Maht 488 lehekülgi
2015 aasta
«Ловите голубиную почту…». Письма (1940–1990 гг.)
Raamatust
Самый популярный писатель шестидесятых и опальный – семидесятых, эмигрант, возвращенец, автор романов, удостоенных престижных литературных премий в девяностые, прозаик, который постоянно искал новые формы, друг своих друзей и любящий сын… Василий Аксенов писал письма друзьям и родным с тем же литературным блеском и абсолютной внутренней свободой, как и свою прозу. Извлеченная из американского архива и хранящаяся теперь в «Доме русского зарубежья» переписка охватывает период с конца сороковых до начала девяностых годов. Здесь и диалог с матерью – Евгенией Гинзбург, и письма друзьям – Белле Ахмадулиной и Борису Мессереру, Булату Окуджаве и Фазилю Искандеру, Анатолию Гладилину, Иосифу Бродскому, Евгению Попову, Михаилу Рощину…
Книга иллюстрирована редкими фотографиями.
Бароны-разбойники*
Что моё – то моё, а что твоё – давай разговаривать. Приписывается М. Ходорковскому
Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет. Приписывается Б. Березовскому
Согласно давней российской традиции, идеология каждого политического режима строится на дискредитации предыдущего. Путинская стабильность, по замыслу её создателей, стала панацеей от болезней “лихих девяностых”: территориальной дезинтеграции, экономического упадка, потери позиций на международной арене. Но для наведения порядка необходимо указать народу на врага. Проще простого! “Во всём виноват Чубайс!”, – знает каждая домохозяйка. Именно крупный капитал и виднейшие его представители – олигархи – стали первыми жертвами новой политики “вставания с колен”. Кем же были эти отъявленные злодеи, зажравшиеся богачи, закулисные манипуляторы?
Американский журналист Дэвид Хоффман работал в России около пяти лет, до 2001 года. За это время он вовсе не бездельничал, а брал интервью у десятков известных политиков, бизнесменов, общественников и артистов. Огромный багаж свидетельств из первых уст и собственных наблюдений позволил ему по возвращении на родину издать весьма обширную книгу об уникальном периоде российской истории, в котором побывало большинство из нас. На основе шести биографий – Александра Смоленского, Юрия Лужкова, Анатолия Чубайса, Михаила Ходорковского, Бориса Березовского и Владимира Гусинского – Хоффман пишет о превращении обычных советских людей в капиталистов, опьянении властью и богатством, наконец, о крахе их финансовых империй и политических карьер. Что поражает от первой до последней страницы: исключительная объективность и непредвзятость автора, отстранённый взгляд увлечённого исследователя, отсутствие пресловутой “клюквы”. Мудро отказываясь от трактовок неоднозначных, порой диких, событий того времени, Хоффман даёт читателю возможность самому вынести суждение. Выгодное отличие текста от творений разных мастей леонтьевых-хиштейнов позволяет считать книгу надёжным свидетельством, к тому же написанным непринуждённо и с юмором.
Впрочем, для большинства читателей книга окажется сродни ностальгической эпопее, новыми “Намеднями”, “современностью, успевшей стать историей” и т.д. Мы склонны идеализировать прошлое, и совсем недавние девяностые, с их перманентным беспределом, опьяняющими свободами и неповторимым чувством крушения, являются крайне благодатной почвой для упоительных воспоминаний. Читатели постарше, заставшие перестройку уже в зрелом возрасте, могут присовокупить к этому картины позднего СССР, зарождающегося в кооперативах рынка, а также припомнить незаметных личностей, ловивших рыбку в мутных водах безналичных расчётов.
Как это работало на практике? И тогда, и сейчас связи были важнее способностей, а изворотливость и коммуникабельность в суровой стране оказывались предпочтительнее кропотливого труда и накопленных знаний. Наборщик типографии Смоленский и неудачливый театральный режиссёр Гусинский создали крупнейшие банки, “приклеившись” к счетам московской мэрии, а скромный математик Березовский не брезговал многочасовыми ожиданиями в приёмных, чтобы внедриться в структуру ВАЗа. Ловкий комсомолец Миша Ходорковский всегда знал, как обналичить средства госпредприятий, и валюта потекла в его банк рекой. Ленинградский экономист Чубайс только и мечтал присоединиться к московской группе Гайдара, чтобы поделиться своими идеями о приватизации. Ну а рядовой московский чиновник Лужков с карьерой хозяйственника, написанной на лице, круто изменил свою жизнь, занявшись регистрацией кооперативов, и уже вскоре стал известен, как главный заступник нового бизнеса.
