Maht 60 lehekülgi
2017 aasta
О тирании. 20 уроков XX века
Raamatust
Есть ли что-то общее между Германией 1933 года и Америкой, избравшей президентом Дональда Трампа? В книге Тимоти Снайдера “О тирании” такое сопоставление не выглядит натяжкой. Автор призывает прислушаться к урокам минувшего века и с их помощью предотвратить скатывание к диктатуре в нынешнем. “Мы не мудрее европейцев, которые видели, как демократия уступает фашизму, нацизму и коммунизму в XX веке, – пишет Снайдер. – Наше единственное преимущество в том, что мы можем учиться на их опыте. И сейчас для этого самое время”.
Тимоти Снайдер – один из ведущих американских историков, широко известный в Европе, о которой написано большинство его работ. Его знаменитая книга “Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным” (2010) вызвала широкую полемику и была удостоена множества престижных наград, включая премию имени Ханны Арендт за вклад в политическую мысль.
Потрясающая книга. Автор коротко и точно описывает вызовы, с которыми столкнулись демократии 21 века, оценивает вклад современных диктатур в развитие кризисов в США и Западной Европе.
Автор, как и миллионы людей в XXI веке, прекрасно разбирается в пандемиях века ХХ. Все тирании, а именно ими были и остаются фашизм, нацизм, коммунизм и «измы», в сухом остатке ведут к миллионным жертвам, деградации человека и общества.
Эту небольшую книгу можно спокойно прочитать за один час. Автор предлагает читателю двадцать уроков XX века, «адаптированных к сегодняшним обстоятельствам».
В принципе, чтобы получить представление о предлагаемых автором уроках, достаточно просмотреть название глав. Среди методов противостояния тирании - пытливый ум, защита общественных институтов, вера в существование истины, участие в благих делах и умение отважно не терять присутствия духа, когда происходит, казалось, немыслимое. Тимоти Снайдер в тезисной форме приводит привычки, которые нужно развивать и практиковать, чтобы защитить себя и свою страну от попадания в ловушку тирании. Так, он указывает на поначалу небольшие изменения, которые являются симптомами тирании и авторитаризма. Среди них разговоры об усилении безопасности и манипуляции страхом населения перед террором, «реальным, фальшивым и сомнительным». Он предлагает несколько рекомендаций на случай, если худшие сценарии начинают претворяться в жизнь (опять же, смотрим заголовки глав). Каждый из этих уроков мог быть отдельным постом в соцсети. Отсутствие глубины компенсируется звонкими цитатами.
История не повторяется, но она учит [иногда, прим. авт.].
История может знакомить с фактами — и предостерегать.
О важной роли символов автор пишет: Сегодняшние символы становятся завтрашней реальностью. Не проходите мимо свастики и других символов, выражающих ненависть к людям. Не отводите взгляд, не привыкайте к ним.
Снайдер подчёркивает значительную роль риторики. Слова и фразы, которые с регулярностью транслируют мейнстримные СМИ, как правило, говорят о многом. К речам людей, наделённых большой властью, нужно прислушиваться. Клише «из телевизора» могут стать основой для действий. Слова, многократно повторяемые, даже если оратор сам в сомневается в их подлинности, часто незаметно перетекают в дела. Следите за употреблением слов «экстремизм» и «терроризм». Будьте бдительны, когда слышите о «чрезвычайном» и «исключительном» - это опасные понятия. Возмущайтесь, когда манипулируют патриотическим словарём. ... Те, кто уверяет вас, что безопасность можно получить только в обмен на свободу, как правило, хотят лишить вас и того и другого.
Автор опровергает два опасных мифа - миф о «конце истории» (политика вечности) и т.н. политику неизбежности (история якобы может двигаться только в одну сторону). Первый подход опирается на мифологизированное прошлое, что мешает конструктивным размышлениям о будущем. Популисты любят «вечную» парадигму.
Политике вечности присуща тоска по моментам прошлого, которых в действительности никогда не было в те чудовищные по сути времена. Политики этой парадигмы преподносят нам прошлое как огромный, затянутый туманом двор, где высятся неясные памятники национальной жертвенности, одинаково далекие от настоящего, одинаково подверженные манипуляциям. Каждое обращение к прошлому как будто подразумевает посягательство какого-то внешнего врага на чистоту нации.
