Loe raamatut: «Отель Ко-Панган», lehekülg 6

Font:

История 34. Вилла в Азии

Я подумал, что надо на Самуи что-то сделать. Это был очередной заход. Я снял на Самуи виллу. Вилла: 4 спальни, бассейн, есть площадка для йоги. И снял еще несколько комнат небольших, либо бюджетных, либо для персонала.

В итоге в этой вилле я сам жил, кайфовал. Если сравнивать с ценами Пангана, то на Пангане за такие деньги вообще виллу не снимешь, не то, что 4 спальни. Даже 2 спальни не снимешь. Я встретил англичан в возрасте, которым нужна была определенная помощь. Я им помог и они мне сделали дисконт. Хороший объект по хорошей цене, по-дружески. Сейчас они решили эту виллу продать, мы им помогаем ее продать. История с этой виллой простая, я там пожил. И понял: одно дело территория вокруг дома, ты побаиваешься туда выходить. Ну, мало ли, ты туда выйдешь, а там пацаны в шахматы играют, заставят тебя в шахматы играть. Что ты будешь делать? Вот я умею в шахматы играть, но плохо. Проиграешь – заставят пить. Как на Чистых прудах.

А на вилле везде огороженная территория, ты чувствуешь себя как дома. Есть бассейн. Искупался, посидел на улице. Уровень комфорта жизни стоит того. За это я этой вилле благодарен. У нас есть коллега, мы с ним вместе двигаемся по теме продаж объектов и всего остального. Если рассмотреть двухкомнатную квартиру в Москве, в центре, в пределах кольца. Двухкомнатная квартира в Москве и вилла на Самуи стоят практически одинаково. Давай сравним, где тебе лучше. На вилле можно огород разбить, а в своей квартире, где ты огород разобьешь? Нет. Плюс тепло. Зимой в Москве у тебя квартира. Или у тебя вилла зимой где-нибудь на Пхукете, где солнышко светит и жара. Конечно, лучше вилла. И с точки зрения семьи, даже если у тебя есть дети. На вилле 4 спальни, бассейн, территория около дома огороженная. Теплая погода, тебе не надо детей одевать. Есть инфраструктура, есть садики. Много европейцев, американцев, кто-то приехал и решил остаться. Есть мужчины, кто-то приехал, женился на местных жителях, школы открыли. Здесь можно получить хорошее образование. Они вызванивают профессуру из Лондона. Учителя тоже хотят в тепле пожить. У них зарплата меньше, но зато какой еxperience. Поработал До 4 часов, потом отдых, море. Красота. Поэтому учителя из тех же самых стран и хороших школ. С этой точки зрения, конечно, лучше вилла в Азии, чем в Москве квартира. Даже не обсуждается.

У нас же специально делают, чтобы русские не знали языки. Когда русские языки не знают, они и прессу не могут почитать. Вот мне сегодня прислали, что Пхукет был рассадником коронавируса.

Я говорю:

– Ребят, у нас сейчас 150 человек на Пхукете. Вообще в Тайланде, по-моему, 2,5 тысячи, из них активных 1,5 тысячи, а тысяча уже закрытых кейсов.

Но люди, которые читают РИА новости, они не знают правду. Никакой эвакуации нет, ничего не налажено. Самолеты летают полупустые, людей срывают в последний момент. Они приезжают, им сначала говорят, что это эвакуация, потом говорят, что это за деньги. Выставляют им счета, которые, возможно, они не могут оплатить.

Потом заявляют:

– У нас все люди вывезены, остались только дауншифтеры.

Да, конечно, неправда.

И так же человек не может сравнить, где, какая недвижимость стоит и где реально какой уровень жизни. В той же самой Испании, в том же самом Тайланде. Что бы вы могли купить в другой стране за те деньги, что у вас есть. Какая есть инфраструктура. Если говорим про Азию, то какие климатические условия. Это же важно. Поэтому людей запугивают. Конечно, для страны не выгодно, чтобы люди из нее уезжали.

