Maht 441 lehekülg
2011 aasta
S.N.U.F.F.
Raamatust
В постапокалиптическом мире есть две страны – Уркаина, где живут малоразвитые «орки», и висящий в небе искусственный огромный шар Бизантиум с «людьми».
Жителям Бизантиума запрещено вступать в интимные отношения до достижения так называемого возраста согласия, то есть сорока шести лет. Чтобы решить эту проблему, они живут с куклами-роботами – сурами.
Демьян-Ландульф Дамилола Карпов обитает в Бизантиуме и трудится на должности оператора летающей кинокамеры. Его досуг скрашивает сура Кая, купленная в кредит. Именно из-за Каи, действующей в соответствии с установленными параметрами «максимальное сучество», Демьян-Ландульф вместе с орком Грымом, оказавшимся в Бизантиуме, ввязывается в опасную интригу, становясь марионеткой в руках разумной куклы…
Вещь, которую почему-то практически все упускают из виду – Пелевин буддист, и все его книги, начиная от Чапаева и Пустоты, на самом деле об одном и том же. Суть, ядро, главная нить в них одна, хотя антураж меняется, и антураж этот, надо отдать ему должное, великолепен. И дело даже не в том, что Пелевин удивительно точно нащупывает тренды в общественной жизни страны и мира, но и в незаметных почти мистических совпадениях, наподобии игры в бадминтон и песни «С чего начинается Родина» в «Ананасной даме», или брендов презервативов в именах оркских правителей в «SNUFF» и белых ленточках на митинге на Болотной.
Но главное, что есть в его книгах – объяснение работы ума с точки зрения буддизма и изложение четырех благородных истин простым и понятным языком. Пелевин почти не отходит от канонов и, несмотря на нападки на буддизм по ходу сюжета некоторых книг, излагает все полностью по первоисточникам. Вопрос этот настолько обширен и по-настоящему актуален (фактически, это главный вопрос из всех, которые вообще есть), что я лично, да и, думаю, все остальные, кто в теме, совершенно не против читать каждый год очередную методичку на эту тему.
SNUFF родился из цитаты преп. Ив. Крестовского из «Зенитных кодексов», про искусственный интеллект, если вы помните. Немного печально, что в наше постмодернистское время Будда может прийти в этот мир только в виде секс-игрушки, но так уж оно, это время, устроено. А любой самоосознающий ум неизбежно приходит к буддизму, так как учение Маркса всесильно, потому что верно.
S.N.U.F.F. – гротеск, наиболее точно отражающий настоящую гео-политическую морально-религиозную действительность. Автор сделал казалось бы невозможное, обозначив практически все символы современного мироустройства. Сюжетная линия ни чем не уступает захватывающим виражам "t", а кое-где забирает и покруче. Персонажи прорисованы идеально. Есть даже пара свежих научно-фантастических идей, что Пелевину обычно не свойственно. Ну а уж мастерство с которым он вплетает в сюжет своё понимание религиозно-философских доктрин, вызывает абсолютное восхищение. Единственный совет – при чтении постарайтесь абстрагироваться от своей сексуальной ориентации, политических и религиозных убеждений, гендерной солидарности и т.д. Потому что Виктор Олегович прошёлся, кажется, по всем возможным комплексам и неврозам, дремлющим в нашем подсознании, и, если вы начнёте цепляться к идеям, которые он вложил в головы своих персонажей, то упустите самое главное, что есть в этой книге – ...
Цинично. Жестко. Смачно и пронзительно. Как всегда многослойно (у кого на сколько хватит уровня подготовки и знания исходного материала – столько слоев смысла получает). И как, почти всегда – почти гениально.
Ценителям и понимателям ПВО – маст-рид однозначно. Пожалуй, один из лучших и острых романов уровня «Чапаева», «Генерации» и «Ампира», выдержан в духе «Операции Burning Вush» и «Зенитных кодексов Аль-Эфесби» из «Ананасной воды для прекрасных дам» (ПВО-2010), но здесь не только отшлифована до блеска подача привычных Пелевинских «я-не-я, если не я-то-кто?», но и прекрасно развернута тема функционирования человеческого сознания, как «нейронного компьютера в составе биоробота» (если кому интересно «исходнее» – читаем, например, «Трансформацию» Люка Рейнхарда). Ну, а «улетный и фэнтэзический мир будущего-настоящего» не поддается описанию, а требует самостоятельного погружения в «вибрации слов» автора.
