Maht 12 lehekülgi
Мичман флота в отставке
Raamatust
«…Род князей Голицыных дал немало интересных людей. Политик сразу назовет дипломатов Голицыных. Социолог вспомнит Голицыных – вольнодумцев-вольтерьянцев. Искусству они дали немало писателей и музыкантов. Военные историки знают множество полководцев. Голицыны, наконец, были просто губернаторами, придворными, видными общественными деятелями. Но я хочу напомнить читателю о том Голицыне, которого у нас высоко оценивают специалисты, хотя в обыденной жизни имя его встречается редко. А ведь в СССР об этом удивительном человеке и его научных заслугах уже давно сложилась большая литература.
Это князь Борис Борисович Голицын – физик…»
Žanrid ja sildid
Познавательно и интересно.
Благодаря рассказу я впервые узнал о Б. Б. Голицыне — замечательном российском учёном, основоположнике сейсмологии, но молоизвестном для широкого круга общественности. После прочтения рассказа я, конечно, прочитал о нём в энциклопедии и убедился в незаурядности этого человека.
Что значит название рассказа? Что значит мичман флота в отставке в 25 лет? Это просто отправная точка для молодого человека после окончания службы. Всё что было до этого — это формирование характера. А вот потом — насыщенная жизнь получения образования и служения российской и мировой науке.
Да, по происхождению Б. Б. Голицын был граф. Но вот чего не было сказано в энциклопедии и на что обращает внимание В. С. Пикуль, титул его не обеспечивал ему лёгкого пути в жизни и даже наоборот часто мешал, так как засилье разночинцев в науке ревностно не подпускало к ней представителя аристократии. Вот такая интересная сословная позиция.
Жизнь его была коротка. Патриот, гражданин, замечательный учёный и великий труженик умер в 54 года в расцвете своих творческих сил в 1916 году — за год до революций в России. Сословная неприязнь и вражда, с которой графу Голицыну пришлось столкнуться в науке, натолкнула меня на мысль о том, что ему может быть повезло, что он не успел столкнуться уже не с сословной, а с классовой враждой. Когда никто бы не посмотрел на его великие заслуги и вменили бы в вину и титул графа, и зарубежные университеты и даже такое незначительное звание мичмана флота Российской империи.
Arvustused, 1 arvustus1