Политика неизбежности подразумевает, что в будущем продолжатся известное нам расширение глобализации, углубление человеческих знаний и в целом рост благосостояния [свежо предание, а верится с трудом, прим. авт.]. Оба нарратива очевидно антиисторичны. С одной стороны, история и не думала заканчиваться. С другой, нет ничего неизбежного или предрешённого, будущее может сильно отличаться от настоящего.
Если политика неизбежности подобна коме, то политика вечности напоминает гипноз: мы всматриваемся в закручивающуюся воронку циклического мифа, пока не впадаем в транс, — а затем по чьему-то указанию совершаем нечто чудовищное.
Обе эти парадигмы, неизбежность и вечность, являются антиисторическими. Единственное, что их разделяет, — это сама история. История позволяет нам видеть закономерности и выносить суждения. Она набрасывает для нас контуры тех структур, внутри которых мы можем стремиться к свободе. Она обнаруживает моменты, каждый из которых отличается от других, но не является до конца уникальным. Поняв суть одного момента, вы увидите, как можно участвовать в создании другого. История позволяет нам быть ответственными: не за все, но хотя бы за что-то.
Автор акцентирует внимание на том, что нет никаких гарантий непрерывности демократического устройства общества. Разрыв ровной линии возможен в разных точках. История XX века знала примеры, когда демократия уступала фашизму, нацизму и коммунизму. От скатывания в авторитаризм не застрахована ни одна страна. Полагать обратное - означает допускать мысль о своего рода превосходстве одних народов над другими, что не только нелепо, но и опасно.
Автор рекомендует литературу политической и исторической направленности. Упомяну «Язык Третьего рейха» Виктора Клемперера, «Истоки тоталитаризма» Ханны Арендт, «Бунтующий человек» Альбера Камю, «Порабощенный разум» Чеслава Милоша , «Груз ответственности» (The Burden of Responsibility) Тони Джадта , «Обычные люди» (Ordinary Men) Кристофера Браунинга и «Всё неправда и всё возможно» (Nothing Is True and Everything Is Possible) Петра Померанцева.
И последнее. Книга содержит много отсылок к Дональду Трампу, хотя имя его ни разу не называется. Поскольку сегодня конкретно это не кажется актуальным, я не стала останавливаться на этом в рецензии. Тема популистского авторитаризма по-прежнему на повестке дня. Свобода и права – это постоянная работа, а не однажды заслуженная привилегия.
Один из ключевых и универсальных выводов-предостережений книги - нельзя попадать в ловушку популистов и мифа о сильном лидере, который, как в известной песне Владимира Высоцкого, «всё за нас решит».
Начнем с минусов.
Эта книга (сборник эссе, памфлет, сборник постов в соц.сетях) имеет одну единственную цель - раскрыть глаза современных соотечественников-американцев на политические приёмы Того-Чьё-Имя-Нельзя-Называть. То есть Трампа. Он в книге именуется исключительно как президент, но это вряд ли от избытка уважения. Поэтому эта книга носит слишком актуальный характер в плохом смысле этого слова. К сожалению, она очень актуальна сегодня и в хорошем смысле этого слова, но это уже не "заслуга" автора. Цель книги - сравнить поведение Трампа с политикой других тиранов из прошлого и настоящего.
Другой недостаток этой книги заключается в ограниченности приводимых примеров и в их некорректности для моего, исторически неподкованного ума. Пространственно-временных примеров (тирании, напоминаю) всего три - большинство примеров из третьего рейха, остальные из СССР тридцатых-сороковых годов и современной России. Мне показалось свинством отождествление (именно так, а не сравнение) автором нацистского и коммунистического режима. Почитал о Тимоти Снайдере в Википедии. Действительно, даже профессиональные историки пеняют ему за столь агрессивную позицию.
Теперь о плюсах.
Если вы сможете абстрагироваться от перечисленных недостатков (думаю, не все смогут), то достоинства этой книги обязательно порадуют вас.
Во-первых, она коротенькая. А поскольку ко мне применимы многие из описанных авторов примеров современного безответственного существования, то малый размер книги и её незамысловатый формат явился для меня серьёзным плюсом.