В общем, предыдущие отзывы довольно точно и ёмко описывают аспекты этой книги. Я бы только хотел добавить одно моё личное впечатление.
Не первый раз ловлю себя на мысли, что Пелевин как-то уж подозрительно ко времени и к месту со своими пассажами... Такое ощущение, что он этот кусок нашей жизни уже прожил в какой-то параллельной реальности, осмыслил его в своей характерно-заковыристой манере и выложил нам в виде романа... А мы только входим в этот отрезок истории...
Например: иранцы посадили супер-беспилотик... (Зенитные кодексы Аль-Эфесби...). И сейчас, цветные революции, убийство Каддафи... (Снафф?)
В общем, добро пожаловать в параллелельные миры Пелевина. S.N.U.F.F. – один из них...
Читал «S.N.U.F.F.» Пелевина долго – дольше, чем обычно читаю книгу в 500 страниц. Столько времени примерно у меня ушло на «Волхв» Фаулза в переводе. Месяца 3. Они и правда показались мне чем-то похожи, эти два произведения. Утопии, только одна в будущем, другая – в прошлом, а так – о переживаниях души и о ее сомнениях в себе самой, а также о ее приключениях в теле человека и в Вечности. Можно ли их прочитать «залпом»? Тем более, что такое чтение захватывающе и обещает бессонную ночь, как «Лед» Сорокина. Можно. Но только нужно ли? Зачем отказывать себе в удовольствии прожить с героями и жизнь, и вечность!
Читал у Пелевина только его последние несколько вещей. Не знаком с ранним его творчеством 1991-2002 гг. Но прочитанное еще раз убедило меня – Виктор Олегович – человек с прозрением, интуицией, блестяще отточенным и быстрым умом, и книги его основаны на способности автора впитывать происходящее вокруг всеми фибрами души, анализировать и остроумно подавать.
Меня смешат заявления о том, что «такое можно написать только под наркотой». Это вся наша нынешняя жизнь в России – попеременно, то идеологическая «наркота», то похмелье от нее, в их непрерывном чередовании, о чем, впрочем, и размышляет в «S.N.U.F.F.» герой книги – Дамилола. Просто туман этот конденсируется на прохладной линзе пелевинского гения (не побоюсь так сказать – воспринимаю его именно так), становится для нас более осязаем и смешит нас, как изображение в кривом зеркале. Только мы не сразу понимаем, что отражаемся в нем именно мы, считая это плодом воспаленного воображения автора.
В целом, «S.N.U.F.F.», на мой взгляд, – это величайший шедевр мировой (именно так) литературы, войдет (несомненно) в ее анналы, будет переведен на сотни языков, экранизирован (как «Generation P») и останется в истории. И, вероятно, это лучшее на данный момент произведение Пелевина, хотя многие из них по-своему яркие, самобытные и интересные.
О жизни с юной красавицей.
Истинно, то же самое, что жить под одной крышей с козой. И почему?
Красавица терзает сердце, пока недоступна. Глядишь на неё и думаешь - слиться с ней в любви есть высшее счастье. Идёшь ради этого на сделку с судьбой и совестью, и вот она твоя. Ликуй, орк... Однако наслаждение по природе скоротечно. В первый день можно испытать его четыре раза. На второй - три. На третий - единожды или дважды. А на четвёртый не захочешь вообще, и после того надоест на неделю.
И где её красота? Выходит, она теперь красавица лишь для соседей. А говорить с ней не о чем, ибо глупа безмерно. И не надейся, что через несколько дней захочешь её, как прежде. Не успеешь - преград теперь нет, и соблазну нет времени расцвести. Для тебя отныне это просто молодое животное, которое кормится и спит, как все скоты.
Но живёт-то с тобой! Каждый день ест и гадит, и всюду наводит беспорядок, чтобы и на минуту про неё нельзя было забыть, куда ни посмотри.
А потерять - заплачешь.
И как-то раз, после пропавшей в никуда недели, Грым догадался, что точно так же пропадет и вся остальная его жизнь.
Сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке.
Дважды два - четыре, только по той причине, что тебя в детстве пороли. И ещё потому, что четыре временно называется "четыре", а не "пять".
– У каждого в шкафу свой скелет.
Хлоя, видимо, не поняла идиомы – и со светским хохотком бросила:
– Ой, а у нас целых два!
Opis książki
Роман-утопия Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства.
Arvustused, 237 arvustust237