Одновременно, и не без влияния роста капиталистов, слабело государство, упуская из рук политические и экономические рычаги влияния. Вывоз украденного сырья за границу, бум импорта западных товаров, поддержание на плаву убыточных предприятий, недобор налогов и расходы на постоянную войну на Кавказе лишил правительство валютных поступлений. Попытка создания среднего класса акционеров-собственников при помощи ваучеров провалилась, и государство было вынуждено призвать на помощь крупный капитал и международные банки. Началась эпоха афер и долгов. Участвовали все стороны. “Четыреста сравнительно честных способов отъёма денег” включали залоговые аукционы, по итогам которых множество крупных предприятий перешло под контроль кучки близких Кремлю бизнесменов, печатание миллионов акций, дабы снизить долю конкурента в капитале компаний, махинации с курсом рубля, финансовые “пирамиды” МММ, “Властилина”, Хопёр-инвест, и супер-пирамида ГКО…
Апогей влияния олигархов наступил после президентской кампании 1996 года, когда при активной помощи Чубайса тяжело больного Ельцина вновь переизбрали. “Семибанкирщина” получила новые куски государственного пирога и стала в голос заявлять о своём влиянии через телеканалы ОРТ и НТВ. Борис Березовский, имевший выход на дочь Ельцина Татьяну Дьяченко, мог чуть ли не диктовать имя нового премьер-министра. Казалось, государство достигло дна, в то время как разогретые финансовые рынки переживали бум. Однако всему приходит конец, и кризис наличности вызвал дефолт августа 98-го. Разорился Мост-банк Гусинского, СБС-Агро Смоленского, Менатеп Ходорковского, Инком-банк Виноградова. С полок магазинов исчезли продукты, а курс рубля вырос всемеро за два месяца. Миллиардеры стали миллионерами. Выжили лишь те, кто вовремя сумел наложить руки на неизменно прибыльные сырьевые компании.
Параллельно всем передрягам и рокировочкам жила Москва Юрия Лужкова – и совсем по другим законам. Здесь никакой бизнес не мог развиваться без личного разрешения мэра. Столица поражала масштабными стройками и невиданной дороговизной. Заслуги градоначальника воспевал телеканал ТВ-6, и вскоре самоуверенный Лужков начал обнаруживать президентские амбиции. И хотя незадолго до финиша мэр был “замочен в прямом эфире” телекиллером Сергеем Доренко, его программа “государственного капитализма” вызвала интерес у молодого и жёсткого премьера Владимира Путина.
Реванш государства состоялся в скором времени. Путин отобрал федеральные каналы у олигархов, а “Коммерсант” стал выходить с заголовками “Пришли за Березовским”, “Пришли за Гусинским”… В Кремле чётко обозначили правила для бизнеса, и тех, кто не хотел по ним жить, ждала незавидная судьба. Ныне Смоленский ушёл в тень, Гусинский и Березовский эмигрировали, Ходорковский пишет трактаты в тюрьме, Чубайс и Лужков отодвинуты от государственного пирога. Теперь жирную корову доят другие олигархи, из бывших сотрудников спецслужб и мелких ленинградских чиновников, Сечин, Миллер, Чемезов и другие. Дмитрий Быков писал, что история России повторяется сначала как трагедия, затем как фарс, а потом много, много раз как говно. Стоило ли менять действующих лиц?
Сопроводительный саундтрек Аквариум – Поезд в огне Богдан Титомир – Делай как я Комбинация – Бухгалтер Анжелика Варум – Городок Александр Буйнов - Мои финансы поют романсы Алла Пугачёва – Позови меня с собой Игорь Корнелюк – Город, которого нет
Ниже объемный комментарий. От себя могу добавить,что книга читается с интересом и легко. Документально-художественно написано. Автор ничего не навязывает выводы можете делать сами, наверно присутствует некая выдумка конечно, но без этого никуда. Рекомендую эту книгу к прочтению, кому интересна вот такая сторона становления гос-ва в 90-ых,точно не пожалеете!
Монументальный труд Дэвида Хоффмана красочно описывающий эпоху дикого капитализма России 90-х, пришедшую на смену плановой экономики Советского Союза. Большой и качественный рассказ о том как появились первые кооперативы еще при Горбачеве, как затем, после распада Союза простые студенты и учителя институтов сколачивали первые большие капиталы и выходили на мировой уровень заключая сначала миллионные, а затем и миллиардные сделки, распространяя свое влияние не только на экономику, но и на власть в стране.
Главные действующее лица книги - Александр Смоленский, Юрий Лужков, Анатолий Чубайс, Михаил Ходорковский, Борис Березовский, Владимир Гусинский и многие другие, с кем так или иначе пересекались все кто делал большие деньги и имел власть в стране.
