Tasuta

Высотный шторм

Tekst
Märgi loetuks
Šrift:Väiksem АаSuurem Aa

Художник обладал литературным даром и в своих автобиографических произведениях описал путешествия по Туркестану, Средней Азии, Индии, Америке. «Много передумал и пережил, – писал Верещагин, – за одинокие странствия во всех, кроме Австралии, частях света. Собрал массу заметок, до сих пор не разобранных, и еще большее количество костюмов и предметов этнографии, все в намерении писать картины, издавать книги и проч. Перечень всего написанного решительно не могу представить».

Исследуя наследие художника, я ознакомился с его зарисовками «Семеновский мост на реке Чу» в Боомском ущелье, этюдами и картинами «Внутренность юрты богатого киргиза», «Проход Барскаун», «Перекочевка киргизов», «Киргизские кибитки в долине реки Чу», «Киргизка», «Киргиз», но нигде не встретил описание встречи с Байтиком-баатыром. И решил выслушать мнение уважаемого мною журналиста, публициста Амирбека Усманова. Вот что он пишет: «Улукбек агай, утверждение некоторых лиц о том, что на картине Верещагина «Богатый киргизский охотник с соколом» изображен Байтик-баатыр, неверно. Так как в автобиографической книге «Из путешествия по Средней Азии» В. В. Верещагин (Очерки, наброски, воспоминания. СПб., 1883) не пишет о своей встрече с Байтиком Канаевым. Будучи студентом, я исследовал историю этой картины. Тогда она экспонировалась в Русском музее. Ученый секретарь Русского музея сказала мне: кто изображен на картине, неизвестно, и художник не оставил письменных свидетельств о лице на картине. А по мнению профессиональных художников, вероятнее всего, позировал европеец».

Пора и нам в путь, последовать примеру неутомимых путешественников, увековечивших свои имена в памяти потомков. Встречные туристы делились своими впечатлениями, упорство мы ставили им в пример и славили, были и те, которые нас предостерегали от подъема. Погода постепенно портилась, и это настораживало, при наборе четырех тысяч метров моросящий дождь перешел в мелкую крупу. Песчаная тропа, ведущая к пику Комсомолец, вклинивается в снежники (неподвижное скопление снега в местах, защищенных от ветра и солнца), стопа то и дело соскальзывает, здесь очень пригодились бы кошки.

Пик Комсомолец (4204 м), август 2019 года. Автор снимка – Сергей, фотография из личного архива


Глава XIV
Долина Сары-Озон Чуй (Золотая долина)

На вершине ветрено, зябко, облака цепляют скальные выступы (мы достигли горизонта), взгляд охватывает долину Сары-Озон Чуй. Ее пронизывают две водные артерии – река Чу и рукотворный Большой Чуйский канал. Долина изрезана каналами, искусственными водоемами, источниками, пригодными для питья, бьющими еле заметными толчками сквозь зеленую траву из-под земли.

Вдоль Золотой долины с востока на запад от Боомского ущелья до города Тараз тянется цепь Кыргызского Ала-Тоо, один из горных хребтов внутреннего Тянь-Шаня. Сложен он преимущественно осадочными и метаморфическими породами и порфиритами, гранитами. Взгляд по оси хребта упирается в остроконечные вершины и гребни высокогорий, курчавые скалы или бараньи лбы, которые прерываются каньонами, однако встречаются монолитные стены, контрфорсы, ребра. Царство камней, снега, льда. Северный склон более пологий и длинный, чем южный. На склонах до высоты 2500 метров – степи, леса (ель, арча), выше – субальпийские и альпийские луга. На западе и в средней части долина представляет собой почти плоскую равнину, заметные уклоны отмечаются лишь вблизи предгорий.

Шоссе Бишкек – Ош пролегает через Сосновку, зигзагами круто вверх, к перевалу Тоо-Ашуу (Верблюжий Перевал), пересекает часть кыргызского хребта. Путешественники там, как правило, останавливаются размяться, внизу, до горизонта, простирается живописная Суусамырская долина с одноименной рекой, оправленная вершинами гор, покрытых вечными снегами, с ущельями и нитями небольших речушек. Все перечисленные природные полотна, одно краше другого, неповторимы, самобытны и уникальны. К востоку серебристая лента автомобильного шоссе слегка поднимается, при подъезде к Боомскому ущелью – ровно настолько, чтобы едущим велосипедистам приходилось привставать в седле.

