Loe raamatut: «Три детства. Как на нас влияют семейные сценарии», lehekülg 6

Font:

Глава 14

Семейные традиции: «Это не просто упаковка!»


Конечно, праздник – это уже хорошо, но Жене подготовка к празднику всегда нравилась как будто бы больше. Ее семья очень тщательно подходила к этому процессу. Они все делали весело и вместе: готовили, убирали, накрывали на стол, – отдельным удовольствием считалась упаковка подарков. Всегда покупалось огромное количество красивой оберточной бумаги, всевозможные украшения в виде лент, еловых веточек, перьев, блесток. Все разбирали материалы и расходились по комнатам, а потом ходили по дому с довольным и хитрым видом.

Женя старалась сделать свой подарок особенным. Она смотрела видеоуроки, даже ходила с семьей на мастер-классы по упаковке и работе с лентами. Для родных Жени это было не просто развлечение, но и возможность лишний раз напомнить друг другу о своей любви, ведь одно дело что-то просто купить, и совсем другое – красиво оформить, приложить к подарку собственноручно нарисованную открытку с искренними поздравлениями, смешным стишком или мини-комиксом, рассказывающим небольшую историю о том, как, например, папа искал нужную маме книгу или как сама Женя прятала от сестры подарок то под кроватью, то за шкафом, то в ванной. Все это веселило и усиливало впечатление от праздника.

Как ни странно, проблемы начались, когда у Жени появились настоящие друзья. Точнее Жене было стыдно даже назвать это полноценной проблемой… скорее она испытала легкое разочарование, узнав, что у многих отношение к подаркам и праздникам сложилось совершенно иным: у одних в семье принято дарить деньги, чтобы не тратить время на долгие поиски, другие вовсе не отмечали ни дни рождения, ни прочие праздники.

Когда же подруги и друзья приходили к Жене на день рождения, они дарили ей красивые и полезные вещи, явно выбранные с толком, но часто принесенные или в подарочных пакетах из магазина, или просто так, без всего.

Женя с благодарностью принимала все, читала покупные открытки с однообразно «веселыми» или «красивыми» поздравлениями и слегка грустила. Ей казалось, что раз у ее друзей не нашлось времени на оформление, значит, им было в тягость этим заниматься. Может, и сама Женя им в тягость? Так она рассуждала и сама старалась не слишком выделяться на фоне друзей и одноклассников, чтобы не казаться навязчивой или, еще хуже, выскочкой. Но, разумеется, внутри семьи Жени традиция дарить «нарядные» подарки никуда не ушла, и героиня с удовольствием окуналась в подготовку перед праздниками своих близких. Глядя на то, как отмечали или не отмечали совсем ее знакомые, Женя как будто сильнее начинала ценить их семейную традицию и радовалась тому, что у нее есть возможность вот так по-особенному проявить свою любовь.

Полезные свойства и ресурсность такого сценария:

В первую очередь стоит сказать, что такое занятие, как упаковка подарков – очень творческое, а потому хорошо повлияло на Женино развитие, мелкую моторику и концентрацию внимания, ведь работа с бумагой, лентами и прочими украшениями – очень кропотливое дело, на которое далеко не у всех хватает терпения.

Также для Жени упаковка подарков – отличный способ показать близким людям свою любовь и то, как они ей дороги. Женя всегда заранее начинала думать об украшении подарка, в каждый праздник придумывала новые идеи, чтобы не повторяться. Все это, по мнению Жени, показывало окружающим ее заботу.

Нельзя не упомянуть тот факт, что отношение к праздникам у Жени все же осталось прежним. Она до сих пор с детским задором украшает заготовленные подарки близким. Нет, одноклассникам и знакомым Женя старается дарить все в относительно простом для нее оформлении, но сама традиция внутри семьи сохранилась, что несомненно радовало Женю и сохраняло прекрасные ассоциации с празднованием чего-либо. И, конечно, это очень сплачивало их семью.

