Maht 323 leheküljed
2011 aasta
Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю (сборник)
Raamatust
Умберто Эко (р. 1932) – выдающийся итальянский ученый-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель, автор хорошо известных русскому читателю романов «Имя Розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1995) и «Пражское кладбище» (2010). Сборник «Сотвори себе врага» имеет подзаголовок – «тексты по случаю», так как в него вошли эссе и статьи, написанные «по заказу» – для тематических журнальных номеров или на основе докладов на конференциях, посвященных разным областям знаний, а также статьи остро полемического характера… Разные «случаи» – разные темы. Почему людям нужно непременно создавать себе врага? Когда появляется душа у человеческих эмбрионов? Как технический прогресс меняет суть и задачи дипломатической службы?
Нередко эти тексты носят шутливый или пародийный характер, то есть писал их Эко, желая развлечь как себя самого, так и читателей.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
… Эко, как обычно, молодец. Удивителен не только кругозор (в сборнике статьи об огне, Джойсе,эмбрионах, «Викиликс» и многом другом), но и умение автора писать легко о сложном – в этом Эко чем-то похож на Льва Гумилёва. Или Гумилёв на Эко. Некоторые тексты читаются легче (например, статья о «Викиликс»), некоторые требуют терпения и определённой подготовки (как эссе об огне). Книга интеллектуальная, но без занудства. Поэтому если Вам нравится читать, как рассуждают настоящие интеллектуалы о посторонних предметах – смело берите, разочарованы не будете.
То, что ещё когда-то издатели не ограничились выпуском только художественных произведений Эко, это очень хорошо. Ещё Симпозиум, а теперь и Эксмо, знакомят нас с эссеистикой. Действительно, как описано выше, круг интересов уважаемого учёного медиевиста обширен. Скажу даже больше, его специализации: медиевистика, т.е. изучениесредневековья, и семиотика, прекрасно дополняют друг друга (уж трудно назвать более образное время), чтобы препарировать современность. Пишет Эко прекрасно. О чём бы ни взялся говорить, хоть об эмбрионах, хоть об итальянских СМИ (впрочем, это эссе из другого сборника). Чтение эссе Эко – общение с невероятно эрудированным собеседником, после которого и сам становишься умнее.
В этом сборнике собраны тексты лекций Умберто Эко, написанные к определенным случаям или поводам. Они никак не связаны между собой, наоборот, их тематика настолько разнообразна, что поражаешься тому, что написаны они одним человеком. Хотя, знакомого с биографией и произведениями Умберто Эко, читателя такой факт вряд ли поразит - эрудированность и писательское мастерство доктора философии ему явно известны. Каждый текст сопровождается примечанием, где указано когда и по какому поводу он был написан. Мне очень понравились некоторые из них, темы пары других меня совершенно не интересовали, но я прочитала и их, пусть и без особого восторга. "Сотвори себе врага", на мой взгляд, самый яркий и запоминающийся текст из всей подборки. Может ли человек существовать без врагов? Очень актуальное на сегодняшний день произведение. Не оставили меня равнодушной "Размышления о "Викиликсе", а так же - "Глянец и молчание". Кроме этого, было довольно познавательно прочитать эссе "Абсолют и Относительность", а так же взглянуть глазами автора на творчество Виктора Гюго и Джойса. Рада, что этот сборник выпал мне в игре, как раз для того чтобы наконец-то был прочитан мною, так сказать, по случаю!
Заказывают! Даже Умберто Эко заказывают! А он соглашается, берется и пишет!
Умберто Эко невозможно читать очень много! Особенно если он размышляет в своей стезе, философии. Конечно, есть фанаты дона Умберто, которые внимают каждому ему слову или готовы постоянно с ним дискутировать. Вот для таких читателей как раз скомпонована эта книга. Именно скомпонована! Части этого сборника не имеют абсолютно никакой общей темы (за исключением того, что все пришло из-под пера одного конкретного человека).
Здесь есть часовые-двухчасовые выступления на различных конференциях («Группа-63, сорок лет спустя», «Этика в медицинских исследованиях и европейская культурная идентичность», конференции, посвященные Пьеро Кампорези, островам, астрономии, конгресс Итальянской семиотической ассоциации). Две речи были произнесены в рамках фестиваля «Миланезиана» (Миланского международного фестиваля литературы, музыки, кино, науки, искусства, философии и театров). Основное эссе «Сотвори себе врага» было прочитано на одной из встреч, посвященных классикам, организованной в Болонском университете Ивано Диониджи. Только три эссе были именно написаны и предназначались для опубликования в журналах и газетах (вышли в «Альманахе библиофила», «Либерасьон» и «Эспрессо»).
Первое и главное ощущение от прочитанного: Умберто Эко может дискутировать по абсолютно любой теме! От революции "Викиликса" и инфузии души до прокисшего молока и мощей всех всевозможных святых. Короче, только задайте тему для разговора, и дон Умберто сможет развить ее до многочасового выступления. Конечно, больше всего понравились литературные эссе. Мы узнаем особенности поэтики Виктора Гюго, чем Вудхауз благороднее Дюма, какие писатели используют приемы "топоса мнимого незнакомца" в своем повествовании, почему некоторыми критиками Пруст и Джойс воспринимаются как фигуры первого ряда, как естественное порождение переживаемого исторического момента, в чем же заключается насущная проблема современной итальянской литературы. Достаточно шутливым показалось эссе "Остров поговорок" о "счастливой республике", до сих пор использующей пословицы и поговорки в современной жизни:
В Республике, столь явственно основанной на несправедливости, положение женщин не могло не быть трагическим. Ведь народная мудрость никогда к ним не благоволила и даже побаивалась, уверяя, что баба, огонь и море – лучше с ними не спорить, бабу от кума запирай на три двери, потому что им нельзя верить, женским слезам и конскому поту доверяй как поцелую Искариота, росточком не вышла, да хоть заправляй дышло, ревнив да рогат – все равно виноват, с бабой сперва сладко, да потом гадко, коли бабе охота – не спасут и ворота, сучка не захочет, кобель не вскочит, и вообще – черт ли сладит с бабой гневной.
