Maht 331 lehekülg
2008 aasta
Гваделорка
Raamatust
«Стальной волосок»◦– это книга о жизни нескольких поколений детей из сибирского городка Турени. Она состоит из трех романов: «Бриг „Артемида“», «Гваделорка» и «Бабочка на штанге».
Герой романа «Гваделорка»◦– московский пятиклассник Ваня на каникулах подружился с туренскими мальчишками и девчонками. И все вместе они с увлечением погружаются в разгадывание тайны маленького российского брига «Артемида». Знакомясь с судьбами детей прошлых времен, современные подростки обретают с ними живую связь и начинают чувствовать себя одной большой семьей, живущей в Турени на протяжении трех веков. Для них реальностью становятся законы и традиции давнего детства. И как раз один из них◦– «закон полуденного выстрела»◦– помогает юному москвичу спастись от беды и найти настоящих друзей…
Для среднего школьного возраста.
Хороша книга!!! Это продолжение "Брига "Артемиды": действие происходит в наши дни, но герои - взрослые и ребята - оказываются связаны ниточками с событиями 19 века, описанными в первой части. Эти ниточки восстанавливаются постепенно, превращая случайные знакомства в настоящую дружбу "на века". Хороша книга!!!
P.S.: Нужно ли говорить, что я, поддавшись атмосфере этой повести, уже побродила по Интернету в поисках подробностей о событиях на о.Гваделупа и пр.?.. Да и вообще... Жалко расставаться с героями... И вот что подумалось: читаешь подобные вещи - и веришь в тот мир, где возможны стопроцентное доверие к другим, взаимопонимание с полувзгляда, глубина молчаливых рукопожатий, а главное - веришь, что в твоем детстве именно так и было.
Какие же они были всё-таки... ...истинные? Потрепанные книги ("Пока мальчишки читают Жюля Верна, потеряно ещё не все") под мышками, сандалеты на босую ногу, майки с корабликами (а не со всякими мультяшными героями и суперменами из комиксов), цветные стёклышки, ключи, морские раковины и маленькие глобусы, выстрелы из пушек ровно двадцать второго июня и ровно на истинный полдень...
Если "Бриг "Артемида"" была красочной книгой, мир которой был похож на документально-художественный фильм в режиме 5Д, с пейзажами разной степени красоты и умиротворения, но высококлассной реалистичности, то "Гваделорка" - совершенно не такая. "Гваделорка" - шумная и беспечная. Течёт изменчивым потоком по бурым камням и гладкой гальке, бросается из крайности в крайность, отрывает в песке тайники и, - сокровище за сокровищем, - достаёт наружу одно открытие за другим. Читателю, незнакомому с первой книгой, в "Гваделорке" скорее всего, сразу же станет не по себе. Впрочем, если он в меру любопытен и обожает тайны и загадки, то, может быть, сначала ему следует прочитать "Гваделорку", а затем - "Бриг". И узнать, что так оно и было на самом деле. Ваша покорная слуга, читая "Гваделорку", все время забывала, что это выдуманная история, и восхищалась тем, как мальчик Ваня, в котором прозорливый Квакер видел больше чем просто искателя обрывков, - смотрел в корень и догадывался о том, о чем догадаться было невозможно, - но на сто процентов верно. Будь я ребенком, я бы поверила в эту книгу. Крепче чем в законы Ньютона. Будь я ребенком, я верила бы всем книгам Крапивина, потому что они все такие - волшебные донельзя, доверчивые и наивные, как широко раскрытые детские глаза, и в то же время хитрые и мудрые. Я ещё не знаю, что меня ждет в "Бабочке на штанге", но я уже догадываюсь, что это поразит меня ещё больше. Потому что я уже влюблена в этот тайный сияющий город по имени "Гваделорка".
Лорка-Лорка, Лорка-Гваделорка...