В этой книге для меня неожиданно раскрылась фигура Чубайса и его невероятный вклад в похороны коммунистической системы с её неэффективной плановой экономикой изначально обреченной на провал. Лужков же наоборот, ничем не удивил, типичный крепкий хозяйственник совхоза, которому случайно выпала должность мэра столицы.
Из всех описанных Хоффманом олигархов, большие симпатии по моему заслуживает Гусинский, который во первых не участвовал в сомнительных залоговых аукционах, а во вторых основал первую независимую, частную телекомпанию НТВ, первый кабельный телеканал ТНТ и первый спутниковый телеканал НТВ+ в стране. Планировавший создать настоящую медиаимперию западного образца, но кризис 98-года и последовавший разгром НТВ, положили конец его мечтам о светлом будущем независимых средств массовой информации.
В книге также подробно разобрана история залоговых аукционов и появления "клуба на Воробьевых горах" состоявший из самых богатых и влиятельных олигархов страны, которые в 1996 году за счет своих колоссальных медиаресурсов и денег спасли Ельцина от проигрыша на выборах, а страну от возвращения коммунистов к власти. Последовавшие за этими событиям, так называемая "война банкиров" по сути разрушила клуб олигархов, практически парализовав российскую политическую и экономическую элиту, за которой в 1998 году пришел кризис, погубивший многие здравые идеи и начинания, в очередной раз опрокинув экономику страны вместе с чаяниями граждан, которые только отошли от разоряющей гиперинфляции, разводок от МММ и раздачи ваучеров.
Заканчивается же рассказ Хоффмана, а с ним и бурная эпоха дикого капитализма, так не и успевшая оформиться в зрелую форму, на появлении из ниоткуда приемника Ельцина, который с места в карьер ясно дал всем понять, что времена демократических перемен и свободы слова в стране на этом витке истории окончательно закончены...
Книга про олигархов, но 70% ее посвящены Лужкову.
Все-таки Березовский вероятно действительно обладает неукротимой энергией - это даже чувствуется, когда читаешь главы о нем.
Замечательная книга американского журналиста Дэвида Хоффмана – это целая летопись эпохи Перестройки и 90-ых годов. Написана она на основе многочисленных интервью и частных бесед автора с участниками описываемых событий, написана непредвзято, последовательно и просто. События и разговоры, а также авторские оценки прекрасно дополняются живописными картинами жизни позднего СССР с его забитыми гниющими овощами базами, величественными зданиями органов власти и сияющими огнями роскошными гостиницами и ресторанами эпохи 90-ых в Москве. Олигархи здесь предстают не в виде безликой кучки людей, разворовавших Россию, как они часто представляются многим нашим согражданам, а в роли личностей, которые за счёт своего ума, прозорливости, таланта и энергии улавливали изменения в окружающей жизни и зарабатывали на них. Безусловно, это были люди примечательные. Их отличительной чертой так же была масштабность мышления и желаний. Если обычный человек в то время мечтал купить себе «Жигули», то Березовский мечтал совершать и совершал сделки с десятками тысяч автомобилей. Если обычный человек мечтал купить себе телевизор «Сони», то Гусинский запускал в космос спутник и его канал вещал на всю Россию. Интересно читать и про внешне чрезвычайно интеллигентного Ходорковского, который, воспользовавшись ситуацией кризиса 1998, жёстко стряхнул с себя западные кредиты и миноритарных акционеров. Часто можно услышать различные упрёки в адрес Гайдара и Чубайса за то, что их реформы были слишком резкими, что, мол, «надо было всё более плавно делать». Однако очень легко теоретизировать на диванчике, а из книги мы узнаем, что никакие плавные реформы в силу целого ряда причин были попросту невозможны. Часто говорят, что олигархи и реформаторы развалили и разграбили страну, но, когда задаёшь людям вопрос, где они были и почему не вмешались во всё это, то ответ практически одинаков у всех – «А что я? Что я мог (-ла) сделать?» В книге прослеживается колоссальная разница между стилем руководства страной Ельцина и Путина. К примеру, Ельцина злило освещение НТВ событий в ходе Первой Чеченской войны, но он не закрывал канал и не пытался его присвоить. И в то же время Березовский за один неприятный для Путина, но совершенно правдивый репортаж о «Курске» практически незамедлительно лишился «ОРТ». Ельцин знал, что применение силы погубит реформы и вернёт Россию в тоталитаризм эпохи СССР, а Путина это не волновало, он уже в самом начале своего президентства демонстрировал мышление «или я их, или они меня, а всё остальное неважно». И в итоге, включая телевизор, мы на всех телевизионных каналах видим лизоблюдскую прокремлёвскую риторику, а свобода слова осталась в Интернете, да и оттуда её изгоняют.
Arvustused, 5 arvustust5