«Добрый день, – приветствует меня по мобильному телефону прежний сослуживец Павел Морозов. – Возвращаюсь из Москвы в скоростном поезде домой в Питер. Читаю ваше описание природного парка, оно было ранее опубликовано, в нем все прелести и краски, сказочные красоты, приятные глазу. Желаю вам добра и благополучия!»

Делюсь с Павлом маятниковыми погодными отклонениями, пейзаж меняет краски, некоторые из них – темных, суровых тонов.

Нагромождение скальных пород отвесным обрывом повернуто в сторону Золотой долины, наш путь лежит на запад, он будет казаться легкой прогулкой до соколиных владений. Спуск с вершины по каменистым тропам изматывает путешественников, но прежде чем добраться до него, мы оставим позади огромное количество каменистого материала. Основная масса его под действием веса и размыва переносится в нижние части склонов гор, оставаясь там в виде каменистых осыпей, иногда значительных объемов. Минуем перевал Фиолетовый, название он получил благодаря цвету камней. Осыпи теперь встречаются все чаще. Скоро достигаем прежнего места обзора, мой спутник печально отозвался о каменистой тропе и выразил готовность предпочесть подъем спуску.

– Сергей, – обратился я к напарнику. – Во избежание нудной, малоприятной процедуры, которая может омрачить впечатление о сегодняшнем походе, мы воспользуемся опытом, которым меня одарил Дима Греков. Пару лет назад мы ходили этими тропами. Он называет его «лифтом»: довольно остроумное изобретение, по комфортабельности близкое к знакомому нам в быту подъемнику, только работающее в одном направлении и весьма простое в исполнении. Шагая по мелкой массе щебня, плавно скатываешься к основанию горы.

– Я начинаю шагать по гравию, – предварительно наставляю я напарника. – Разбежка между нами желательна метров десять, поспешность исключается. При этом неукоснительно соблюдаем правило: оберегать нижеследующего от камнепада.

Впоследствии этот прием я многократно применял при сбросе высоты в предгорьях пика Ленина. Гравийный ручей течет вместе со мной, ровно до того места, где его прерывает гранитный уступ, обход которого требует затрат времени и энергии. Значительная потеря высоты, и мы на извилистой тропе, отсекающей часть альпийского луга.


Камень «Разбитое сердце». Август 2019 года. Фотография из личного архива


Очередной привал совпал с отдыхом сибирских туристов, они намеревались в предстоящие дни повторить наш маршрут, затем посетить вершины на леднике Ак-Сай, молодые, задорные, планов громадье. Сергей с группой студентов сразу нашли общую тему в разговоре и опередили меня: мой неспешный шаг не застал их у камня «Разбитое сердце».

Остановился, передохнул, разговорился с двумя альпинистами из Казахстана, они только что вернулись с Южного Иныльчека. Мужчина с обмороженными губами и прелестная леди. Несколько дней назад там бушевала стихия, и лагерь был заблокирован на неделю, трое альпинистов из Казахстана взошли на вершину Победа. Возвращаясь в базовый лагерь, попали под снежную лавину. Последний раз вышли на связь на высоте 6900 метров и сообщили о том, что палатки и снаряжение унесло ветром. Вертолет дважды поднимался в воздух для обследования предполагаемого района, где пропали альпинисты. Поиски закончились безрезультатно, так как в горах сошло несколько лавин и в этом районе все покрыто снегом. В тот момент мы еще не знали об их гибели, но предположения были неутешительными, наш печальный диалог соответствовал названию камня. Они держали путь к хижине Рацека, а мне рукой подать до пункта назначения.

Неторопливый шаг совсем замедлился, более двадцати километров позади, то и дело тех, кто попроворнее, пропускаю. Вот навстречу мне молодая семейная пара, мужчина, улыбаясь, слегка коснулся моего левого плеча, явно намекая на мой почтенный возраст. С ними мальчик, предположительно ровесник моей внучки, которой в этот день исполнилось десять лет. Вслед за ними две девушки и юноша, одна из них предлагает сфотографироваться на память и уточняет мои годы.

– Моему папе чуть более пятидесяти, – делится встречная, – однако убедить его составить мне компанию во время прогулки по природному парку не удается.