Жаль, но боюсь, старого Крапивина больше не будет никогда. Хотя бы потому, что уже я сама начала читать эту книгу с предубеждением: "Опять, ведь опять же появится это идеализированное мальчишество..." Это ужасно. Я искренне завидую брату, для которого Крапивин - любимый писатель и не делится на "нового" и "старого". А впрочем, у этой книги был шанс реабилитироваться. Мне понравилось самое начало - помидоры в сетке, которые горят как стоп-сигналы, теплый июнь, пыльная дорога, сандалетки на босу ногу. Резонанс. Мне понравились предыстории ребят, собравшихся вместе тем летом: драчливых для проформы Трубачей, беззащитного перед страшной болезнью Никеля, разочаровавшейся в кумире Лики, умного Квакера... А вот сама книга оказалась невыразительной и унылой. Началось оно - идеализированное мальчишество. Никто никогда ни с кем не ссорится. Никто никого даже случайно не обидит. Друг за друга горой. Зато взрослые - дураки. Даже те, которые свои. Ваня сбежал от деда, который назвал его негодяем и огрел ракеткой по спине за разбитый антикварный глобус, память о старом друге. Знаете, как раз это я понимаю - для мальчишки, которого никто в жизни пальцем не трогал, практически чужой человек, посмевший его так оскорбить, становится личным врагом. Но почему для Крапивина старый Граф тоже стал врагом? Дед с бабушкой с ума сходят, ищут мальчишку везде - а он, вернувшись, перед ними даже не извинился. И автор его в этом поддерживает. Ясно, что детей бить нельзя. Но почему нельзя хотя бы понять рассерженного и расстроенного деда? Почему? И история с бригом "Артемида" оказалась какой-то невыразительной. Не вызвало у меня никаких чувств стремление ребят узнать о живших в прошлом веке Грише Булатове и Павлушке, хотя сама тема поиска своих корней, изучения истории малой родины меня очень интересует. Слишком легко достается все ребятам - легко находятся антикварные материалы, легко сходятся ниточки давних событий, легко сочиняется история-сказка... Словно все это не задело самих ребят, словно они и не жили этой историей целое лето. Нет связи между временами... И перекличка ребят из разных времен, призванная напомнить подобную ей перекличку барабанщиков в эпилоге "Голубятни на желтой поляне", на самом деле напомнила ее только внешним сходством. То, что я чувствую каждый раз, дочитывая "Голубятню...", здесь и рядом не стояло.
Нет, наверное, книга все же хорошая. Просто я ждала от Крапивина большего.
Вчера прочитала «Гваделорку» Владислава Крапивина. Сказать что роман понравился, значит не сказать ничего. Настолько он хорош, что даже трудно об этом писать. Вообще эту книгу я ждала. Прочитала «Бриг Артемида» и знала, что продолжение будет. Думала над тем о чем напишет Владислав Петрович в новой книге и меньше всего ожидала что повествование будет про наше время. Тем непредсказуемей и интересней было ее читать. Надо отдать должное писателю, позаботился он и о тех, кто «Бриг Артемида» не читал, рассказал старую историю о Грише Булатове и о названном его брате Павлуше и о друге Гриши Агейке и даже о купце Максакове. Полюбившиеся уже герои, благодаря писателю, всплывали в памяти как давние знакомые. И все они, герои и первой и второй книги, магнитным стержнем книги были соединены воедино, чтобы читатель понял – ничего не происходит просто так, что добро имеет свое начало, но нет конца добрым делам. Главный герой книги Ваня Повелика приезжает из Москвы в Турень к бабушке на летние каникулы. Мог ли он подумать, что здесь он не только встретит настоящих друзей, но и прикоснется к тайнам прошлого и позапрошлого века, и что эта поездка так круто изменит всю его жизнь. Невероятно трогательна дружба между московским мальчиком Ваней и девочкой из провинциальной Турени Лорой. Страна детства Гваделорка связала их кровной нитью в одно целое. Дружба в книгах Крапивина – это живое явление, оно способно делать из трусов смельчаков, из негодяев – настоящих людей. Дружба не по принципу «сбиваемся в стаю шакалов и дружим против того-то или тех-то», а когда хочется защитить слабого, протянуть руку помощи оступившемуся, улыбнуться растерявшемуся. За это, пожалуй, я и люблю книги Крапивина, потому что в них живые люди и человеческие отношения. Дети чаще всего находят между собой общий язык, но не всегда - с взрослыми. Взрослый человек за свою жизнь обрастает грузом условностей и забывает какой он был в детстве, вот и рвется в таком случае ниточка взаимопонимания между взрослым и ребенком. А чтобы этого не произошло надо оставаться в душе ребенком. Как и произошло с дедом главного героя, которого (деда) еще по старой привычке все зовут Граф. Понятны мне были эти разговоры на равных обо всем на свете между Ваней и дедом, о смысле жизни, о добре и зле, о том, что ничего не происходит просто так… И опять же мой любимый «волшебный фонарь», из книги «Бриг Артемида» он перекочевал в новый роман и снова связывает и объединяет время и дарует надежду, что пока есть такие мальчики и девочки, которые этот фонарь «оживляют», значит добро будет жить. Будем и мы жить, но не по шакальим законам, а по человеческим.
