело действительно решено. И люди с разными изначально позициями теперь выходят на прогулку с единым решением, в котором они уверены.

И это открывает третий слой пирамиды, который Ленсиони называет «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»

Бывают и не такие идеальные ситуации. Порой невозможно найти единое согласованное решение и лидер команды принимает его сам. Но даже в этом случае все знают, что их мнение услышано и учтено, что решение это взвешенное и продуманное. Потому выходя с «совещания» они готовы его исполнять. Это общее дело, и я вместе с другими буду делать так, как решили. Делать от всей души.

…Размещать библиотеку возле игрового домика – не лучшая идея. Но остальные уверены, что из всех вариантов там сейчас будет удобнее всего. Мои предложения услышали, обсудили, но нашлись аргументы против. Будем делать возле домика. Для этого перевернём старый стеллаж, покроем фанерой, выкроим ковровое покрытие и изобретём полки. Кто придумал, тот пусть и делает? Нет. Я тут со всеми обрезаю ковёр и закрепляю полки, потому что это – общее решение и общее дело. А та, что за рулём, поехала за фанерой, хотя покупать решили не ту и не там, где она предлагала. (Когда через пару месяцев библиотека переедет в соседнюю комнату, я буду рада, но не буду ругаться за прошлое. Хорошо, что стеллаж заново носить не пришлось, он пригодился на прежнем месте).

Такие действия – не результат конформизма или страха, это плод доверия, открытого и часто конфликтного обсуждения идей, совместного принятия решений. Это уже похоже на идеальную команду.

Но для эффективных действий, говорит Ленсиони, нужен ещё один слой – ВЗАИМНАЯ ПОДОТЧЁТНОСТЬ

Что будет, если в один прекрасный день я не разрешу детям брать самокаты? Пропустят коллеги это «мимо ушей» или на ближайшей встрече обратят внимание? Если договорились о планёрках в 8.00, как отнесёмся к тому, кто занят другим в это время? Будем бояться обидеть друг друга, избегать неприятных разговоров или станем настаивать на исполнении договорённостей?

Взаимная подотчётность отличается от подотчётности руководителю. Мы ожидаем исполнения решений друг от друга. Мы можем спросить друг друга, всё ли получается. Важно также, что нет отдельных сотрудников, которым можно чуть больше или чуть меньше, чем другим, в силу каких-то особенностей характера. Неприемлемое называется неприемлемым. Правила игры прозрачны и одинаковы для всех.

Ошибки случаются и исправляются. Они не нарушают доверия и не срывают важное, так как команда рядом. Но ошибки, а особенно срывы, непременно становятся предметом обсуждения. С руководителем лично или в общем кругу – не важно; важно, что они не остаются без внимания.

Настойчивое неисполнение своих обязательств приведёт человека к выходу из команды; к сожалению, это тоже часть жизни коллектива. Как правило, в хороших командах в этих случаях всем очевидно, что другого варианта нет. Если даже решение принято руководителем единолично, то объяснение его лежит как раз в сфере взаимной подотчётности и не становится сюрпризом для других.

На вершине пирамиды ещё одна характеристика – «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ»

То, что мы сделаем, важнее того, какое признание или выгоду я получу в итоге.

Почему это важно? В хорошей команде мы должны быть уверены, что в сложной ситуации выберем дело, а не собственные амбиции. Дело не в том, как сильно я хочу быть Снегурочкой, а в том, кто из нас сделает это лучше. Не важно, чтобы мои оформительские таланты были признаны. Важно, чтобы на входе в группу все как будто правда попадали в море, ведь это тема нашей жизни сейчас. И все забыли, кто именно предложил сделать огромную змею и подвесить её к потолку. Но все страшно довольны тем, как она там смотрится. И гости могут больше восхищаться простой игрой помощника воспитателя, так как это не входит в её обязанности, чем гениальным экспериментом, который я придумала с детьми. Я думаю не об этом, а о том, что гости увидели сегодня то, что мы хотели им показать – бывает так, что в саду живут искренние взрослые и свободные дети, которым очень интересно вместе.