А закончить об этом сборнике я бы хотел такими словами философа: "Опыт – лучший наставник, и никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь". Все же полезно было постепенно в течении месяца порассуждать с автором о совершенно различных темах современной жизни и литературы.
Книжка исключительно для фанатов автора. ))
Как сказано в подзаголовке - тексты по случаю. Действительно, по случаю! Совсем уж последние крошки насобирали. )) Вплоть до приветственных речей и выступлений на различных съездах и конференциях (некоторые из них выглядят очень странно! как, например, конференция, посвященная островам ))) ) Какие-то тексты мне понравились, какие-то оказались неожиданно интересными... (как про те острова, да )) ). Особенно интересны было эссе про Гюго, и вообще про литературные дела, но их тут совсем немного. С трудом перебралась через любимые автором перечни... И насилу одолела зубодробительное эссе про огонь, смысла которого я начисто не уловила. ))) Я эти несчастные тридцать страниц читала три года! ))) Вот, не самый я упертый фанат автора. )) В любом случае, Эко это Эко, у него всегда можно найти что-нибудь любопытное и примечательное.
"Суть этики торжествует не тогда, когда мы делаем вид, будто кто-то не является нашим врагом, а когда мы стараемся понять его, влезть в его шкуру. Стараться понять другого - значит разрушать стереотипы, не отрицая и не уничтожая различий. Но будем реалистами. Подобные формы понимания врага присущи поэтам, святым и предателям." *** "Еще в 1956 году в Милане в театре Ла Скала освистали Шенберга. На премьере "Пассажа" в 1962 году публика до того рассвирепела, что, возмущаясь этим слишком новым и жутким произведением, кричала: "Левоцентристы!" "Поезжайте в Россию!" Тогда для публики все новое было связано с коммунистами." *** "Всякий индивидуум и всякий объект, от Марата до гильотины, представляют не самих себя, а могучие силы, которые и выступают подлинными протагонистами романа. А Гюго в действительности выступает как уполномоченный толкователь божественной воли и старается оправдать все, что он рассказывает, с точки зрения Всевышнего." *** "Чм бы ни являлся Бог для Гюго, он всегда присутствует в его повествовании, чтобы объяснить кровавые загадки истории." *** "Гюго известны все тонкости функционирования списков, включая уверенность в том, что читатель не осилит его целиком." *** "Ни один автор (по крайней мере, если он не озабочен деньгами и сочиняет в надежде на бессмертие, а не в расчете на портних, коммивояжеров и любителей "клубнички", про которых точно известно, что им нужно в данный момент в той или иной стране) никогда не работает для некоего эмпирического читателя, а старается представить себе Идеального Читателя, то есть такого, который сразу примет предлагаемые правила игры и окажется способен воспринять книгу хоть через тысячу лет." *** "В конце концов, Средневековье - это эпоха великих путешествий, но пришедшие в упадок дороги, леса, которые необходимо было пересекать, и моря, которые приходилось преодолевать, полагаясь на сомнительных проводников, - все это мешало чертить нормальные карты. Они были весьма приблизительными, как инструкции из "Путеводителя паломника" Сантьяго Компостельского, гласившие: "Коли хочешь попасть из Рима в Иерусалим, двигайся на юг, расспрашивая дорогу". Представьте себе карту железных дорог, которую можно найти на обложке любого расписания поездов. Никто не сумеет по этой схеме пересадочных узлов восстановить очертания Италии, хотя она очень понятна, если вам нужно добраться из Милана в Ливорно. Точная форма Италии не интересует тех, кто едет от станции к станции." *** "С другой стороны, против утверждения, что Земля вертится вокруг Солнца, выдвигались серьезнейшие опровержения... Аргумент птиц: если бы Земля вращалась, они, летя на запад, не смогли бы поспевать за ее вращением и не сдвинулись бы с места." *** "И все-таки, лишь читая бульварные романы, причем в детстве, можно изучить классические приемы повествования, которые предстают здесь в чистом виде, порой бесстыдно обнаженные, но исполненные захватывающей мифопоэтической энергии." *** "Читатель сам не прочь бы поступить с собственными врагами, с начальником, с изменившей ему женщиной так, как поступает Монте-Кристо: "Ты презирал меня? Ну так сейчас ты узнаешь, кто я на самом деле!" - и облизывается в предвкушении финала." *** "Читателю нужно, чтобы его лени потакали, предлагая ему загадки, которые он уже разгадал или заведомо легко разгадает."
Хоть прожила ты, Ветустилла, лет триста, Зубов четыре у тебя, волос пара, Цикады грудь и как у муравья ноги
И кожи цвет, а лоб морщинистей столы, И титьки дряблы, словно пауков сети… …………………………………………….. Хоть видишь столько, сколько видит сыч утром, И пахнешь точно так же, как самцы козьи, И как у тощей утки у тебя гузка… ……………………………………………… Пускай могильщик пред тобой несет факел: Один лишь он подходит для твоей страсти 27 .
тем не менее с самых давних пор врагов творили не столько из тех чужаков, которые действительно несут нам непосредственную угрозу (как те же варвары), сколько из тех, кого выгодно кому-то представить таковыми, хотя впрямую они не угрожают, так что не столько исходящая от них угроза заставляет увидеть их отличие от нас, сколько само отличие делается угрожающим.
Arvustused, 13 arvustust13