Во-вторых, эта книга заставляет задуматься о ежедневных поступках и мелочах. Она поможет немножко лучше понять себя. Как маленькая трусость превращается в большое предательство? Как лёгкое попустительство выводит на путь, из которого нет возврата. Книга поможет лучше понять других. Какие слова часто используются тиранами и что за ними стоит?
Книга эта не художественная, но и далеко не научная. Поэтому я, не мудрствуя лукаво, просто банально перечислю названия глав и кое-какие (иногда вырванные из контекста) цитаты из них. Надеюсь, кого-то заинтересует.
1. Не подчиняйтесь заранее ...Первые неосмотрительные жесты конформизма очень быстро становятся необратимыми..... 2. Защищайте общественные институты Ошибочно считать, что правители, пришедшие к власти благодаря институтам, не смогут поменять или разрушить эти самые институты — особенно если именно это они и обещали сделать. 3. Опасайтесь однопартийного государства ...Но демократии, возникавшие после Первой мировой войны (а также после Второй), часто рушились, когда одной партии удавалось захватить власть посредством выборов и переворота в той или иной комбинации. Партия на волне успешной победы на выборах либо движимая своей идеологией (либо и то и другое вместе) может изменить систему изнутри..... 4. Отвечайте за то, как выглядит мир Сегодняшние символы становятся завтрашней реальностью. Не проходите мимо свастики и других символов, выражающих ненависть к людям. Не отводите взгляд, не привыкайте к ним. Уничтожайте их сами и подавайте другим пример поступать так же..... 5. Помните о профессиональной этике ...Профессиональной этикой до́лжно руководствоваться именно тогда, когда нам говорят, что настала чрезвычайная ситуация. И тут ни в коем случае нельзя просто выполнять приказ. Если члены профессионального сообщества начнут смешивать свои этические принципы с сиюминутными эмоциями, они могут обнаружить, что говорят слова и совершают поступки, прежде невообразимые.... 6. Опасайтесь вооруженных формирований ...Чтобы насилие смогло изменить не только атмосферу, но и систему, достаточно сделать дух предвыборных митингов и идеологию «исключения чужих» частью подготовки вооруженных гвардейцев. Тогда они сперва бросят вызов полиции и военным, затем проникнут в ряды полиции и военных и наконец трансформируют полицию и военных.... 7. Если вы вооружены, задумайтесь ...Если вы носите оружие по долгу службы, да хранит вас бог. Просто знайте, что в прошлом силы зла не раз привлекали на свою сторону солдат и полицейских — в один прекрасный день те обнаруживали, что заняты не самыми благовидными делами. Будьте готовы сказать «нет».... 8. Сопротивляйтесь ...Кто-то должен сопротивляться. Легко следовать за кем-то. Можно испытывать неловкость, когда приходится говорить или делать что-то отличное от других. Но без этой неловкости нет свободы.... 9. Будьте внимательны к своему языку ...Когда мы повторяем те же слова и фразы, что появляются в ежедневном медиапотоке, мы соглашаемся с отсутствием более широких рамок. Чтобы такие рамки возникли, нужно больше идей, а для того чтобы появилось больше идей, нужно читать. Поэтому изгоните экраны из своей комнаты и обложитесь книгами. Герои Оруэлла и Брэдбери не могли себе этого позволить — но мы пока еще можем.... 10. Верьте в истину ...Пренебрежение фактами есть пренебрежение свободой. ... 11. Расследуйте ...Именно способность распознавать факты делает человека личностью, а наше коллективное доверие общему знанию делает нас обществом. Личность, которая расследует, — это гражданин, который строит.... 12. Смотрите в глаза и обменивайтесь любезностями ...Не растерять старых друзей — это политика последней надежды. А завести новых — это первый шаг на пути к переменам.... 13. Практикуйте политику телесности ...Протест может организоваться через соцсети, но ничто не становится реальностью, пока не выльется на улицы. Если тираны не видят последствий своих действий в трехмерном мире, ничего не меняется..... 14. Выстраивайте свою частную жизнь ...Тоталитаризм устраняет различие между частным и общественным не просто для того, чтобы сделать личность несвободной, но и чтобы отвлечь все общество от нормальной политики и увлечь теорией заговора. Вместо того чтобы устанавливать факты или интерпретировать их, мы соблазняемся идеей скрытой реальности и тайных заговоров, которые объясняют все происходящее..... 