Не слишком ли идеальна картинка? Пожалуй, да, но именно к ней нам надо стремиться. Присматриваться к каждой характеристике работы команды и искать максимального её воплощения. Ведь именно так команда достигает высокие цели.

Такая культура делает сад местом свободы и ответственности. Так можно надеяться, что взрослые будут чувствовать свою ценность и доверять себе, а значит, смогут так же относиться к детям.

История 1. Как мы делали «Радугу»

Рассмотрим подробнее, при каких условиях группа дошкольных педагогов может стать командой? И каких эффектов в коллективе мы можем от неё ожидать?

В традиции подходов к командной работе основной критерий – наличие ясной цели. Должна быть известна и описана задача, решение которой требует объединения в команду.

Сразу или по ходу работы определяется образ результата и срок его достижения.

Команда предполагает также распределение ролей между всеми участниками и наличие лидера. Состав команды может меняться, если в процессе появляются новые задачи или обнаруживается неэффективность участников для их решения. Однако командная работа предполагает стабильный основной состав и стабильное распределение ролей в процессе достижения цели.

Регулярные встречи, совместная выработка правил и форм работы создают организационные условия работы команды.

В соответствии с этими признаками, рабочие группы по методическим разработкам и временные объединения по подготовке мероприятий вполне можно считать командами. Это хорошие примеры командной работы, однако ограниченные в типе задач и длительности существования. Такие команды дают «толчок» развитию сада, могут стать «прорывными», но не остаются двигателями надолго. Можно ли предположить или создать в обычном детском саду команды другого типа?

Для ответа на этот вопрос нужно сменить жанр текста и заняться мемуарами.

Идея сделать необычную группу в обычном детском саду появилась благодаря нескольким никак не связанным обстоятельствам. Исторические корни этого замысла можно описать так.

ЭКСКУРСИЯ. В 2000 году группа красноярских студентов и аспирантов отправилась в небольшой немецкий городок Куксхафен для обмена опытом в гражданском образовании. Большей частью поездка была посвящена работе города со школьниками и молодёжью по поддержке общественных инициатив, но почему-то экскурсии в два детских сада тоже стали частью программы.

В одном из садов (название которого уже не восстановить в памяти) и родились неизгладимые впечатления в душе молодой аспирантки, совсем не помышлявшей тогда о дошкольном образовании. Это именно впечатления, а не задокументированные воспоминания, детали могут быть искажены.

В одноэтажном здании с цоколем и небольшим двором, кажется, не было отдельных групп. Дети (около 40 человек?) начали утро в общем кругу, где их спросили о планах на день и каждый сообщил, чем планирует заняться сегодня. Взрослые, которых было не меньше четырёх, планы зафиксировали в своих блокнотах. После дети разбрелись кто куда. Одни во двор, где можно лазать по деревьям, играть с ящиками и тканями, колёсами и досками. Другие рисовали. Книги, конструкторы, игры, много разного происходило одновременно и в разных частях помещения. Кто-то спустился в цоколь, где обнаружилась столярная мастерская, и доделывал машины на колёсиках, забивая гвозди, подпиливая колёса, гордо въезжая потом в общую группу с самодельными машинами.

Взрослые периодически заглядывали и во двор, и в столярку, но находились там далеко не всегда. Девочка лет шести попросила помочь с гвоздями, чтобы закрепить кузов машины. Педагог живо откликнулся на просьбу, показал на других брусках, как это делается, и вручил инструмент обратно девочке, подсказывая, как делать. С такой поддержкой девочка не сразу, но справилась с задачей. Взрослый удалился ещё до того, как она закончила, как только стало понятно, что способ ей ясен. Шок.

Оказалось, что организованный сон не предусмотрен, так как дети находятся в саду максимум до 16.00. Зато есть мягкая комната (скорее уголок комнаты) за шторками и с матрасами, где в любое время можно полежать в тишине, и, наверное, вздремнуть. Там отдыхало несколько человек. Не совсем в тишине, но спокойно. Шок.