Риски и ограничения:

У Жени произошло своеобразное отторжение из-за несоответствия того, что она сама привыкла считать естественным ходом вещей, и того, что другие люди принимают за понятие «нормы»: для нее совершенно очевидно и необходимо ответственно подходить к праздникам, сочинять трогательные поздравления и украшать подарочные коробки пышными бантиками – это внутрисемейный способ демонстрации симпатии. Когда Женя увидела, что у ее одноклассников и друзей не так, она испытала своеобразный кризис.

Во-первых, произошло осознание собственного отличия от других, что само по себе может быть серьезным стрессом: Женя чувствовала себя чересчур наивной – «ей же уже довольно много лет, почему она ведет себя как маленькая?» – или надоедливой, своими «нарядными» подарками она привлекала внимание и у получателей могло возникнуть ощущение, что он теперь обязан отплатить тем же, а у других дарителей, что они недостаточно постарались.

Во-вторых, прежняя оценка действительности не ложилась на факт дружбы. Женя привыкла, что открытки, упаковка, смешные стихи – это все способ проявления чувств, и ей, конечно, хотелось получить такие знаки внимания и от своих друзей. Процесс осознания того, что причина не в недостаточной любви или внимании со стороны друзей, а в том, что их семейные традиции сложились по-другому, прошел у Жени относительно безболезненно, хотя периодически она все равно грустит, что не может разделить любимые праздничные ритуалы с кем-то кроме ее родных.

Опять же, мы возвращаемся к уже озвученной в предыдущих главах мысли: на месте традиции с подарками могла оказаться любая другая поведенческая модель, способная куда сильнее повлиять на жизнь человека и его адаптацию в обществе.

Глава 15

Профессиональные династии как семейный сценарий: «Все медики – и я туда же»


Все в семье Феди – врачи. Прадедушка с прабабушкой, бабушка и дедушка, мама с папой, даже старший брат уже учится в Первом медицинском и, судя по всему, делает большие успехи. Врачи были в жизни Феди повсюду за редким исключением дальних родственников. Так, например, он знал, что его двоюродный дядя стал архитектором, а кузен – фитнес-тренером, когда о них заходила речь на каких-нибудь семейных застольях бабушка с дедушкой всегда говорили что-нибудь… нет, не грубое и не злое, скорее насмешливое. Но Федя все равно каждый раз волновался из-за шуток над дядей и кузеном и отмечал про себя: быть не-врачом – быть вне семьи.

Мама пошла в медицину по понятной причине – на этом в свое время настояли бабушка с дедушкой, не принимавшие никаких отказов и не желавшие видеть дочь ни учительницей, ни экономистом, ни тем более художницей. Мама сперва сопротивлялась, но потом «взялась за ум», стала усердно учиться. Кстати, именно в медицинском университете она познакомилась с будущим мужем. Это стало еще одним важным плюсом в глазах Феди: вот, раз медицина настолько плотно связана с историей его семьи, разве может она быть плохим или неподходящим ему профилем?

Родители Феди, видимо, памятуя о том, как сами в его возрасте страдали под натиском семейного давления, принципиально не заставляли его идти в медицину, наоборот, обещали поддержать любую его инициативу. Однако Федя с самого детства совершенно твердо решил, что хочет стать врачом. Сам он толком не может объяснить себе, почему: интерес есть, но не до огня в глазах, такого нет и вряд будет, просто хочется стать врачом, чтобы оставаться частью семьи. Феде кажется: раз все у него были врачами, то и он должен им стать, что продолжать семейную традицию и не казаться родным странным или смешным.

Полезные свойства и ресурсность такого сценария:

Проторенный путь всегда понятнее. У Феди есть все возможности спросить совета у опытных специалистов, они у него в каждой комнате. С большой долей вероятности, если у молодого человека возникнут вопросы по какому-то учебному материалу, он получит ответ из первых рук. Ему всегда объяснят, где лучше брать сведения по интересующим его вопросам, какие научные источники актуальны, а какие – уже устарели. Ведь родные Феди обязаны сами регулярно освежать свои знания и следить за научными исследованиями в сферах медицины.

Если заглядывать в будущее, где Федя уже закончил обучение в вузе, то родители смогут подсказать ему, где лучше пройти стажировку или на чье объявление о свободных вакансиях стоит откликаться. Родные подскажут Феде, как соблюдать субординацию на работе, как справляться со стрессом. В целом у него всегда будет группа близких людей, понимающих его переживания и готовых его выслушать, поскольку общий профиль дополнительно объединяет.