Многие русские приезжают, прицениваются для родителей. Я говорю: ребята, вы посмотрите, какие есть возможности, что вы на России зациклились. И вот это вилла, которую мы помогаем продать, бывает, и русские постояльцы переезжают. Кто-то переезжает из-за погоды.

Один немец мне рассказывал:

– Когда был молодой, на байке врезался, нос сломал. С тех пор у меня жесткий гайморит. Когда холодно, у меня сразу начинает болеть голова. До потери сознания. Поэтому я на каждую зиму приезжаю и зимую в Тайланде.

Он здесь живет, прекрасно себя чувствует. Поэтому и вам, может быть, стоит рассматривать такую возможность. Что-то купить. Да и вообще сначала приехать на зимовку на несколько месяцев. Как говорит господин Соловьев, дауншифтером стать на несколько месяцев.

– Это не так сложно как кажется.

История 35. Пхукет

На Пхукете в среднем бизнес стоит 1 млн бат. Одна комната плюс минус 100 тысяч бат, чтобы это перешло к вам в управление. Есть аренда, это называется кхемани, продажа бизнеса. Условна, я продаю отель. Это значит, что здание я не продаю, я переуступаю тебе аренду, передаю аккаунты booking и рассказываю как это работает. Такая штука в среднем стоит 100 тысяч бат на одну комнату. То есть 10 комнат – 1 млн, 20 комнат – 2 млн, 100 комнат – 10 млн. Это предложение подходит, в первую очередь, тем, кто не умеет отели делать. Но, поскольку я умею, я понимаю. Если купить отель, то все равно в нем что-то придется доделывать. Потому что есть моя технология, чтобы до технологии довести, что-то нужно будет доделывать. Я хотел найти много квартир рядом каких-то, которые я могу объединить и сделать отель. Я начал искать и нашел. По традиции, я не работаю с агентами. Потому что у агентов позиция такая: нужно, чтобы комиссию им заплатили, чтобы сделка состоялась. Непонятно вообще, чьи интересы они отстаивают. По сути они – информационное бюро. Я тебе подсказал, что есть это место, а ты мне за это должен заплатить, за бизнес это 10-20%. То есть 3-7 тысяч долларов. За то, что я разместил на сайте и человек ко мне пришел, посмотрел на сайте, и за это я должен получить 3-7 тысяч долларов. По-моему это много. Эта история продавалась через агентство, но они никаких адресов и контактов мне не давали. Тогда я сам нашел этот отель. Приехал к собственнице, поговорил с ней, и она мне предложила лучшие условия, чем было написано у агента. Так появился первый наш отель на Пхукете, запустился с 5 декабря. И еще один отель я взял. Называется Holiday House. Он хуже, чем Kata Lac, с точки зрения самого здания. Но он ближе к морю находится. И он тише. Здесь реально тише, там эти мопеды с прямотоками постоянно шумят. Holiday House был сделан по тайским традициям. Мы поправили там кое-что, цены в полтора раза подняли, и мы были полностью заняты. Я смотрю и не понимаю, как это работает. С точки зрения своих ощущений, я бы в таком отеле за такие деньги не жил. Мне не очень нравится. А другой отель, у него 50-70% занятости. И он прикольный, у него есть номера с кухнями, и с видами, и со всем остальным. А этот отель, у него 100% занятости и цена примерно в 2 раза дороже. В 1,5-2 раза дороже. С тех пор одна из истин: Ты не должен быть потребителем своего продукта. Тебе нужно понимать, кому ты продаешь, и насколько ему это подходит. И все. И отзывы еще на этом математическом отеле самые лучшие. Реально везде 7,5, а здесь 8,5. Бизнес – такая штука, когда нужно найти потребность человека и удовлетворить ее. Каким-то образом мы смогли удовлетворить эту потребность этим отелем. И лучше, чем предыдущие собственники.

История 36. Семен и депрессия

Мы вызвали Семена из депрессии. Сказали:

– Семен выезжай из депрессии.

Он приехал.

– Было очень смешно, на самом деле, как я выезжал из депрессии. С огромной кофе машиной.

