Maht 1701 lehekülg
2020 aasta
Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918)
Raamatust
Годы Первой мировой войны стали временем глобальных перемен: изменились не только политический и социальный уклад многих стран, но и общественное сознание, восприятие исторического времени, характерные для XIX века. Война в значительной мере стала кульминацией кризиса, вызванного столкновением традиционной культуры и нарождающейся культуры модерна. В своей фундаментальной монографии историк В. Аксенов показывает, как этот кризис проявился на уровне массовых настроений в России. Автор анализирует патриотические идеи, массовые акции, визуальные образы, религиозную и политическую символику, крестьянский дискурс, письменную городскую культуру, фобии, слухи и связанные с ними эмоции. По мнению автора, к 1917 году эмоциональное восприятие действительности стало превалировать над рассудочно-логическим, а конфликт традиционного и модернового мировоззрений не позволил сплотить российское общество на основе патриотических идей, выстроенных вокруг устаревшей самодержавной мифологии. Во время революции 1917 года слухи во многом определяли течение политических событий. Владислав Аксенов – специалист по социальной истории России начала ХХ века, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.
Жуть охватывает, когда понимаешь после прочтения книги Владислава Аксёнова «Слухи, образы, эмоции», что всё то, что происходило в сознании наших предков в 1914 – 1918 годах бурлит и в наших головах. А «вставай проклятьем заклейменный…» – это тупик, очередная кровавая мясорубка. Между тем такой вариант событий опять реален, а уж тогда никто никуда от новой катастрофы не сможет скрыться. Книга – предупреждение!
Студент.
dachiug, большевизм это тупик?!? А капитализм с его бесконечными кризисами, повышением цен, безработицей, военными конфликтами и так далее не тупик?!?
Хорошее, академическое и грамотное исследование по социальной психологии и сознанию масс, написанное доступным и понятным языком. Много параллелей с нынешним времени, много интересной информации к размышлению.
Читал монографию Владислава Аксенова не отрываясь. Очень интересный, захватывающий, обоснованный, ясный, основанный на значительных документах фундаментальный труд о настроении россиян в годы войны и революции (1914 – 1918). Полезная и поучительная книга для профессионалов и всех тех, кто любит и интересуется историей России. Поклон автору.
Книга Владислава Аксенова «Слухи, образы, эмоции. Массо¬вые настро¬е¬ния россиян в годы войны и рево¬лю¬ции (1914–1918)» очень понравилась, видно, что написана действительно профессионалом с большой буквы. Много интересной, подлинной информации, что раскрывает истинные, а не выдуманные историками-пропагандистами, события тех лет. В ней любой исследователь, да и просто любитель найдет ответы на многие вопросы, возникающие при обращении к тем катастрофическим годам. Написана прекрасным языком, легко и образно, да и издание книги солидное. Книга Владислава Аксёнова захватывает с самой первой страницы.
Алексей Лесник, учитель истории.
Книга Владислава Аксенова «Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918)». – это глубокое, тщательно-продуманное, масштабное исследование катастрофических событий истории начала ХХ века. Громадное количество документов представленного периода. Книга прекрасно сконструирована и держит внимание читателя от корки до корки, не отпуская и после прочтения. Помимо выше сказанного книга притягивает размышлениями автора и разгадыванием тех далеких (а может и не далеких) событий на основе визуальной истории, антропологической истории, истории эмоций, человеческой психики, социологии, искусствоведения, литературоведения. Книга Владислава Аксенов очень полезна, как для молодого поколения и любителей истории, так и маститых ученых.
Амбивалентность патриотических настроений подразумевает неоднозначность не только отношения к войне или власти, но и соотношения таких понятий, как «власть» и «отечество». Патернализм предполагает их отождествление, в то время как более развитое гражданское сознание – разделение
Вебер, наоборот, подчеркивал амбивалентность русской революции, обеспечивавшей ей быстрый переход в сторону реакции: «Аграрный коммунизм оказывается идеальной почвой, на которой происходит постоянное качание между идеей „творческого акта“ „сверху“ и „снизу“, между реакционной и революционной романтикой»
значительная часть общества не отделяла патриотизм от верноподданничества
В департаменте полиции отмечали, что «ярый патриотизм» нередко был симптомом умопомешательства.
Arvustused, 10 arvustust10