Риски и ограничения:

Федя так и не смог понять, а подошла бы ему другая профессия, просто потому что он даже не рассматривал альтернатив. Помимо очевидного минуса в виде нераскрывшегося потенциала хочется выделить момент самооценки. Обратите внимание, что руководит поступками Феди: он не хочет выбиваться из сложившегося мироустройства внутри семьи, он взволнованно слушает о дяде и кузене, чьи профессиональные пути отличаются от семейного большинства. И здесь возникает логичный вопрос: насколько хватит желания Феди? Будет ли ему в конечном итоге комфортно заниматься выбранным делом, сейчас он находится на этапе обучения, но не покажется ли ему слишком тяжелой сама работа? Еще важный момент, если все же Федя почувствует усталость или придет к осознанию, что медицина – не его, сможет ли он признаться себе и близким в этом или будет терпеть «до последнего», взращивая зреющий внутренний конфликт внутри себя? Важно помнить, что отношение специалиста может отразиться и на качестве его работы.

Заключение и напутствие

Исследовательская работа «Три детства» подходит к концу. В ней мы собрали различные семейные сценарии и постарались на конкретных примерах показать, что на это явление можно смотреть под разными углами, вычленяя из каждой ситуации риски и возможные полезные свойства. Нам бы хотелось в очередной раз напомнить, что жизнь неоднозначна и многогранна в своих проявлениях, именно поэтому очень важно аккуратно и вдумчиво анализировать ситуации, с которыми вы сталкиваетесь на своем пути.

Мы сами открыли для себя множество тем и интересных, раньше неприметных для нас моментов, работая над этой книгой. Хочется верить, что наша попытка проанализировать семейные сценарии окажется полезной и даст толчок для дальнейшего развития данного направления семейной психологии нашими усилиями или усилиями более профессиональных и теоретически подкованных людей.

У всех нас есть семья, все мы можем попробовать себя в роли исследователя. Предлагаем сделать это своеобразным практическим заданием: попробуйте найти семейные сценарии у себя в семье, какие они? В чем они выражаются? Это нечто глобальное и легко определяемое, вроде профессиональной династии, или что-то очень личное, очевидное лишь для вашего узкого семейного круга, как, например, семейные привычки? Какие есть ресурсные стороны, а какие риски и ограничения у вашего семейного сценария?

Попробуйте углубиться в этот вопросы и вы не только сумеете потренировать системное мышление, но и увидите, что семейная история и семейные сценарии – очень важный элемент в формировании человеческой личности. Не стоит смотреть на все сценарии в исключительно позитивном или негативном свете. Следует очень аккуратно и бережно изучать свой семейный сценарий, так вы сумеете понять: нужно ли его продолжать? Важен ли он для вас и вашей семьи?

Мы искренне желаем вам удачи и надеемся, что «Три детства» оказались для вас полезны и интересны!


Благодарности


Каждая книга – результат сплоченной работы по меньшей мере нескольких людей, исследование «Три детства» – не исключение. Как автор книги, хочу поблагодарить тех, кто внес свой незаменимый вклад в ее создание. Выражаю свою благодарность:

Орловой Екатерине, научной руководительнице проекта, которая помогала и направляла меня с самых ранних этапов исследования, упорядочивала и систематизировала мои разрозненные идеи, всегда была готова прийти на выручку в трудную минуту.

Розановой Евдокии, редактору, помогавшей мне сделать книгу еще более яркой. Благодаря ее таланту превращать даже самые скучные тексты в шедевр, «Три детства» написаны так интересно.

Като Трофимовой, художнице, иллюстрировавшей книгу. Благодаря ее ярким персонажам исследование обрело свой очаровательный и жизнерадостный облик.

Моим родителям, которые помогали мне как финансово, так и морально, поддерживая на всех этапах работы.

Также выражаю свою отдельную благодарность всем тем, кто поделился семейными сценариями для данного исследования. Спасибо, именно благодаря им проект стал вообще возможен.

И, разумеется, спасибо всем тем, кто прочитал «Три детства»!