– Которую мы поставили в два часа ночи на pcx и ехали 50 км из аэропорта.

– Нас тайцы научили этому. Тайцы с рождения ездят на байках, они умеют возить на них все. Могут пятидесятером залезть и еще холодильник увезти.

– И вот кофе машина. В отелях, которые мы сняли, раньше не было кофе машин, а потом мы поставили. Даже пришлось из Новосибирска везти одну, потому что они в России дешевле.

– Да, они в России дешевле, ну и почему бы нет. Все равно едешь в холостую, полотенца же не надо везти.

– Полотенца привез.

– И в это раз полотенца привез?

– Я запаковал кофе машину.

Семен – тот человек, который в первую поездку решил взять полотенце с собой, ибо не был уверен, что будут полотенца в Тайланде.

–И уют, на самом деле получился. Правила, что не надо разуваться, можно пить кофе, сидеть в массажном кресле. Это все, на самом деле, создает атмосферу и получается очень круто.

– Массажные кресла вообще я себе купил. Потом думаю, ну ладно, я купил, но я же не буду 24 часа сидеть в них. Поставлю, чтобы другие могли пользоваться. Иногда даже плохие отзывы писали, но зато есть массажное кресло. Все. Уже не придерешься.

История 37. Доход для тайцев

Тайцы любят обманывать туристов. Последнее не заберут, но чуть-чуть обмануть – обязательно. Есть тайские традиции. Тайские традиции – это помаленьку наживаться на приезжих. Это золотое правило. Допустим, случилась авария. Если таец виноват, он может извиниться и уехать. А если ты виноват, он вызовет всех, кого только можно. Он такой несчастный, а тебе потом чеки отовсюду приносят. Ты все это оплачиваешь. Наверное, это везде такое. Плюс – минус.

Еще у них есть одна черта, она, наверное, присуща многим азиатам. Если они виноваты, они ни за что не признаются в этом. Если ты будешь их вести к тому, чтобы они признались, то, скорее всего, ты в конфликт попадешь. Если человек виноват в чем-то, то в лучшем случае, все, что ты можешь сделать, это уйти от него и найти другого человека, с кем контракт заключить или еще что-то. То есть он как не признает, так он и до последнего не признает свою вину.

Я как-то ехал на байке на Пхукет, и у меня порвался ремень на байке. Ремень вариатора. Я обратился к тайцам за помощью. Тайцы на меня посмотрели, спрашивают:

– Ты говоришь по-тайски?

– Нет.

– Помоги кокосы почистить.

Пока я чистил кокосы, они поставили мне ремень. Ремень уже был не новый, а по цене как новый. Так я научился поддерживать местных. Когда они мне прайс сказали, я все уже понял, что произошло. Но у меня не было вариантов.

Они могли мне честно сказать:

– Ближайшая мастерская в 50 км, либо здесь по такой цене мы можем тебе сделать.

Но у них в голове не было такой схемы. То есть, если ты где-то переплачиваешь или если где-то ты остаешься виноватым и ты платишь, то это стандартная история. Нужно в некоем роде быть к этому готовым. Мы как доход для тайцев. Думаю, что это у всех туристических мест такая позиция. Сегодня есть этот турист, а завтра его нет. В Барселоне, например, воруют много всего. В Тайланде могут обмануть, цену завысить, но воровства нет. Ты пошел куда-то, оставил вещи, скорее всего, их не тронут.

С одной стороны, тебя могут развести на деньги. Но, с другой стороны, ты от голода здесь никогда не умрешь. Если у человека реальные проблемы, тебя не оставят. Мне кажется это свойственно всем мелким деревням. Если ты турист, и застрял где-то посередине Таиланда, то вообще можешь не волноваться. Рис у них всегда есть, накормят. Спать тебя всегда куда-нибудь положат. Поэтому я спокойно езжу на байке. Я знаю, что если сломается у меня байк, я заглохну, то мне помогут. Я в этом уверен на 100%. И это не только про Тайланд. Я думаю, что так, наверное, в любой стране. Я в Штатах автостопом путешествовал, и там помогали. В этом плане люди добрые. Я стараюсь не идеализировать, это просто мои наблюдения. В реальной проблеме они тебе помогут. Если они видят, что у тебя есть деньги, то чуть-чуть переплатишь. Если ты по-доброму, и к тебе по-доброму. Если ты разозлишь кого-то, ты такое же в ответ и получишь. Мне кажется это справедливо и везде так примерно.