15. Участвуйте в благих делах ...Но важный элемент свободы — это выбор союзников, а важный способ защиты свободы — это активная поддержка группой своих членов. Именно поэтому мы должны вовлекать в деятельность, важную для нас, наших друзей и близких. Эта деятельность необязательно должна быть политической... 16. Учитесь у соседей из других стран ...Поскольку столь многое из произошедшего с нами за последний год знакомо остальному миру по недавней истории, мы должны внимательно наблюдать и слушать.... 17. Обращайте внимание на опасные слова ...Но когда нас пытаются убедить, что нужно отказаться от свободы во имя безопасности, следует насторожиться. Нет никакой необходимости выбирать что-то одно. Иногда мы в самом деле приобретаем одно в обмен на другое, но не всегда. Те, кто уверяет вас, что безопасность можно получить только в обмен на свободу, как правило, хотят лишить вас и того и другого. 18. Не теряйте при сутствия духа, когда происходит немыслимое ...Минутное смятение обеспечивает вечную покорность — вот тот урок, который тираны вынесли из поджога Рейхстага. Для нас урок состоит в том, что естественный страх и горе не должны позволить разрушить наши институты. Смелость не означает отсутствия страха или горя. Смелость заключается в способности сразу распознать признаки управления посредством террора и в готовности противостоять ему, причем сразу после террористической атаки, ровно тогда, когда это сложнее всего.... 19. Будьте патриотами ...Националист скажет, что «здесь такое невозможно», — и это будет первым шагом на пути к катастрофе. А патриот скажет, что возможно — но мы это остановим. 20. Будьте отважны ...История позволяет нам быть ответственными: не за все, но хотя бы за что-то. Польский поэт Чеслав Милош считал, что такое понятие ответственности помогает справиться с одиночеством и безразличием. ...
В эпилоге ещё есть интересное объяснение двух, часто используемых тиранами, парадигм - вечности и неизбежности. Обе производят историческую подмену. Парадигма вечности обращает взор человека к истории прошлого, которого никогда не было, для поддержания политики настоящего и будущего. Это политический гипноз. С другой стороны, существует парадигма неизбежности, рисующая настоящее как бесспорный и естественный шаг в единственно правильное будущее. Всё идёт по заранее определенному курсу, нет смысла вникать в детали. Это политическая кома.
Спорная и невеселая книга. Но лучше всё-таки иногда спорить и грустить, чем радостно со всем соглашаться.
Главное - не принимать эту книгу за исторический нон-фикшн. Это публицистика чистой воды, жесткий памфлет на злобу дня для конкретной аудитории - американцев - про конкретную политическую ситуацию, которая развивается прямо на их глазах при их непосредственном участии.
Посыл Снайдера прост: проблемы Америки не уникальны и опыт других стран поможет их решить. В первую очередь, он имеет в виду историю Европы первой половины двадцатого века, во вторую - историю Восточной Европы прямо сейчас. Иными словами, Снайдер напоминает: риторика и способы управления, которые продвигает Трамп, характерны и для авторитарных/тоталитарных режимов 1920х-40х, и для авторитарных режимов в странах Восточной Европы; потому бороться с ним нужно, перенимая опыт тех, кто столкнулся с тоталитаризмом в прошлом веке - Ханна Арендт, Виктор Клемперер, Гавел, Колаковский - и авторитаризмом в нынешнем (в пример ставится, например, противодействие российским фейкам вроде распятого мальчика).
Исторический материал, собранный Снайдером, играет инструментальную роль - это иллюстрации, которые должны подтвердить его правоту. И подтверждают: подход Виктора Клемперера действительно применим для анализа риторики Трампа (ни разу не упомянутого по имени, везде - лишь the president), а параллели между Европой 1920х-30х и нынешними проблемами США и Европы работают прекрасно.
Но обязательным чтением книгу делают не отсылки к истории. Снайдер не просто анализирует положение вещей - он составил памфлет из двадцати правил, которым должен следовать ответственный гражданин, желающий сохранить трезвость ума в вывихнутом веке. Все они вполне пригодятся человеку для борьбы с демагогией и авторитаризмом независимо от того, американец он, венгр, поляк, белорус или русский.
Arvustused, 14 arvustust14