– Он у вас совсем молод, его возраст достиг рубежа моего сына. Примените педагогический опыт, – о ее профессии я узнал ранее, – и методом от простого к сложному приобщайте к прогулкам. Главное – добиться бракоразводного процесса с диваном.

Мне в затылок дышит резвый молодой человек, все как в жизни, молодым везде у нас дорога… Его движения стремительны, выверены, ловкие, одна нога не успевает касаться земли, вторая уже на взлете. Элегантно, красиво, свободно. Молодые бегут, торопятся все попробовать… Чтобы увидеть прекрасное, нужно остановиться, а им некогда. Только в старости, когда понимаешь, что спешить уже некуда, начинаешь смотреть по сторонам и видишь прекрасное: молодых и немолодых женщин, пейзажи, на которые можно смотреть часами, забавных детей (внуков поэтому любят больше, чем детей). Старость… Она подходит к нам крадучись, сзади, прикроет нам глаза своими ладонями, и мы не сразу угадаем, кто это. Ее мягкие шаги уже к нам приближаются…

…Постепенно тропа теряет крутизну, кустарник отступает, появляется широкий просвет, который вписывается в асфальтированную дорогу, а там и стоянка автомобиля. Переобуваюсь, отдыхаю, привожу себя в порядок, неторопливо пью воду.

Юноша, назову его Арген, мы с ним уже встречались при очередном восхождении, обращается ко мне:

– Байке (старший брат), я вас поджидаю, могли бы вы меня подбросить до Бишкека?

Мне это не составляло труда. Во время поездки Арген охотно рассказывает о себе, своей семье, учебе в университете. Он является единственным кормильцем, жена воспитывает двух малолетних детей, мать занята по хозяйству, отец проживает отдельно.

 

– А чем тебя увлекают горы? – интересуюсь я.

Он делится, что зарабатывает доставкой груза к хижине Рацека и домику Димы Грекова. Я уточнил: это работа сезонная, а чем ты занят в остальное время года? По образованию Арген экономист, но по специальности не мог найти подходящую работу, чтобы содержать семью, и ему пришлось организовать бригаду по переносу груза. Его трудовую деятельность можно отнести к работе фрилансера. Рынок фриланс-услуг в настоящее время популярен в Европе и стремительно развивается во всем мире, привлекая все новых участников как со стороны исполнителей, так и со стороны частных лиц и организаций, готовых к внештатному сотрудничеству на удаленной основе. Мне приходилось пользоваться услугами «свободных художников» в быту – чтобы восстановить электросеть, исправить компьютерную технику. Мой собеседник хотел найти работу в сфере финансов или консультационных услуг. То, что он находится в поиске и на очередном этапе смог сплотить сверстников, занять их полезной работой, – признак лидерских качеств. Постепенно они найдут приложение в предпринимательстве или службе по специальности.

Случайные встречи с неизвестными людьми часто располагают к откровенности, они ни к чему не обязывают и, как правило, не повторяются. Поэтому собеседники бывают искренними, им не нужно изображать кого-то, чтобы защититься от окружающих или поразить их воображение. Им не приходит в голову, что они должны что-то скрывать. Они открыто проявляют свои чудачества, потому что не знают за собой ничего чудного.

Наша беседа исчерпала себя по прибытии в пункт назначения. Какова судьба моего случайного знакомого? Думаю, успешная, ведь помимо целеустремленности и трудолюбия у него в союзниках молодость.

Мои походы к горным вершинам закончились по разным причинам, прежде всего возрастным. Старость подступила вплотную, итоги бытия – тема весьма сложная и болезненная для многих. Она покрыта налетом неизбежности и необратимости. Она страшит, но именно эти мысли и чувства заставляют пересмотреть многие взгляды на жизнь. Понять свои тревоги. Нет людей, равнодушно относящихся к зрелым годам. Кто-то этого возраста боится, кто-то пытается даже не думать об этом, кто-то всеми правдами и неправдами пытается этот возраст оттянуть, а кто-то понимает его неизбежность и просто строит планы.

Считается, что на склоне лет уже ничего интересного нет. Но отсутствие интереса не зависит от возраста, а насыщенный и разнообразный досуг – личный выбор каждого, невзирая на годы.