Maht 485 lehekülge
2013 aasta
Неизвестная война императора Николая I
Raamatust
Новая книга известного российского писателя-мариниста капитана 1-го ранга Владимира Шигина «Неизвестная война императора Николая I» посвящена драматическим событиям, происходившим на российском Черноморском флоте в 20—30-х годах ХIХ века. Почти двести лет эти события были сокрыты непроницаемой завесой тайны. Собрав и обобщив редкие архивные материалы, свидетельства современников, автору книги впервые удалось воссоздать полную и правдивую картину тех давних событий, раскрыть причину смерти легендарного командира брига «Меркурий» А.И. Казарского, ответить на многие загадки отечественной истории.
Книга написана хорошо, но, на мой взгляд, слишком много внимания уделено драматическим моментам, и слишком мало – документам. В целом, изложенные автором версии и факты выглядят убедительно, но эмоциональный напор автора в некоторых местах книги несколько портит впечатление. Вывод – оценка «хорошо».
Книга меня поразила приведёнными фактами и описанием ситуации в целом на Черноморском флоте, в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве в 1820-1830х годах. Конечно, все мы знаем, что в России воровали всегда и везде, и всё равно невозможно не поражаться.
В первую половину царствования Николая I (1820-1830-егоды) ему пришлось вести войны с Турцией,с Персией, подавлять мятеж в Польше, усмирять холерные бунты, не говоря уже о раскрытии и нейтрализации заговора во время его восшествия на престол, который грозил стать разрушительным для России и её целостности – восстания декабристов. Но «неизвестная война», о которой рассказывает В. Шигин – это ещё одна малоизвестная сейчас страница нашей истории – война императора Николая с коррупцией, казнокрадством в чудовищных масштабах в Новороссии, на Черноморском флоте.
Главнокомандующий Черноморским флотом адмирал Грейг, конечно, имеет заслуги перед страной и много сделал для флота, был грамотным храбрым флотоводцем, прекрасно разбирался в кораблестроении и морском деле, был неутомимым энергичным организатором, пока... не был опутан одесской и николаевской «мафией». Началось всё с 1820 года, когда в его доме поселилась Юлия Михайловна (Лия Сталинская)и привела с собой кучу родственников, коммерсантов и прихлебателей; с каждым годом эта сеть разрасталась и всё туже затягивалась. Распилы государственных ассигнований, откаты за подряды, подлоги, коррупция, отсутствие тендеров вопреки законам, небрежная отчётность перед Петербургом, пустые слова вместо конкретных обоснований произведённых затрат и цифр, баснословное завышение цен за гнилую продукцию, прозябание матросов и нижних чинов. Ну вы понимаете. Государственные верфи Севастополя были в запустении, зато процветали частные верфи и доки, лавки и склады в Николаеве, где владельцами были Рафаловичи, купцы Серебряный, Варшавский.
Дошло до того, что после турецкой войны 1829 года корабли по 3-4 года не выходили в море, гнили в доках, а матросы разучились ставить паруса.
Понимал ли Николай, что черноморцы зарвались и перешли все возможные границы? Почему так долго тянул с принятием крутых мер и наведением порядка? Пытался. Получая множество жалоб и доносов, и не получая ответов на требования представить пояснения к отчётам, в которых путались цифры, и немалые, император пытался направить ревизоров – компетентных и влиятельных людей. Князь Меншиков, адмирал Головнин, адмирал Сарычев. Как только они взялись за дело – Сарычев и Головнин в одни дни умирают от холеры(?).
В 1833 году с не афишируемой миссией провести ревизию и собрать доказательства Николай направляет своего флигель-адъютанта Казарского (героя, подвиг которого был известен на всю Россию, капитана брига «Меркурий», который своими слабыми силами бился один с двумя мощными турецкими кораблями и победил их!) Итог миссии – Казарский отравлен в Николаеве, а папка с его документами и записями бесследно исчезла!
После такого вопиющего случая император, наконец, понял, что бороться надо не точечно, а системно.
И только когда адмирал Лазарев был наделён самыми высокими полномочиями и принял под своё командование Черноморский флот, а Грейг был наконец – то отправлен в отставку (почётную, с переводом в Петербург), и разогнана вся его камарилья, только тогда под сильной и властной рукой Лазарева Черноморский флот начал потихоньку возрождаться. Приложив титанические усилия и неимоверную силу воли, Лазарев сделал многое – возродил из запустения Севастополь, поставил корабли на ремонт, начал пополнение флота пароходами, проводил регулярные учения моряков. Тем не менее, не так просто и быстро можно было сломать сложившуюся систему, и к Крымской войне Россия оказалась не готова.
В книге много интересных забытых страниц нашей истории.
А ещё меня восхитила идея автора о том, что сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» так много оставляет ассоциаций с тогдашней ситуацией на Чёрном море, о безвольном старике (Грейг) под каблуком старухи (жены Леи), аппетиты которой всё росли и росли, пока она не захотела стать владычицей морскою.
Пушкин написал свою сказку как раз в знаменательном 1833 году, когда скандал на Черноморском флоте был на слуху и в Петербурге, и в Одессе. Конечно, доказательств никаких нет, что именно эта история зашифрована в сказке, нет упоминаний ни в записях, ни в черновиках, ни в письмах, но ведь так многое сходится, гениально же!
К сожалению, эта книга – один из типичных примеров псевдоисторической отсебятины г-на Шигина, не имеющей ничего общего с документами и реальными событиями.
К примеру, Глава четвертая. СМЕРТЬ ГЕРОЯ – почти полностью основана на пересказе николаевских городских слухов и сплетен, которые ещё в 19 веке были полностью опровергнуты как историками, так и материалами Следственной Комиссии, расследовавшей смерть А.И. Казарского. Эти материалы есть в РГА ВМФ. Многие из них давным-давно опубликованы и всесторонне изучены, но В. Шигин упорно не желает их замечать, вводя таким образом читателей своих книг в заблуждение, что, к сожалению, не делает ему честь.
Ülevaated, 3 ülevaadet3