В обеденной зоне в удобное для себя время дети доставали контейнеры с ланчем из дома и кушали. Большой шок.

Вместе с тем, утром на кругу взрослые выдали некоторым детям «билетики» – это приглашение на то, что мы бы назвали занятием. И в определённое время всех приглашённых собрали в зале на ковёр для длинного, но интересного занятия по здоровому питанию. Кто-то пришёл сам, кого-то поискали по саду и напомнили, что пора. Индивидуально подошли и напомнили. Ни тебе «звонков», ни общей трубы…

После занятия мы покинули сад. Не было обсуждений педагогической концепции, организационных вопросов, специальной экскурсии по помещению. Мы только смотрели, чаще не понимая язык. Но эти два-три часа наблюдений и ощущение нормальной дошкольной жизни впоследствии изменили многое.

«УПЛОТНЕНИЕ». Дефицит мест в красноярских детских садах заставил администрацию города искать возможности для открытия групп в самых разных помещениях. Здания детских садов, отданные когда-то за ненадобностью под самые разные организации, теперь переоборудовались обратно.

Центр дополнительного образования гимназии «Универе» располагается в здании бывшего ведомственного детского сада. Здесь учится четыре класса начальной школы, работают Литературный лицей, Художественная школа, занимается «Театр Танца». Здесь же расположены экологическая и химическая лаборатории для старшеклассников.

Дошкольная ступень гимназии – детский сад «Журавушка» – расположен в другом здании. В начале «уплотнение» коснулось только его. Из 9 групп стало 12, благодаря не только возвращению групп в былые квартиры для сотрудников, но и ликвидации изостудии и методического кабинета. С увеличением списочного состава в каждой группе сад стал совсем большим.

Но очередь не сокращалась, поэтому было принято решение оборудовать две новые группы в здании Центра дополнительного образования. Так у детского сада «Журавушка» появился «филиал» на две группы. В здании есть пищеблок, музыкально-физкультурный зал, вполне достойные условия. Группы из нашей истории расположены на втором этаже, с отдельным входом с улицы. Обособленные, набравшие по 26 детей трёх лет, они и жили практически в автономном режиме до 2014, выпускного года.

Что будет в этих помещениях на следующий год? Можем ничего не менять, набирать малышей и жить двумя группами с родителями, страдающими от того, что не попали в основной корпус – в «нормальный детский сад». С рисками изначального недовольства и с гарантией несоответствия общей культуре сада, где уже взят курс на развитие инициативности, гибкую среду для детей и максимальное расширение возможностей для разных видов детской деятельности. Курс этот очевидно требует множества коопераций, совместных проб и обсуждения проб «здесь и сейчас», а в автономных, отдалённых группах, это весьма проблематично.

Альтернатива – придумать что-то такое, ради чего пойдут в «филиал» дети и родители, придумать то, чего нет и невозможно сделать в других условиях. Этот вызов и бросила сама себе управленческая команда «Журавушки».

ДВЕРЬ. Именно она – главный герой истории. Между помещениями групп есть дверь. Из спальни одной группы можно сразу попасть в приёмную другой. Без лестниц, без коридоров. Пока она всегда закрыта и загорожена кроватями-кабинками. Но сколько возможностей таит в себе эта дверь! Если её открыть и посмотреть на обе группы целиком, то перед нами будет помещение из 4-х комнат, двух приёмных с кабинками, двух кухонек и туалетов. Помещение в 140 квадратов, с игровыми на 52 квадратных метра каждая, что путём простой СанПиновской арифметики позволяет скомплектовать туда 52 ребёнка.

Vanusepiirang:
0+
Ilmumiskuupäev Litres'is:
22 juuli 2024
Kirjutamise kuupäev:
2024
Objętość:
134 lk 57 illustratsiooni
ISBN:
978-5-98368-194-1
Õiguste omanik:
Образовательные проекты
Allalaadimise formaat:
epub, fb2, fb3, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip

Selle raamatuga loetakse