Maht 180 lehekülgi
1934 aasta
Отчаяние
Raamatust
«Отчаяние» (1934) – шестой роман Владимира Набокова, написанный в Берлине, и его третий, после «Короля, дамы, валета» и «Камеры обскура», психологически-криминальный роман, отвергающий условности этого жанра. Герман, берлинский коммерсант русско-немецкого происхождения, убежденный в своей гениальности, замышляет преступление, которое, подобно произведению искусства, должно стать шедевром изобретательности и безупречности исполнения. Жизнь, однако, оказывается намного остроумнее и художественней порочного замысла, кривое зеркало которого лишь искажает реальность.
Форма повествования от первого лица, вера героя-рассказчика в собственную исключительность и блистательный слог сближают «Отчаяние» с написанной двадцать лет спустя «Лолитой».
Книга тяжело идет, но дочитать ее до конца определенно стоит. В очередной раз восхищаюсь умением Набокова находить удивительные и меткие «словечки», чтоб вот безукоризненно точно и практически непереводимо на другие языки. Счастье, что этот роман был написан именно на русском. Больше всего зацепила идея слепоты (в переносном смысле) главного героя. Не замечать очевидное можно сколь угодно долго, ведь наше представление о самих себе и мире вокруг разительно отличается от представления окружающих нас людей.
Сам Набоков не любил Достоевского и не стеснялся об этом заявлять публично (ведь он публиковал много литературоведческих трудов). Даже не могу представить, как он воспринял бы сравнение его литературы с книгами Достоевского?! Это небольшое отступление, а вот что касается «Отчаяния» – всё как всегда – великолепный язык, изысканный стиль, нетривиальный сюжет. Набоков в стороне от чувств к своему герою, но читателя заставляет понервничать. Браво Владимир Владимирович Набоков!
Произведение сильное, но осознается это только к концу. Читать было тяжело, нудно, очень много описаний мыслей и рассуждений главного героя Германа и совсем мало действий. Но в конце становится понятно, что все это было нужно для того, чтобы раскрыть образ Германа и подготовить нас к концовке. Это книга про одного человека, и все остальные персонажи и события нужны лишь для того, чтобы дополнить картину его личности.
Книга рассказывается от первого лица, благодаря чему мы видим происходящее через призму души главного героя. Благодаря этому Набокову удаётся нас запутать, ведь совсем непонятно, какие события реальны, а какие субъективны. И только с помощью реплик и реакций других персонажей мы можем в конце составить полную картину, и понять, что же произошло и что за человек был Герман.
И хочу сказать, что персонаж он весьма отталкивающий, а посему находиться у него в голове и постоянно слушать ход его мыслей не очень приятно, и даже прямо-таки противно. Поэтому книгу читать было тяжело, все время хотелось её отложить, потому что все это надоедало и раздражало. В конце, конечно, стало ясно, что даже эти чувства соответствовали гениальному замыслу Набокова и его ожиданиям от нас-читателей.
И тем не менее, ставлю произведению 3 из 5, просто потому что чтение не принесло удовольствия, и настроение от него было дряное.
Ну не знаю, как я эту книгу у Набокова пропустила. Но лучше поздно, чем, как говорится. Великолепно! Почему-то вспоминалась Лолита, когда читала, хотя здесь ничего от того сюжета нет.
Так талантливо изображается сумасшествие главного героя, что в конце книги и сам немного едешь – вот что значит талант)))
Стиль, конечно, набоковский, неподражаемый, как его называют. Иногда витиеватый, иногда такой хлесткий, что как водой холодной в лицо плеснули. Книга из ряда вон, ни на что не похожая, поклонникам Набокова прочесть обязательно советую.
Набоковские тексты, как живительный и волшебный эликсир.Его великолепный, неподражаемый стиль, как глоток свежего воздуха после душного подвала. В него плавно опускаешься, в нём паришь… Если бы Владимир Набоков взялся описывать шариковую ручку, то и это был бы шедевр, не сомневаюсь. "
Отчаяние" – тонкое, необычное произведение, не является исключением. Рекомендуется к прочтению однозначно всем ценителям непримитивной, а высокой,. интеллектуальной и изящной прозы.
Никак не удается мне вернуться в свою оболочку и по-старому расположиться в самом себе, - такой там беспорядок: мебель переставлена, лампочка перегорела, прошлое моё разорвано на клочки.
Высшая мечта автора: превратить читателя в зрителя...
Любовь к ближнему, не котируется на бирже современных отношений.
Один умный латыш, которого я знавал в 19 году в Москве, сказал мне однажды, что беспричинная задумчивость, иногда обволакивающая меня, признак того, что я кончу в сумасшедшем доме
Знатоки оцeнятъ это прелестное, будто бы многозначительное "ночью", - ахъ ты - "ночью", смотри какой, писалъ ночью, не спалъ, какой интересный и томный!
Arvustused, 107 arvustust107