"Некоторые находят в пресмыкании радость...Потому что ничтожества. Не могут сами по себе чувствовать себя личностями и подпитывают свое мироощущение за счет чужого величия. А величие это чаще всего без души и смысла... И самое поганое, что ничего не меняется из века в век... добра на свете не становится больше... Смысл жизни в общей гармонии мира. А гармония эта невозможна без красоты и без доброго отношения людей друг к другу... Пока что люди всей глубиной этой идеи проникнуться не сумели. И если не сумеют и дальше, нашей цивилизации будет крышка."
Книга - вещь незыблемая. Она придает прочность бытию.
Какие же они были всё-таки...
...истинные?
Потрепанные книги ("Пока мальчишки читают Жюля Верна, потеряно ещё не все") под мышками, сандалеты на босую ногу, майки с корабликами (а не со всякими мультяшными героями и суперменами из комиксов), цветные стёклышки, ключи, морские раковины и маленькие глобусы, выстрелы из пушек ровно двадцать второго июня и ровно на истинный полдень...Если "Бриг "Артемида"" была красочной книгой, мир которой был похож на документально-художественный фильм в режиме 5Д, с пейзажами разной степени красоты и умиротворения, но высококлассной реалистичности, то "Гваделорка" - совершенно не такая.
"Гваделорка" - шумная и беспечная. Течёт изменчивым потоком по бурым камням и гладкой гальке, бросается из крайности в крайность, отрывает в песке тайники и, - сокровище за сокровищем, - достаёт наружу одно открытие за другим.
Читателю, незнакомому с первой книгой, в "Гваделорке" скорее всего, сразу же станет не по себе. Впрочем, если он в меру любопытен и обожает тайны и загадки, то, может быть, сначала ему следует прочитать "Гваделорку", а затем - "Бриг". И узнать, что так оно и было на самом деле. Ваша покорная слуга, читая "Гваделорку", все время забывала, что это выдуманная история, и восхищалась тем, как мальчик Ваня, в котором прозорливый Квакер видел больше чем просто искателя обрывков, - смотрел в корень и догадывался о том, о чем догадаться было невозможно, - но на сто процентов верно.
Будь я ребенком, я бы поверила в эту книгу. Крепче чем в законы Ньютона. Будь я ребенком, я верила бы всем книгам Крапивина, потому что они все такие - волшебные донельзя, доверчивые и наивные, как широко раскрытые детские глаза, и в то же время хитрые и мудрые.
Я ещё не знаю, что меня ждет в "Бабочке на штанге", но я уже догадываюсь, что это поразит меня ещё больше.
Потому что я уже влюблена в этот тайный сияющий город по имени "Гваделорка".Лорка-лорка,
Лорка-Гваделорка...
Пока мальчики читают Жюля Верна. есть ещё надежда на будущее.
У старых людей дурацкая привычка: они то и дело умирают.
Arvustused, 7 arvustust7