История 38. Про тайцев

Тайцы в своем эмоциональном состоянии как дети. То есть они точно также радуются, улыбаются. И улыбки, они настоящие. В Америке улыбаются по стандарту. Ты турист, значит, тебе нужно улыбаться. А многие тайцы по-настоящему улыбаются. Это правда. И также по-настоящему они злятся. Бывает, они кричат, орут друг на друга. Бывает такое, что какой-нибудь турист начинает оскорблять тайца. Тогда собирается несколько тайцев, и они бьют туриста. Серьезно могут.

Еще есть тема уживания в Таиланде разных вещей. Ты смотришь, как они здесь все уживаются. С одной стороны есть традиции, их соблюдают. И эти ритуалы длинные и сложные. Например, ритуал свадьбы. На свадьбе обычно не меньше 200 человек собирается. 300-500-1000 человек на свадьбе это нормально. Эта традиция. При том, что здесь есть, с другой стороны, и проституция и все остальное. Но когда женятся традиционные семьи, 1000 человек приводят на свадьбу. В поселках есть пустоши. Когда проходит свадьба, вся пустошь занята столами. Сцена и все занято столами. И получается, что все друг друга не трогают, с одной стороны. Но с другой стороны, есть определенные границы, за которые лучше не заходить. И вот насколько они добрые бывают, настолько же они бывают и злые.

– А какие у тебя были случаи с тайцами?

– Я помню, билет как-то покупал, по-моему, я в Лаос ехал. Я что-то сказал, что то с матом. У нее сразу каменное лицо, я взял билет и подумал, что лучше я сейчас отсюда уйду, пока ничего не началось. Я не про нее сказал. Я сказал что-то про ситуацию, что ситуация плохая. Не помню что, но я помню, что это было ругательство, но не лично на нее направленное. Она изменилась в лице. Я решил, что лучше подальше от нее пойду. Это плохо. Нельзя такого делать.

История 39. Преступление и наказание

Был у нас случай. Наши волонтеры у соседей взяли мусорное ведро. Сложили туда наш мусор. И приехала тетя, хозяйка этого ведра мусорного. А она всегда показывала, что она лучше всех остальных, что она делает все лучше всех, а остальные все никто. Она всем, кому только можно, пыталась это продемонстрировать. Ей нужно, чтобы у нее лучше становилось, а у других хуже. Такая вот модель поведения. И вот она вызвала полицию, сказала, что у нее украли мусорное ведро. Понятно, что мы не правы, но полицию вызывать это уже перебор. Злые люди они везде есть.

Мне как-то моя хозяйка говорит:

– Вот я видела, человек у меня украл, эта вещь стоит 200 бат. Я могу вызвать полицию, буду права. Но его посадят на 2 года.

Такой случай был с Seven Eleven. Ребята какие-то, студенты. Они решили, что прикольно обокрасть Seven Eleven. И вот украли они на 200 бат на двоих, а наказание по закону 2 года тюрьмы. А украли то они на 200 бат. Есть такие люди, которым все равно, насколько ты украл, они хотят наказания. Законы несовершенны. Человек должен сам понимать, что то нарушение, которое он сделал, не стоит того наказания, которое он получит. Оно не то что в разы, оно в тысячу раз различается. А тюрьма здесь такая, что тебя могут и не кормить совсем, потому что туристы – это чужие, они им ничего не должны. Пусть тебе друзья передачки приносят. И все это за 200 бат. Это перебор. Есть люди, которые это понимают. А есть люди, которые из-за принципа хотят до конца дело довести.